Вы на портале

Параллельное проектирование и строительство: учитываем важное

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27.08.2021 № 486

С 4 сентября 2021 г. вступило в силу Положение о параллельном проектировании и строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.08.2021 № 486 (далее — Положение), которым урегулированы важные аспекты осуществления параллельного проектирования и строительства объектов. Рассмотрим их подробнее.

Филипишин Александр
Филипишин Александр

Адвокат Минской областной специализированной юридической консультации «Судебная защита бизнеса»

1661 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Каковы предпосылки принятия постановления № 486?

В соответствии с действующими положениями Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26) до начала 2021 г. был установлен общий запрет на применение параллельного проектирования и строительства объектов, кроме случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь. 

26 февраля 2021 г. Указом Президента Республики Беларусь № 58 «Об осуществлении строительной деятельности» в Указ № 26 были внесены некоторые изменения, которые затронули в том числе регулирование института параллельного проектирования и строительства объектов. Так, согласно новой редакции подп. 1.9 п. 1 Указа № 26 параллельное проектирование и строительство допускается в случаях и порядке, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь.

В развитие вышеуказанных изменений 27 августа 2021 г. было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 486 «О параллельном проектировании и строительстве объектов и осуществлении административных процедур» (далее — постановление № 486). Постановление № 486 вступило в силу с 4 сентября 2021 г. (за исключением подп. 2.1 п. 2, предусматривающего внесение изменений в единый перечень административных процедур, который вступает в силу с 07.11.2021) и призвано урегулировать отдельные вопросы, связанные с применением параллельного проектирования и строительства объектов.

Справочно.
С текстом постановления № 486 можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/3ojuUGe.

Параллельное проектирование и строительство — это…?

Параллельное проектирование и строительство объектов является решением, которое позволяет существенно сократить временные затраты на проектирование и строительство объектов.

Так, согласно абз. 3 п. 2 Положения параллельное проектирование и строительство объектов — это выделение в строительном проекте этапов работ с выполнением работ по строительству объекта на текущем этапе одновременно с выполнением проектных работ на последующие этапы при наличии утвержденного в установленном порядке архитектурного проекта. 

Параллельное проектирование и строительство объектов допускается в случаях осуществления строительной деятельности по возведению, реконструкции, реставрации (п. 3 Положения):

— объектов социальной инфраструктуры, включенных в Государственную инвестиционную программу, а также в региональные инвестиционные программы;

— линейных объектов¹;

¹ Линейное сооружение — сооружение, представляющее собой протяженную наземную, надземную или подземную инженерно-строительную систему, предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида (железные и автомобильные дороги, магистральные трубопроводы, продуктопроводы, инженерные сети, каналы и т.п.) (подп. 2.34 п. 2 постановления Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.03.2015 № 11).

Справочно.
Линейный объект — дороги, железные дороги, метрополитены, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, каналы (абз. 2 ч. 1 п. 2 Положения).

— объектов инженерной инфраструктуры в свободных экономических зонах;

— объектов строительства, необходимых для функционирования мелиоративных и водохозяйственных систем;

— технологических объектов промышленности;

— уникальных объектов национального уровня².

² К уникальным объектам относятся театры, музеи, художественные и выставочные комплексы, национальные спортивные сооружения, гостиницы высшей категории, а также объекты, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (п. 2 Положения).

Важно отметить, что параллельное проектирование и строительство жилых домов не допускается.

Положение также уточняет многие аспекты, касающиеся порядка проведения параллельного проектирования и строительства. В частности, вопросы о необходимости оформления дополнительной разрешительной документации, об особенностях проектной документации и субъектах, уполномоченных принимать решение о параллельном проектировании.

Какие особенности следует учитывать?

Исходя из норм Положения, можно выделить основные особенности, которые нужно учитывать при осуществлении параллельного проектирования и строительства объектов.

1. В составе предпроектной документации необходимо наличие обоснования инвестиций с разделом, определяющим бюджет проекта и оценку эффективности инвестиций (ч. 1 п. 4 Положения).

Отметим, что п. 4 Положения установлены исключения из вышеуказанного правила, когда соответствующий раздел обоснования инвестиций не обязателен. Данное исключение распространяется на объекты, по которым предпроектная документация разрабатывается в сокращенном объеме, то есть в форме задания на проектирование. К исключениям относятся:

— капитальный ремонт и благоустройство объектов строительства первого —пятого класса сложности;

— возведение, реконструкция и реставрация зданий и сооружений четвертого и пятого классов сложности;

— возведение и реконструкция объектов обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспорта нефти, газа и воды, располагаемого на территории месторождения;

— модернизация технологических объектов промышленности первого — четвертого классов сложности, направленная на повышение уровня экономической безопасности объекта и не влекущая изменения основных технико-экономических показателей;

— реконструкция (модернизация) помещений зданий и сооружений первого — четвертого классов сложности, направленная на повышение потребительских качеств и безопасности объекта и не влекущая изменения основных технико-экономических показателей и не затрагивающая несущей способности сооружения;

— возведение и реконструкция распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры первого — четвертого классов сложности;

— возведение объектов строительства по типовым и рекомендованным для повторного применения проектам³.

³ Данный перечень содержится в подп. 4.7 п. 4 ТКП 45-1.02-298-2014 (02250) «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения» (в редакции изменения № 1, введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.10.2015 № 252).

В указанных случаях, поскольку разработка обоснования инвестиций не является обязательной, параллельное проектирование может осуществляться только на основании задания на проектирование.

Справочно.
Параллельное проектирование и строительство объектов допускается на основании наличия разработанного в составе предпроектной документации по объекту строительства раздела обоснования инвестиций, определяющего бюджет проекта и оценку эффективности инвестиций, и указывается в задании на проектирование (ч. 1 п. 4 Положения).

2. Задание на проектирование должно содержать прямое указание на то, что осуществляется параллельное проектирование и строительство объекта. 

Данная норма не предполагает каких-либо исключений. Это указание необходимо для уведомления местных исполнительных и распорядительных органов и указания на применение метода параллельного проектирования и строительства, в частности в случаях, когда предпроектная документация разрабатывается в сокращенном объеме (без разработки обоснования инвестиций).

3. Необходимо решение о применении параллельного проектирования, принятое соответствующим государственным органом или заказчиком.

Положение устанавливает перечень субъектов, уполномоченных принимать решение о применении параллельного проектирования при проведении строительных работ или строительстве объектов. В зависимости от источника финансирования в Положении выделено 3 вида лиц, уполномоченных принимать такое решение:

— Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь — при финансировании объекта с привлечением средств республиканского бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов и средств, приравниваемых к ним⁴;

⁴ В данном случае речь идет о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитах банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитах банков, погашение и обслуживание которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

— областные, Минский городской исполнительный комитет — при финансировании объекта за счет средств местных бюджетов или приравниваемых к ним⁵;

⁵ См. сноску 4, только в отношении местных бюджетов (например, кредиты банков Республики Беларусь, выданные под гарантии местных исполнительных органов, кредиты банков, погашение и обслуживание которых осуществляется за счет местных бюджетов).

— заказчиком или застройщиком — при финансировании за счет источников, не указанных выше.

4. При параллельном проектировании и строительстве необходимо учитывать некоторые особенности при оформлении проектной документации.

Согласно п. 5 Положения при оформлении проектной документации следует учитывать нормы, установленные техническими нормативными правовыми актами. В данном случае в первую очередь речь идет о ТКП 45-1.02-298-2014 (02250) «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения» (далее — ТКП). 

Справочно.
С текстом ТКП с учетом Изменений 1–7 можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/3CO5LHU.

Среди упомянутых особенностей можно выделить в том числе и необходимость наличия дополнительных указаний при оформлении задания на проектирование. В частности, п. 9 Приложения Е к ТКП предусматривает необходимость указания в задании на проектирование реквизитов решения о применении параллельного проектирования и строительства. Схожее указание содержится также в Приложении Ж к ТКП.

Следует также учитывать, что применение некоторых норм, установленных техническими актами, является добровольным, в то время как применение других обязательно. Примером обязательных к применению норм являются Приложения Е и Ж к ТКП, упомянутые выше.

5. Параллельное проектирование и строительство осуществляется в соответствии с выделенными этапами и стадиями.

В частности, проектная документация разрабатывается в две стадии:

1) архитектурный проект;

2) строительный проект.

Строительные работы разделяются на этапы, определяемые исходя из общего объема работ, сроков их выполнения, наличия необходимых материальных ресурсов и т.д. Также предусмотрена необходимость учитывать специфику строительства, в частности при строительстве линейных объектов.

Справочно.
Этап работ — совокупность технологически связанных между собой строительно-монтажных, пусконаладочных работ, образующих законченный элемент возводимого, реконструируемого, реставрируемого объекта строительства, выделяемых в установленном порядке в проектной документации и договоре строительного подряда (абз. 6 п. 2 Положения).

При необходимости осуществления или проведения каких-либо подготовительных работ или мероприятий (очистка территории, снос или демонтаж существующих сооружений и т.д.) данные работы выделяются в отдельный этап строительства⁶.

⁶ Частью 2 п. 6 Положения установлен перечень возможных подготовительных мероприятий, включающих, в частности, снос (демонтаж) существующих зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, а также инженерную подготовку территорий.

6. До начала выполнения строительных работ с применением параллельного проектирования необходимо направить соответствующее уведомление.

Порядок направления и содержание указанного уведомления регламентированы постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 «О порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ».

Строительно-монтажные работы на объекте, в отношении которого ведется параллельное проектирование и строительство, могут быть начаты после направления в установленном порядке уведомления о начале производства строительно-монтажных работ в орган государственного строительного надзора (за исключением объектов, на которых не осуществляется государственный строительный надзор).

К этому моменту должны быть в наличии:

— архитектурный проект на объект в целом и положительное заключение государственной экспертизы по данному архитектурному проекту; 

— строительный проект на первый этап работ и положительное заключение государственной экспертизы по данному строительному проекту (при необходимости его получения в соответствии с законодательством).

Резюме.
Анализируемое Положение отражает общий курс масштабных изменений законодательства в сфере регулирования строительной деятельности в Республике Беларусь, внесенных Указом № 26. Положение призвано урегулировать порядок осуществления параллельного проектирования и строительства, сфера применения которого была существенно расширена в 2021 г. Данный порядок призван значительно ускорить реализацию строительных проектов, что имеет большое значение для инвесторов и предпринимателей, являющихся заказчиками или застройщиками в строительстве.

1661 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме