Вы на портале
Государственные закупки

Что и как можно менять в договоре государственной закупки?

Изменение условий договора государственной закупки (далее — договор) всегда было одной из самых актуальных тем. До последнего времени общее правило, закрепленное в законодательстве, можно было кратко сформулировать так: «После заключения договора его условия менять нельзя, за исключением случаев, прямо указанных в нормативных актах». Перечень таких случаев был небольшой. Для закупок в строительстве применение данных исключений было либо неактуально, либо связано со значительными затруднениями.

Однако все изменилось. Рассмотрим письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 08.06.2022 № 14-01-10/1774К «Об изменении условий договора государственной закупки и его проекта» (далее — письмо № 1774) применительно к государственным закупкам (далее — госзакупки) в строительстве.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

1601 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Изменение условий проекта договора при его заключении

В первой части письма № 1774 рассматриваются случаи изменения проекта договора в период между объявлением победителя процедуры госзакупки и подписанием договора. 

Справочно:
С текстом письма № 1774 можно ознакомиться на официальном сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в разделе «ДЕЯТЕЛЬНОCТЬ —> Регулирование и контроль закупок —> Разъяснения действующего законодательства» или по короткой ссылке clck.ru/sUXsN.

Основной нормой, регламентирующей отношения сторон в этот период, является ч. 1 п. 1 ст. 24 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З), согласно которой при проведении открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений договор между заказчиком и участником-победителем заключается на условиях, указанных в документах, предоставляемых для подготовки предложения, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя.

Отметим, что формирование содержания проекта договора проходит в 3 стадии:

1-я стадия. Проект договора включается в состав документов для подготовки предложений:

  • в конкурсные документы (п. 1 ст. 32 Закона № 419-З);
  • в аукционные документы (п. 1 ст. 39 Закона № 419-З);
  • в документы процедуры запроса ценовых предложений (п. 1 ст. 46 Закона № 419-З).

На этой стадии в проекте договора заказчик оставляет пробелы для сведений, которые являются предметом обсуждения при проведении процедуры госзакупки (стоимость, сроки выполнения и т.д.).

2-я стадия. Получение предложений от участников, проверка их на полноту и достоверность. 

На этой стадии заказчик формирует протокол выбора участника-победителя, в котором указывает в том числе сведения из наилучшего предложения.

3-я стадия. Заказчик переносит сведения из предложения участника-победителя в проект договора и тем самым формирует его окончательный вариант.

В ходе проведения процедуры допускается внесение изменений в проект договора только в случаях, оговоренных в Законе № 419-З, а именно:

  • включение в иные соответствующие части (лоты) предмета госзакупки объема (количества) части (лота), выделенного изначально для субъектов малого и среднего предпринимательства, в случае признания по такой части (лоту) процедуры несостоявшейся (п. 2 ст. 29 Закона № 419-З);
  • уменьшение объема (количества) предмета госзакупки и (или) его части (лота) не более чем на 10 % при недостаточности финансирования (п. 3 ст. 35, п. 3 ст. 42, п. 3 ст. 44, п. 3 ст. 48 Закона № 419-З).

Справочно:
Согласно ч. 4 ст. 12.9 КоАП за не предусмотренное законодательством изменение заказчиком (организатором) условий договора (его проекта) или предмета госзакупки предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 20 базовых величин.

Урегулирование разногласий между заказчиком и участником при заключении договора 

При выполнении алгоритма формирования проекта договора иногда возникают сбои, причинами которых чаще всего являются: 

  • изменение заказчиком содержания проекта договора в части, не являвшейся предметом обсуждения при проведении процедуры;
  • неполное или искаженное перенесение содержания предложения участника-победителя в проект договора.

Приведем следующий пример с поправкой на то, что события происходили до 01.07.2021, то есть до применения Закона № 419-З к закупкам в строительстве.

Пример.
Участник, выбранный победителем при проведении процедуры подрядных торгов, получил проект договора строительного подряда, в котором содержалось следующее условие: «Подрядчик должен закупить оборудование для строящегося объекта, смонтировать, сдать в эксплуатацию и доказать комиссии заказчика эффективность проведенной закупки и работы оборудования». В тексте проекта договора не устанавливалось каких-либо критериев эффективности. В проекте договора, приложенном к конкурсным документам, данное условие отсутствовало. Исключать это условие из договора заказчик категорически отказывался. Спор закончился подписанием протокола об отказе от взаимных претензий в связи с неподписанием договора.

В настоящее время в случае проведения процедуры госзакупки такой исход невозможен. Для защиты прав участника в рассматриваемой ситуации предусмотрен следующий механизм:

1) в случае несоответствия условий проекта договора условиям, указанным в документах, предоставляемых для подготовки предложения, и (или) условиям, содержащимся в предложении этого участника-победителя и (или) протоколе выбора участника-победителя, участник-победитель в течение 3 рабочих дней со дня размещения на электронной торговой площадке заказчиком проекта договора размещает на электронной торговой площадке соответствующее уведомление с возражениями;

2) уведомление с возражениями может быть размещено участником-победителем на электронной торговой площадке в отношении соответствующего проекта договора не более одного раза (ч. 4 п. 4 ст. 24 Закона № 419-З);

3) заказчик в течение 3 рабочих дней со дня размещения участником-победителем на электронной торговой площадке уведомления с возражениями рассматривает его и размещает на электронной торговой площадке:

  • при полном либо частичном согласии с возражениями — извещение о согласии учесть все либо отдельные возражения, формирует и размещает на электронной торговой площадке проект договора с учтенными возражениями;
  • при несогласии с возражениями — извещение с указанием причин невозможности учесть возражения.

В письме № 1774 подчеркивается, что в течение 5 календарных дней со дня размещения заказчиком указанных выше извещений участник-победитель подписывает проект договора, а при неподписании проекта договора в установленный срок победитель процедуры госзакупки признается уклонившимся от заключения договора (п. 4 ст. 24 Закона № 419-З).

Отметим, что у участника, не согласного с отказом заказчика учесть возражения на проект договора, отсутствует возможность защиты своих прав в порядке обжалования действий (бездействия) и (или) решений заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов в уполномоченный государственный орган по госзакупкам в порядке, предусмотренном ст. 52, 53 Закона № 419-З.

Основания для такого утверждения следующие:

1. Согласно п. 2 ст. 52 Закона № 419-З жалоба в уполномоченный государственный орган по госзакупкам может быть подана участником на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее 10 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры госзакупки или признании ее несостоявшейся.

2. В соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 24 Закона № 419-З заказчик размещает на электронной торговой площадке проект договора в течение 5 календарных дней со дня истечения срока для обжалования, установленного абз. 3 п. 2 ст. 52 Закона № 419-З.

Таким образом, подача жалобы в уполномоченный государственный орган по госзакупкам на действия заказчика в связи с отказом в приведении проекта договора в соответствие с условиями проведения процедуры госзакупки невозможна в связи с истечением срока на обжалование.

Справочно.
Если участник-победитель не подпишет проект договора, он подлежит включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (абз. 2 ч. 1 п. 1 ст. 17 Закона № 419-З).
Реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, размещен на сайте Государственной информационно-аналитической системы или по короткой ссылке clck.ru/qAaRJ.

Изменение договора при его исполнении

Во второй части письма № 1774 рассматриваются вопросы изменения условий договора при его исполнении.

Как следует из ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, не допускается изменение условий договора при его исполнении в части:

  • предмета госзакупки;
  • требований к предмету госзакупки; 
  • объема (количества) предмета госзакупки; 
  • порядка оплаты;
  • сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполни-телем);
  • цены договора;
  • ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Внесение изменений в перечисленные условия договора возможно только в случаях, установленных ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, а также Советом Министров Республики Беларусь.

Справочно:
Допускается изменение условий договора в части предмета госзакупки и требований к предмету госзакупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора также в случаях, установленных в подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"».
Данное нововведение действует только в пределах 2022 г.

В письме № 1774 Министерство антимонопольного регулирования и торговли обращает внимание, что изменение иных условий договора не запрещено.

Из письма № 1774 применительно к строительной деятельности актуально следующее: 

1. Допускается именно увеличение объема (количества) предусмотренных договором товаров (работ, услуг) не более чем на 15 % а не дополнение новыми товарами (работами, услугами) либо иное изменение ассортимента.

2. Согласно абз. 7 подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — постановление № 395) допускается изменение цены договора в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов). Поставщик (подрядчик, исполнитель) должен обосновать влияние изменений законодательства на изменение цены договора в каждом конкретном случае.

3. В соответствии с абз. 11 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 допускается изменение в 2022 г. сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки. Подготовка такого обоснования, как и в других случаях, возлагается на поставщика (подрядчика, исполнителя). В письме № 1774 рекомендуется в таком обосновании отразить информацию, достаточную для установления факта невозможности исполнения обязательств в случае сохранения сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), установленных договором при заключении.

4. На основании абз. 11 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 в 2022 г. допускается изменение порядка оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки. Невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя).

Справочно:
Соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор (ч. 1 п. 2 ст. 25 Закона № 419-З).

В письме № 1774 отмечено, что в законодательстве не содержится определения термина «порядок расчетов». По мнению регулятора, под порядком расчетов понимаются форма расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вид, способ такого расчета, условие предоставления (непредоставления) аванса, предварительная оплата, оплата по факту поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и пр.


Дополнительно по теме:
>>Майборода В. Обновление в правилах государственных закупок

1601 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме