Техническая модернизация — панацея или риск для заказчика?

Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) 26 февраля 2018 г. ввел в оборот новый термин в строительной отрасли — «техническая модернизация». Однако Декрет четко не установил виды назначения помещений, в которых возможно проводить техническую модернизацию, что в свою очередь на практике породило многочисленные запросы в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее — Минстройархитектуры). 

О позиции, высказываемой Минстройархитектуры относительно объектов технической модернизации, — в статье С. Сущени.

Сущеня Сергей
Сущеня Сергей

Ведущий юрист REVERA

4617 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Техническая модернизация = замена технологического оборудования

Техническая модернизация, как устанавливает Декрет № 7, это замена (установка нового) технологического оборудования (далее — ТО) с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под ТО, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием ТО, устройству перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций.

Декрет № 7 не содержит определения термина «технологическое оборудование», вместе с тем согласно ТКП 45-3.05-166-2009 «Технологическое оборудование. Правила монтажа и испытаний» под ТО понимаются средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещаются материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическая оснастка. 

Первоначальные разъяснения Минстройархитектуры

Из комплексного толкования терминов «техническая модернизация» и «технологическое оборудование», по нашему мнению, изначально следовало, что техническая модернизация возможна только в объектах производственного назначения.

Однако до недавнего времени Минстройархитектуры во многих своих частных разъяснениях сообщало, что в рамках технической модернизации под технологическим оборудованием понимаются машины, аппараты, установки, с применением которых осуществляется технологический процесс в зданиях с различным функциональным назначением. Следовательно, в соответствии с позицией Минстройархитектуры техническая модернизация допускалась в зданиях и административного, и производственного, и иного назначения.

Например, замену (установку) систем вентиляции и отопления в административных зданиях с устройством перегородок, выполнение отделочных работ и других работ, производимых внутри здания, но не затрагивающих несущую способность конструкций, по мнению Минстройархитектуры, можно было отнести к технической модернизации.

Нынешняя позиция Минстройархитектуры

В своем письме от 24.12.2019 № 02-3-05/17228 Минстройархитектуры кардинально изменило свою позицию относительно объектов технической модернизации, указав, что таковая возможна только в производственных объектах.

В данном письме разъяснено, что термин «техническая модернизация» введен Декретом № 7 с целью расширения термина «техническое переоснащение». 

Под техническим переоснащением понимался комплекс мероприятий, направленных на повышение технико-экономического уровня деятельности организаций, отдельных производств, цехов и участков за счет внедрения современной техники и прогрессивных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования, улучшения организации и структуры производства, а также других организационных мероприятий, не предусматривающих расширение производственных площадей и увеличение количества рабочих мест на производственных объектах. Декретом № 7 расширен перечень работ, выполнение которых осуществляется при замене (установке нового) технологического оборудования только на производственных объектах.

Минстройархитектуры в разъяснении ссылается на п. 2 Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.07.2016 № 85. В нем сказано, что производственный объект — это производственные здания, помещения, цеха, участки, которые функционируют в сфере материального производства.

В самом разъяснении установлено, что его следует применять с 1 января 2020 г.

Вышеизложенное приводит к следующим выводам:

1) с точки зрения действующего законодательства техническая модернизация возможна только на производственных объектах;

2) при выполнении работ по изменению помещений иного назначения заказчики должны использовать иные виды строительной деятельности, перечисленные в ст. 1 Закона № 300-З.

Подчеркнем, что позиция органов государственного управления при даче ответов на запросы и обращения может меняться. При этом такие ответы представляют собой позицию государственного органа, но не являются частью актов законодательства. 

Юридическая сила таких разъяснений в законодательстве не установлена, по сути, как и ответственность органов за них, а все риски в итоге будет нести заказчик (непрофессиональный участник строительной деятельности). Поэтому руководствоваться такими разъяснениями следует крайне аккуратно.

Алгоритм действий при намерении провести техническую модернизацию

Ниже приведен четкий пошаговый алгоритм действий заказчика при намерении провести техническую модернизацию.

1. Заказчик издает приказ или иной локальный нормативный правовой акт о начале строительной деятельности в рамках технической модернизации.

Разрешительную документацию, состав которой определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223, при технической модернизации получать не требуется независимо от источников финансирования объекта.

2. Заказчик заключает договор на разработку проектной документации с организацией, имеющей соответствующий аттестат.

Состав проектной документации определяется индивидуально, исходя из технологической необходимости и требований безопасности. Состав проектной документации устанавливается в задании на проектирование, разрабатываемом в соответствии с ТКП 45-1.02-298-2014.

3. Согласование проекта с территориальными подразделениями архитектуры и строительства.

Административная процедура предусмотрена п. 3.4 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

4. Заказчик приказом утверждает разработанную проектную документацию.

Проведение государственных экспертиз проектной документации на техническую модернизацию по объектам, финансируемым без привлечения бюджетных средств, по общему правилу не требуется.

5. Заказчик заключает договор строительного подряда с организацией, имеющей соответствующий аттестат.

Направление уведомления о производстве строительно-монтажных работ в органы Государственного строительного надзора не требуется.

6. Заказчик осуществляет приемку объекта в эксплуатацию на основании своего локального нормативного правового акта.

Несмотря на то, что формально юридически Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716, должно распространяться в том числе и на техническую модернизацию, Минстройархитектуры письмом от 01.08.2018 № 02-1-01/9734 разъяснило, что вышеуказанное Положение в отношении технической модернизации не действует.

4617 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
1927