Содержание:
Вопрос 1: Какую сумму земельного налога следует оплатить и отнести на стоимость объекта строительства (счет 08), финансируемого за счет бюджетных средств, если строительство объекта начато в 2022 г., а ввод в эксплуатацию осуществляется в мае 2023 г. и бюджетное финансирование закрывается?
Ответ: С 01.01.2023 плательщики земельного налога уплачивают земельный налог авансовыми платежами в соответствии с п. 6 ст. 244 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Авансовые платежи подлежат уплате в размере 1/4 суммы земельного налога, исчисленного за предыдущий налоговый период, проиндексированного на прогнозный индекс роста потребительских цен (110,5 % за 2022 г.) на текущий календарный год, по срокам не позднее 22.02.2023, 22.05.2023, 22.08.2023, 22.11.2023 на основании подп. 5.3 п. 5 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 30.12.2022 № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее – Закон № 230-З) и письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.01.2023 № 2-2-15/00309 «О направлении разъяснения норм законодательства» (далее – письмо № 2-2-15/00309).
Иных вариантов оплаты налога нормами НК не предусмотрено, в том числе для плательщиков, чьи объекты финансируются за счет бюджетных средств.
Следовательно, в 2023 г. организация самостоятельно уплачивает авансовые платежи, рассчитанные в вышеуказанном порядке, исходя из суммы земельного налога, отраженного в налоговой декларации за 2022 г.
В бухгалтерском учете суммы земельного налога по земельным участкам, предоставленным для возведения, относятся на увеличение стоимости объекта строительства, а не на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли (п. 5 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10 (далее – Инструкция № 10), подп. 3.3 п. 3 ст. 245 НК).
Таким образом, учитывая необходимость формирования в бухгалтерском учете стоимости объекта с учетом исчисленного земельного налога, а также возможность правильно определить сумму земельного налога на основании фактически имеющейся информации о земельных участках исходя из налоговой базы земельного налога и ставок земельного налога, установленных НК, организации следует самостоятельно рассчитать земельный налог за 2023 г., оформив расчет бухгалтерской справкой (пп. 1‒4 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее – Закон № 57-З).
Вопрос 2: УКС является заказчиком по объектам строительства, финансируемым за счет бюджетных средств. Сумма земельного налога относится на счет 08. Как рассчитать и оплатить сумму земельного налога в 2023 г. за счет бюджетных средств, если земельный участок выделен под строительство объекта в 2023 г.?
Ответ: Исходя из норм главы 20 НК организациями, у которых отсутствовали земельные участки в 2022 г., авансовые платежи в 2023 г. не уплачиваются (письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14.03.2023 № 2-2-15/00805 «Об авансовых платежах по земельному налогу»).
Особенностей по исчислению и уплате земельного налога для плательщиков, у которых объекты строительства финансируются за счет бюджетных средств, положениями НК не предусмотрено.
Следовательно, при получении в пользование земельного участка в 2023 г. организация будет уплачивать земельный налог за соответствующие кварталы пользования не авансовыми платежами, а единоразово в срок до 22.02.2024 исходя из налоговой декларации за 2023 г. (п. 6 ст. 244 НК).
Одновременно, учитывая необходимость формирования в бухгалтерском учете стоимости объекта с учетом исчисленного земельного налога (п. 5 Инструкции № 10), организации-застройщику следует самостоятельно рассчитать сумму земельного налога за налоговый период, составив бухгалтерскую справку с целью достоверного отражения стоимости объекта строительства.
Налоговая база, ставки земельного налога, повышающие (понижающие) коэффициенты определяются организацией-застройщиком в общем порядке, установленном в главе 20 НК.
Вопрос 3:Если имеются объекты строительства свыше 3 лет, финансируемые за счет бюджетных средств (дороги, инженерно-транспортная инфраструктура, кладбище), нужно ли при исчислении земельного налога применять коэффициент 3?
Ответ: Коэффициент 3 к ставке земельного налога применяется по всем земельным участкам, целевое назначение которых «для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)», на которых в течение 3 лет с даты принятия решения о предоставлении земельного участка, даты государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок либо с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка не произведена:
- государственная регистрация создания последнего из возводимых капитальных строений (изменения капитальных строений в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса), за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае если они подлежат государственной регистрации);
- приемка в эксплуатацию последнего из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при их возведении с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае если их государственная регистрация не требуется) согласно п. 3 ст. 238, п. 12-1 ст. 241 НК, п. 2 совместного разъяснения Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь и Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 19.05.20223 № 2-2-15/01535/5-1-23/15822/10-1-30/6482/6-3/1 «О применении коэффициента 3 по земельному налогу и арендной плате за земельные участки».
Исключений для объектов строительства, финансируемых за счет бюджетных средств, нормами НК не предусмотрено, в связи с чем земельный участок, который соответствует критерию по п. 3 ст. 328 НК и на котором расположены не принятые в эксплуатацию сооружения и (или) передаточные устройства, подлежит налогообложению с применением коэффициента 3.
Вопрос 4: Если отведен земельный участок под проект застройки микрорайона (жилые дома, детский сад, торговый центр) и нормативный срок строительства составляет 56,5 месяцев, нужно ли применять коэффициент 3? Финансирование объекта ‒ бюджетные средства.
Ответ: Да, коэффициент 3 применяется.
Коэффициент 3 к ставкам земельного налога, установленный п. 12-1 ст. 241 НК, будет применяться ко всем земельным участкам, которые будут относиться к земельным участкам, на которых отсутствуют капитальные строения.
Определение таких земельных участков приведено в п. 3 ст. 238 НК, и в нем отсутствует привязка к нормативному сроку строительства или средствам, за счет которых финансируется строительство.
Повышенный коэффициент применяется по истечении трехлетнего срока с даты принятия решения о предоставлении земельного участка (если принятие такого решения не требуется ‒ с даты государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок) либо с даты изменения целевого назначения земельного участка на цель, по которой земельный участок попадает под применение повышенного коэффициента, ‒ «для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)».
Вопрос 5: Объект, финансируемый из бюджета, вводится в эксплуатацию в июне 2023 г. Земельный налог по этому объекту будет рассчитан в 2024 г. Бюджетное финансирование данного объекта будет прекращено в 2023 г. Каким образом заказчику включить земельный налог в стоимость бюджетного объекта и оплатить его?
Ответ: Как следует из разъяснений письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.04.2023 № 2-2-13/01065 «Об отражении сумм земельного налога в налоговом и бухгалтерском учете», в целях достоверного определения стоимости строительства в бухгалтерском учете организации следует самостоятельно рассчитать сумму земельного налога, подлежащего отнесению на стоимость объекта строительства, независимо от необходимости уплаты его авансовыми платежами. Расчет сумм земельного налога, подлежащего включению в стоимость объекта строительства, оформляется бухгалтерской справкой (пп. 1‒4 ст. 10 Закона № 57-З).
При этом уплата земельного налога в бюджет производится в зависимости от наличия налоговой декларации с исчисленным налогом за 2022 г.:
- если по данному земельному участку в 2022 г. исчисленный налог отражался в декларации за 2022 г., то уплата в 2023 г. производится авансовыми платежами в общеустановленном порядке в размере 1/4 суммы исчисленного налога за 2022 г. и проиндексированной на 110,5 % (подп. 5.3 п. 5 ст. 5 Закона № 230-З, письмо № 2-2-15/00309). По итогам поданной (скорректированной на основании декларации ИМНС) декларации за 2023 г. в срок до 20.02.2024 земельный налог подлежит доплате (возврату) в срок до 22.02.2024 исходя из фактического пользования земельным участком (пп. 1, 2 ст. 244 НК);
- если по данному земельному участку в 2022 г. земельный налог не исчислялся и не отражался в декларации за 2022 г., то уплата авансовыми платежами в 2023 г. не производится. Налог уплачивается по итогам налоговой декларации за 2023 г. в срок до 22.04.2024 (п. 6 ст. 244 НК).
Вопрос 6: Земельный участок был предоставлен под строительство объекта впервые в 2010 г., а затем в связи с отсутствием финансирования право на земельный участок не продлевалось. Впоследствии земельный участок для строительства был предоставлен в 2022 г., и право на него зарегистрировано в ЕГРНИ в 2022 г. Нужно ли применять коэффициент 3?
Ответ: Земельный налог по земельным участкам, на которых отсутствуют капитальные строения, с применением коэффициента 3 начинает исчисляться организациями с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором истек трехлетний период с одной из дат, определенных абз. 8 п. 3 ст. 238 НК, то есть когда земельные участки будут признаны земельными участками, на которых отсутствуют капитальные строения (п. 6-1 ст. 243 НК).
Трехлетний срок отсчитывается:
- с даты принятия решения о предоставлении земельного участка (если принятие такого решения не требуется ‒ в течение 3 лет с даты государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок);
- либо в течение 3 лет с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка (п. 3 ст. 238 НК).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации необходимо исходить из наличия правоустанавливающих документов на земельный участок. Если право пользования было прекращено, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации, а в 2022 г. принято решение о предоставлении земельного участка с соответствующей целью (для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)) или произведена государственная регистрация прав на земельный участок, то отсчет трехлетнего срока начинается в 2022 г.
по теме