Содержание:
По общему правилу организация приемки объекта в эксплуатацию возлагается на застройщика (в случае заключения договора строительного подряда (далее – договор) - на заказчика), инженера (инженерную организацию) и производится за счет их денежных средств, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 104 КоАГСД, абз. 4 п. 12 Правил № 1450).
В связи со вступлением в силу КоАГСД в настоящее время проводится работа по приведению актов законодательства в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в соответствие с ним, в связи с чем в действующие нормативные правовые акты будут внесены изменения либо они будут признаны утратившими силу.
Порядок создания приемочной комиссии
Если объекты (в том числе очереди строительства, пусковые комплексы) закончены возведением, реконструкцией, модернизацией, технической модернизацией, ремонтно-реставрационными работами, капитальным ремонтом и подготовлены к эксплуатации, они подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями независимо от источников финансирования (п. 1 ст. 106 КоАГСД).
Приемочную комиссию назначает заказчик, застройщик либо уполномоченная им организация (подп. 2.1 п. 2 ст. 106 КоАГСД).
Справочно.
Порядок осуществления и передачи функций заказчика, застройщика определен Инструкцией об осуществлении деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4.
В состав приемочной комиссии включаются представители:
- застройщика (заказчика и подрядчика, если заключен договор строительного подряда);
- разработчика ПД;
- эксплуатационной организации (при ее наличии);
- местного исполкома;
- иных госорганов и организаций (по их согласованию).
Комиссия должна быть назначена не позднее чем за 30 дней до начала приемки объекта в эксплуатацию.
Справочно.
По объектам строительства скважин для добычи нефти и газа комиссия должна быть назначена не позднее чем за 15 дней до начала приемки объекта в эксплуатацию.
Если же сроки продолжительности строительства объекта составляют менее 30 дней, комиссия должна быть назначена не позднее чем за 15 дней (п. 4 ст. 106 КоАГСД).
В случае заключения договора строительного подряда заказчик обязан создать комиссию и приступить к приемке объекта в эксплуатацию в течение 20 календарных дней с момента получения уведомления подрядчика о дате готовности к сдаче объекта. Соответствующее уведомление подрядчик должен направить заказчику в письменной форме в сроки, которые позволят заказчику своевременно назначить приемочную комиссию. В уведомлении подрядчик должен также сообщить данные о своих представителях, которые будут участвовать в работе комиссии.
Для того чтобы комиссия могла начать работу, заказчик и генподрядчик (подрядчик) должны предоставить ей документы по перечню, установленному в соответствии с приложениями 10 и 11 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.12.2018 № 40 «Об установлении форм актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии» (далее – постановление № 40).
Критерии оценки объекта, принимаемого в эксплуатацию
При приемке комиссия обязана оценить объект по определенным критериям, установленным в соответствии со ст. 107 КоАГСД.
Принимая в эксплуатацию выделенные в проектной документации очереди строительства, пусковые комплексы (в том числе в многосекционных жилых домах), приемочная комиссия должна оценить не только критерии качества, но и выполнение одновременно ряда условий: возможность изолированно, полноценно и безопасно осуществлять эксплуатацию очередей строительства, пускового комплекса, обеспечивать теплотехнический режим в примыкающих к ним помещениях и пр. Если объект, в том числе очереди строительства, пусковые комплексы не соответствуют указанным требованиям, принимать их в эксплуатацию запрещается (пп. 5, 6 ст. 107 КоАГСД).
При необходимости приемочные комиссии, в том числе в целях определения соответствия объектов потребностям инвалидов и физически ослабленных лиц (п. 7 ст. 107 КоАГСД):
- проводят контрольные измерения;
- назначают контрольные опробования;
- осуществляют испытания и проверку объектов.
Особенности составления акта приемки
Приемочная комиссия составляет акт приемки объекта в эксплуатацию по формам, установленным в соответствии с постановлением № 40. Его подписывают все члены приемочной комиссии. Если член приемочной комиссии отказался от подписания акта, этот отказ с обоснованием причин должен быть оформлен письменно не позднее даты окончания работы комиссии. В случае если член комиссии обоснованный отказ не предоставил, он обязан акт подписать (пп. 1, 2 ст. 114 КоАГСД).
Председатель комиссии направляет лицу (органу), которое назначило своим решением приемочную комиссию, акт приемки объекта в эксплуатацию для его утверждения либо мотивированное заключение о неготовности объекта к эксплуатации. Указанное лицо (орган) должно утвердить своим решением (приказом, постановлением, распоряжением) акт приемки объекта в эксплуатацию в течение 15 дней со дня его подписания членами приемочной комиссии.
Документ должен содержать:
- сведения об объекте (адрес, инвентарный номер (при его наличии));
- сведения о заказчике, застройщике;
- дату утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию, иные сведения (при необходимости) (пп. 3, 4,7 ст. 114 КоАГСД).
Если в составе законченных строительством объектов есть оптоволоконные линии связи, акт приемки объекта в эксплуатацию утверждается в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления местного исполкома о согласовании ввода в эксплуатацию (п. 5 ст. 114 КоАГСД).
Обратите внимание.
Если в акте отсутствуют подпись хотя бы одного члена приемочной комиссии и его мотивированный письменный отказ от подписи, утверждение акта не допускается.
В случае, если член приемочной комиссии не представил письменный мотивированный отказ от подписания акта приемки объекта в эксплуатацию в течение 5 рабочих дней с даты получения им требования о подписании этого акта, то утвердить его можно при отсутствии подписи члена приемочной комиссии (п. 6 ст. 114, п. 1 ст. 115 КоАГСД).
Со дня утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию прекращаются полномочия приемочной комиссии. Вся документация по приемке хранится у заказчика, застройщика, а если объект передан на баланс эксплуатирующей организации ‒ в эксплуатирующей организации. Срок хранения ‒ постоянно (пп. 10, 11 ст. 114 КоАГСД).
Необходимо отметить, что в случае истечения срока утверждения акта объекты считаются непринятыми, и в этом случае комиссия должна быть назначена повторно (п. 9 ст. 114 КоАГСД).
Ответственность
Согласно ст. 115 КоАГСД в случае нарушения порядка приемки объекта в эксплуатацию, в том числе отказа от подписания акта приемки объекта в эксплуатацию и непредставления обоснования причин отказа, председатель, члены приемочной комиссии несут ответственность, установленную законодательством об административных правонарушениях.
Обратите внимание.
Эксплуатация объекта, в том числе очереди строительства, пускового комплекса, без его приемки в эксплуатацию в установленном порядке запрещается.
Передача в эксплуатацию объекта без его приемки в эксплуатацию в установленном порядке либо с нарушением такого порядка влечет ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Административная ответственность за нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства или приемки строительных, специальных, монтажных работ установлена в ст. 22.5 КоАП.
Право составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 22.5 КоАП, предоставлено уполномоченным должностным лицам сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах (абз. 2 п. 2 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП), органов Комитета государственного контроля (п. 3 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП), органов, осуществляющих государственный строительный надзор, органов Государственного комитета по стандартизации (абз. 5 п. 21 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП).
Рассмотрение указанных категорий дел осуществляется:
- судом (ст. 3.2 ПИКоАП);
- административной комиссией (ст. 3.4 ПИКоАП);
- органами Комитета государственного контроля (ст. 3.7 ПИКоАП);
- органами Государственного комитета по стандартизации (ст. 3.27 ПИКоАП).
Выводы
Действующее законодательство не предусматривает возможности продления срока работы приемочной комиссии, в том числе по инициативе заказчика. Представляется, что указанные вопросы могут быть решены путем корректировки сроков строительства через внесение соответствующих изменений в договор строительного подряда на основании дополнительных соглашений к нему в порядке, установленном действующем законодательством.