Вы на портале

Выход белорусской компании на строительный рынок Казахстана (часть 4)

В рамках рубрики «Внешние рынки» предлагаем серию публикаций по выходу белорусских строительных компаний на рынок Казахстана.

В первой, второй и третьей частях статьи были освещены вопросы получения разрешения на осуществление строительной деятельности в Казахстане, нюансы трудовой деятельности и этапы строительной деятельности, вопросы получения земельного участка для строительства, в том числе в черте населенного пункта, а также о порядке и преимуществах получения государственных услуг в электронном формате.

В настоящей публикации рассмотрим важные вопросы, связанные с разработкой, согласованием, экспертизой и утверждением проектной документации.

Артюшенко Андрей
Артюшенко Андрей

Управляющий партнер юридической фирмы «Артюшенко и партнеры» (Республика Казахстан)

Нурсеит Азиз
Нурсеит Азиз

Юрист юридической фирмы «Артюшенко и партнеры» (Республика Казахстан)


1032 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Где изложены правила разработки, согласования и утверждения проектной документации?

Основные правила разработки, согласования и утверждения проектной документации, ее состав и содержание изложены:

— в Особенной части Гражданского кодекса Республики Казахстан;

— Законе Республики Казахстан от 16.07.2001 № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»;

— Правилах организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30.11.2015 № 750;

— Правилах проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 01.04.2015 № 299; 

— СН РК 1.02.03.2011 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство», утвержденных и введенных в действие приказом Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29.12.2011 № 540.

Какие стадии включает в себя проектирование?

Проектирование может производиться в несколько стадий (стадийность определяется заданием на проектирование):

1) первая стадия — подготовка проекта (разрабатывается на основании предпроектной документации);

2) вторая стадия — подготовка рабочей документации. 

Двухстадийное проектирование предполагается, когда речь идет о крупных объектах жилищно-гражданского или производственного назначения или о строительстве особо важных объектов, затрагивающих государственные или общественные интересы и осуществляемых с участием государственных инвестиций.

Проектирование объектов с продолжительностью строительства до 24 месяцев осуществляется в одну стадию — разработка рабочего проекта (РП), который подлежит утверждению в порядке, установленном законодательством. 

В одну стадию также разрабатываются проекты объектов строительства по типовым проектам, когда оформляется ранее разработанный индивидуальный проект, а также при реконструкции объектов.

Из чего состоит разработка проектной документации?

Началом проектирования считается дата вступления в силу договора на разработку проектно-сметной документации, заключенного между заказчиком и исполнителем (подрядчиком, генеральным проектировщиком). 

Договор на разработку проектно-сметной документации включает виды и объем работ, условия ведения авторского надзора при его необходимости (иначе указывается, что отсутствует необходимость в проведении авторского надзора). При этом существуют ограничения по объему работ, передаваемых в субподряд, — такие работы не должны превышать 2/3 от стоимости общего объема работ.

На этапе разработки проектной документации происходит детализация общих планировочных и объемно-пространственных решений, которые были приняты и утверждены в генеральных планах населенных пунктов. Проектная документация должна содержать решения и показатели по генеральному плану (с учетом зонирования территории).

Если разрабатываемая проектная документация обоснованно выходит за рамки, отступает от государственных нормативов, в том числе от генерального плана, необходимо наличие письменных согласований с органами, утвердившими данные нормативы; в случае с генеральным планом это местные представительные органы. До представления на согласование необходимо получить предварительное согласование отступлений (отклонений) от обязательных требований государственных нормативов с заинтересованными органами.

Разработанная и утвержденная проектная документация действительна в течение 3 лет с даты ее утверждения.

По истечении трехлетнего срока документация считается устаревшей. В этом случае ее необходимо привести в соответствие с действующими государственными нормативами и переутвердить, что производится в том же порядке, в котором она была утверждена, но уже с учетом изменившихся технических нормативов. 

Кто выдает задание на проектирование?

Заказчик (или застройщик) составляет и утверждает задание на проектирование, которое может быть также составлено генеральным проектировщиком или иным подрядчиком по поручению заказчика. Задание на проектирование является неотъемлемой частью договора на разработку проектно-сметной документации. Обычно задание на проектирование оформляют в виде приложения к договору на проектные работы.

Что в себе содержат исходные материалы для разработки проектной документации?

Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает подрядной проектной организации (генеральному проектировщику) исходные материалы (данные) для разработки проектной документации, которые включают:

— решение местных исполнительных органов районов (городов) о предоставлении соответствующего права на землю, включая регламенты по использованию территории в пределах ее границ и назначению объекта;

— материалы инженерных изысканий площадки строительства (в границах земельного участка и трасс прокладки коммуникаций), включая материалы топографической съемки и данные геологических и гидрогеологических изысканий, выполненные не ранее чем 36 месяцев (для уникальных объектов — не ранее чем 18 месяцев) до начала проектирования объекта (комплекса) в соответствии с действующими нормами, необходимыми для проектирования и строительства;

— технические условия на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения, предоставленные по запросу местных исполнительных органов поставщиками услуг по инженерному и коммунальному обеспечению в районе предполагаемого строительства;

— архитектурно-планировочное задание, выданное местным (города, района) органом архитектуры и градостроительства, включая условия инженерной подготовки территории, благоустройства и озеленения.

Важно!
Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для проектирования и выполнения изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.

Как осуществляется согласование проектной документации?

Разработанная в соответствии с заданием на проектирование, с архитектурно-планировочным заданием и иными исходными материалами проектная (проектно-сметная) документация проходит согласование и утверждение с учетом требований, установленных государственными нормативными документами.

Проектная документация должна содержать отметку главного инженера или главного архитектора проекта о соответствии проектной документации требованиям государственных нормативов.

В отдельных случаях нужно производить дополнительные согласования проектной документации с государственными инстанциями (к примеру, с Комитетом по делам строительства или с Комитетом индустриального развития и промышленной безопасности). Это касается строительства объектов специального назначения (например, опасных производственных объектов), если это прямо предусмотрено законодательными актами.

Дополнительные согласования также необходимы при отводе дополнительного земельного участка (прирезке территории), при изменении транспортных или коммуникационных связей, при ухудшении первоначально заложенных архитектурно-эстетических, инженерно-технических, противопожарных, противовзрывных и санитарных качеств, а также состояния окружающей среды.

Дополнительные согласования не требуются, если проектная документация на реконструкцию, техническое перевооружение или капитальный ремонт существующих объектов не требует отвода дополнительного земельного участка (прирезки территории) или изменения транспортных или коммуникационных связей, не ухудшает первоначально заложенные архитектурно-эстетические, инженерно-технические, противопожарные, противовзрывные и санитарные качества, а также состояния окружающей среды.

Кем производится экспертиза проектной документации и какова ее цель?

Экспертиза является одним из завершающих этапов разработки проектной документации и предшествует ее утверждению. 

Целью комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства является проведение анализа и оценки качества проектов путем установления соответствия (несоответствия) проектных решений условиям исходных документов (материалов, данных) для проектирования, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также соблюдения в проектных решениях и расчетах требований нормативов. 

Экспертиза производится экспертными организациями или экспертами, аттестованными по соответствующим разделам (частям) технико-экономических обоснований или проектно-сметной документации. 

В какие сроки производится экспертиза?

Экспертиза производится в течение:

— 45 рабочих дней по проектам строительства объектов, являющихся технологически или технически сложными объектами I и II уровней ответственности, потенциально опасных производственных объектов;

— 30 рабочих дней по проектам строительства объектов, одновременно являющихся технологически и технически не сложными объектами II уровня ответственности, не относящихся к категории потенциально опасных;

— 10 рабочих дней по проектам строительства объектов, одновременно являющихся технологически и технически не сложными объектами III уровня ответственности, не относящихся к категории потенциально опасных.

Какие есть понятия и виды экспертиз?

Существуют следующие понятия и виды экспертиз:

— экспертиза проектов (комплексная вневедомственная экспертиза технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), предназначенных для строительства, осуществляемая аккредитованными экспертными организациями или экспертами, имеющими соответствующий аттестат;

— комплексная вневедомственная экспертиза проектов строительства (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), отнесенная к государственной монополии;

— комплексная градостроительная экспертиза — обязательная экспертиза градостроительных проектов различного уровня;

— межгосударственная экспертиза проектов, представляющих взаимный интерес для двух и более государств-участников соответствующих международных договоров по проектированию и строительству объектов или градостроительному планированию смежных приграничных территорий.

К государственной монополии относится комплексная вневедомственная экспертиза проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации):

1) для строительства новых производственных зданий и сооружений, относящихся к потенциально опасным объектам строительства, а также новых технически и/или технологически сложных объектов, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования;

2) реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта существующих объектов, финансируемых за счет бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций, отнесенных:

— к потенциально опасным;

— технически и/или технологически сложным;

3) реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта существующих объектов, финансируемых за счет средств субъектов квазигосударственного сектора, отнесенных к первому уровню ответственности;

4) типовых проектов, разработанных уполномоченным органом в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. 

Комплексная вневедомственная экспертиза, осуществляемая государственной экспертной организацией, необходима, в частности, при строительстве потенциально опасных и технически и/или технологически сложных объектов (например, объектов использования атомной энергии, магистральных железных дорог, метрополитена и т.п.). 

Аккредитованные экспертные организации вправе проводить экспертизу как полного комплекта документов на проект в целом, так и отдельных разделов (частей) проекта с выдачей локальных экспертных заключений в случаях, если строительство объектов (комплексов) предусматривается по пусковым комплексам или по очередям, а также в случае, если строительство линейных сооружений инженерной или транспортной инфраструктуры разделяется на отдельные участки.

Локальные заключения комплексной вневедомственной экспертизы по отдельным разделам (частям) проекта не являются основаниями для утверждения проектно-сметной документации в целом, но используются в составе сводного экспертного заключения.

Проектная документация объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, подлежит обязательной экологической экспертизе.

Справочно.
Экологическая и санитарно-эпидемиологическая экспертизы проектов включены в комплексную вневедомственную экспертизу проектов, то есть отдельно проходить экологическую экспертизу не нужно.

Порядок проведения вышеупомянутых комплексных вневедомственных экспертиз утвержден приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 01.04.2015 № 299. 

Обязательной экспертизе подлежат: 

1) проекты градостроительного планирования развития и застройки территорий, подлежащие утверждению Правительством Республики Казахстан или местными представительными органами;

2) проектно-сметная документация, предназначенная для строительства зданий и сооружений, финансируемых за счет бюджетных средств или с их участием, а также имеющих долю государственной собственности и средств негосударственных займов под государственную гарантию;

3) проектно-сметная документация, предназначенная для строительства объектов, финансируемых без участия бюджетных средств или иных форм государственных инвестиций, за исключением проектов строительства технически несложных объектов.

Справочно.
Экспертиза проектов строительства осуществляется по принципу «одного окна» посредством единой электронной информационной системы, с учетом всех обязательных отраслевых экспертиз.

По результатам проведенной комплексной вневедомственной экспертизы экспертные организации выдают:

— положительное экспертное заключение с рекомендацией к утверждению рассмотренного проекта (ТЭО или ПСД) для его реализации;

— отрицательное экспертное заключение о несоответствии проекта (ТЭО или ПСД) требованиям государственных нормативов, действующих в Республике Казахстан;

— письмо-согласование о результатах расчета лимита сметной стоимости объекта в рамках реализации инвестиционных пилотных проектов по строительству объектов в отраслях здравоохранения, образования, жилищного строительства в городе Нур-Султан, Жамбылской и Северо-Казахстанской областях, определенного с применением укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений (при наличии) и/или объектов-аналогов на этапе планирования.

Как утверждается проектная документация?

Утверждение проектной документации производится решением заказчика, с указанием основных утверждаемых технико-экономических показателей. Законодательством предусмотрен порядок утверждения проектной документации по проектам, строящимся за счет государственных инвестиций. 

Справочно.
Особенности утверждения проектной документации по проектам, финансируемым за счет бюджетных средств, содержатся в приказе Министра национальной экономики от 02.04.2015 № 304.

1032 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме