Содержание:
Изменение пороговых значений
В новой редакции подп. 1.3 п. 1 постановления № 395 изменены пороговые значения для проведения процедуры запроса ценовых предложений. Для наглядности изменения представлены в таблице:
Закупаемые объекты | до 31.03.2022 | c 31.03.2022 |
---|
Товары | от 300 до 1000 БВ | от 300 до 2000 БВ |
Работы (услуги) | от 300 до 3000 БВ | от 300 до 5000 БВ |
Таким образом, изменения пороговых величин коснулись только одной процедуры — запроса ценовых предложений. До 300 БВ, как и ранее, проводится процедура закупки из одного источника. От 300 БВ может проводиться процедура электронного аукциона по решению заказчика, за исключением установленных в законодательстве случаев закупки отдельных товаров.
Указанные изменения пороговых величин для процедуры запроса ценовых предложений не имеют обратной силы. Например, если заказчик 28.03.2022 объявил закупку по процедуре открытого конкурса на закупку работ (услуг) с ориентировочной ценой до 5000 БВ, то отменить такую процедуру по основанию необходимости приведения условий закупки в соответствие с нормами законодательства о закупках он не вправе.
Ограниченное увеличение объема закупаемых товаров (работ, услуг)
Согласно новой редакции абз. 2 ч. 1 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 допускается изменение условий договора в случаях увеличения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 15 % по отношению к предусмотренному договором при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг). В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого увеличения.
Из содержания приведенной нормы следует, что:
- увеличение объема (количества) закупаемых товаров (работ, услуг) возможно не более чем на 15 % (до 31.03.2022 — не более чем на 10 %);
- стоимость закупаемых товаров (работ, услуг) должна увеличиться пропорционально увеличению объема (количеству), то есть также не более чем на 15 %.
Реализация данной нормы не вызывает затруднений при закупке однородных товаров.
Пример
Договором предусмотрена поставка 100 единиц товара при цене 1 рубль/ед. Увеличение объема поставки до 115 единиц при общей стоимости 115 руб. будет соответствовать требованиям законодательства.
Применение рассматриваемой нормы при закупке работ (услуг) в строительстве значительно усложняется.
Пример
По условиям договора требуется отремонтировать 10 кабинетов. В ходе исполнения договора возникла необходимость в ремонте еще одного кабинета. На вопрос «Будет ли такое увеличение объема соответствовать требованиям норм постановления № 395?» однозначный ответ дать невозможно. Проблема в том, что объем строительных работ, как правило, выражается в погонных, квадратных и кубических метрах. Объем ремонтных работ в кабинетах не будет одинаков. Кроме того, можно утверждать, что в разных помещениях не совпадает и состав работ. Рассматриваемая же норма оперирует понятием «соответствующих товаров (работ, услуг)», то есть должно соблюдаться соответствие между работами (услугами), предусмотренными договором в первоначальной редакции, и работами (услугами), предусмотренными в дополнительном соглашении.
По нашему мнению, при увеличении закупаемых строительных работ (услуг) в дополнительном соглашении к договору следует предусматривать сравнительную таблицу с указанием первоначального объема, увеличенного объема работ (услуг) и процента увеличения по каждому их виду.
Рассматриваемая норма имеет обратную силу. То есть увеличение закупаемого объема в соответствии с нормой подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 возможно и для договоров, заключенных до 31.03.2022. Если в договоре было указано о возможности увеличения до 10 %, то немедленной корректировки не требуется, ее можно сделать в случае возникновения потребности в дополнительных товарах (работах, услугах).
Закупка из одного источника и увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг)
Согласно абз. 3 ч. 1 подп. 1.8 п. 1 новой редакции постановления № 395 в случае увеличения объема (количества) товаров (работ, услуг) в рамках договоров, заключенных по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с пп. 1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З), стоимость товаров (работ, услуг) увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого увеличения.
Из перечисленных пунктов приложения к Закону № 419-З для целей строительства интересен только п. 1 — приобретение услуг централизованного водоснабжения, водоотведения (канализации), теплоснабжения (отопления, горячего водоснабжения), газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иных услуг, относящихся к сферам естественных монополий.
Применение данной нормы для строительства рассмотрим на следующих примерах.
Пример
Заказчик осуществляет строительство объекта собственными силами, но за счет бюджетных средств. В связи с увеличением объема выполняемых работ или выполнением не учтенных в проектной документации работ увеличилось потребление воды, электроэнергии или иных потребляемых ресурсов у субъектов, относящихся к естественным монополиям. В этом случае закупка дополнительных объемов указанных ресурсов будет осуществляться по процедуре закупки из одного источника. При этом ограничение на дополнительный объем не установлено.
Пример
Заказчик по договору подряда должен передать подрядчику точки подключения к потребляемым ресурсам (вода, электроэнергия и т.п.). Подрядчик заключает договоры с энергоснабжающими организациями и, соответственно, производит расчеты за потребляемые ресурсы. Данные затраты в дальнейшем подрядчик выставляет заказчику. Заказчик осуществляет возмещение затрат с учетом объемов, указанных в сметной документации. В случае необходимости увеличения потребляемых объемов ресурсов для строительства, по нашему мнению, применить абз. 3 ч. 1 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 нельзя. Причина в том, что закупку осуществляет подрядчик, который не является в данном случае субъектом государственных закупок. В этом случае для заказчика будет действовать норма об ограничении объема закупок не более чем на 15 %.
Изменение сроков исполнения обязательств и порядка оплаты
Согласно абз. 10 ч. 1 подп. 1.8 п. 1 новой редакции постановления № 395 допускается изменение в 2022 г. сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки.
Невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя).
Акцентируем внимание на следующем:
1. Норма действует только в 2022 г. При этом в 2022 г. должно произойти внесение изменений в условия договора в части исполнения сроков обязательств или изменения условий оплаты. При этом необходимо учитывать, что нельзя переносить срок оплаты за пределы бюджетного года.
2. Обстоятельства, послужившие основанием изменения сроков исполнения обязательств, нельзя было предусмотреть при заключении договора. Данное требование граничит с условиями форс-мажора, однако изменение срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы предусмотрено в абз. 8 ч. 1 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395. Следовательно, обстоятельства, о которых говорится в рассматриваемой норме, не должны относиться к форс-мажорным для подрядчика.
3. Условием применения нормы об изменении сроков исполнения обязательств (порядка оплаты) является наличие обоснования, подготовленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Законодатель не указал на необходимое содержание такого обоснования, а также на возможность отклонения заказчиком такого обоснования. С учетом подп. 1.44 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, согласно которому получатель бюджетных средств — бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств, заказчик имеет право как принять, так и отклонить обоснование, подготовленное подрядчиком.
Рассматриваемая норма имеет обратную силу, то есть для договоров, заключенных до 31.03.2022, также может изменяться срок исполнения обязательств и (или) порядок оплаты.
Отмена обязательного обеспечения
Менее чем через полгода было отменено обязательное предоставление подрядчиками обеспечения исполнения обязательств по договору в виде перечисления денежных средств в размере от 10 до 30 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.
Обращаем внимание, что норма не имеет обратной силы. Это означает, что в договоры, заключенные до 31.03.2022, где было предусмотрено предоставление обеспечения, изменения вносить не требуется, а обеспечение исполнения обязательств продолжает действовать до исполнения договора.
Справочно.
Постановление № 188 вступило в силу с 31 марта 2022 г. С текстом постановления № 188 можно ознакомиться по ссылке.