Вы на портале

Популярные вопросы по закупкам в строительстве

Подводя итоги года, предлагаем вашему вниманию ответы на наиболее интересные вопросы, связанные с закупками в строительстве. При подготовке материала мы сознательно не касались вопросов, связанных с применением Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» в части норм, регулирующих закупки в строительстве, так как эта тема достаточно подробно освещалась на страницах журнала на протяжении всего года. Обращаем также внимание, что как подборка вопросов, так и ответы на них являются выражением точки зрения автора.

Орбухин Григорий

юрист

2336 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Финансирование строительства за счет собственных средств с последующей компенсацией из бюджета

Вопрос: Необходимо приобрести материалы для строительства объекта. Бюджетные деньги будут перечислены организации только по результатам выполнения всех работ и после предоставления всех документов. Соответственно, закупаться материалы будут за собственные средства, с последующим возмещением из бюджета.

На какие документы следует ссылаться в обоснование выбора процедуры закупки? Применяется ли в данном случае Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380)? Что будет являться источником финансирования закупки: собственные или бюджетные средства?

Ответ: По данному вопросу существует два мнения, рассмотрим оба из них.

Первое мнение. Источником финансирования объекта является тот бюджет, из которого оплачиваются расходы в момент их совершения. То есть если в рассматриваемом случае на оплату материалов поставщикам перечисляются деньги организации, то финансирование строительства объекта осуществляется за счет собственных средств. В обоснование приводятся следующие нормы права.

Согласно определению, данному в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», заказчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляющие такое приобретение, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от его имени, а также иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

Из определения следует, что признаками заказчика в государственных закупках являются: принадлежащий заказчику статус получателя бюджетных средств и совершение действий по расходованию бюджетных средств при приобретении товаров (работ, услуг). Более подробная регламентация действий заказчика при финансировании строительства за счет бюджетных средств содержится в Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120 (далее — Инструкция № 120).

В рассматриваемом случае заказчик может иметь статус получателя бюджетных средств, но при строительстве он не осуществляет действий для получения денег из бюджета, а именно не представляет в казначейство предписанные Инструкцией № 120 документы и платежные инструкции на перечисление денежных средств подрядчику. Что касается последующего возмещения денежных средств заказчику из бюджета после окончания строительства, то в тот момент (если он наступит) заказчик уже не будет иметь статус «заказчика в строительстве» и, соответственно, к нему не применимы требования законодательства о закупках в строительстве, в том числе нормы Указа № 380.

Дополнительно в обоснование неприменения норм законодательства о закупках приводится довод о сокращении времени на строительство объекта за счет сроков проведения предусмотренных процедур.

Второе мнение. Действительно, возмещение денежных средств заказчику после окончания строительства имеет вероятностный характер (могут возместить, а могут и нет). Однако если такое возмещение происходит, то действуют нормы законодательства, регулирующие бюджетные отношения.

Так, согласно п. 2 ст. 137 Бюджетного кодекса Республики Беларусь не являются использованием бюджетных средств не по целевому назначению получение и направление в течение финансового года (с согласия Министерства финансов, местного финансового органа) бюджетных средств их получателями на восстановление собственных средств, израсходованных (с соблюдением процедур, предусмотренных при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета и внешних государственных займов) на покрытие затрат, финансирование которых осуществляется согласно плановым бюджетным ассигнованиям в соответствии с бюджетными сметами за счет (или с участием) бюджетных средств, но произведено несвоевременно, а также неверное отражение расходов по экономической классификации расходов бюджета при сохранении адресной направленности.

Из приведенной нормы следует, что применительно к рассматриваемому вопросу действует следующая формула: получение бюджетных средств на восстановление собственных средств, потраченных на строительство объекта + несоблюдение при строительстве объекта предусмотренных законодательством процедур закупок = нецелевое использование средств бюджета.

В соответствии с п. 2 ст. 11.16 КоАП нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) — до 100 % указанных средств.

Вывод, по нашему мнению, очевиден. Процедуры, предусмотренные Указом № 380, в рассматриваемом случае лучше провести. Материальные потери от возможных штрафов не компенсируют несколько дней экономии при строительстве.

Снижение цены при проведении переговоров

Вопрос: Организация провела процедуру переговоров по выбору генеральной подрядной организации для строительства объекта, руководствуясь Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение о закупках в строительстве). Один из участников снизил цену более чем на 15 % от стартовой цены заказа, и его признали победителем.

Правомерно ли это? На сколько можно снижать цену от стартовой при проведении процедуры переговоров?

Ответ: Да, правомерно. Снижать цену можно на любую величину в разумных пределах.

Согласно ч. 6 подп. 31.3 п. 31 Положения о закупках в строительстве участник вправе указать в своем конкурсном предложении процент снижения цены по отношению к цене заказа, но не более 15 % от стартовой цены, с приложением соответствующих расчетов и обоснований.

Норма регулирует поведение участника процедуры подрядных торгов и устанавливает для него границы правомерного поведения в части формирования цены предложения участника. Переводя с юридического языка на русский, можно сказать: снижение участником цены своего предложения более чем на 15 % от стартовой цены является нарушением законодательства. Санкцией за такое нарушение является «красная карточка» в виде отклонения предложения участника.

Эта норма находится в главе 4 «Конкурсная документация для проведения подрядных торгов на строительство объектов, выполнение работ при строительстве объектов» Положения о закупках в строительстве. Однозначно и недвусмысленно определено, что данная глава регулирует проведение подрядных торгов.

Проведение процедуры переговоров регулируется в главе 11 «Организация и проведение переговоров». В этой главе нет норм, устанавливающих правила поведения участника при формировании цены предложения. Также нет отсылочных норм к подп. 31.3 п. 31 главы 4 Положения о закупках в строительстве. Это означает, что участник может формировать любую цену по отношению к стартовой цене.

При устном обсуждении данного вопроса часто спрашивают: «А где написано, что участнику можно снижать цену более чем на 15 %?» Как правило, поскольку такое снижение не запрещено, то оно разрешено.

Продолжение читайте в следующем номере.

2336 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме