Вы на портале

Дело № 203-10/2018/315А/161К

Обстоятельства дела

РУП «Г» (далее — заявитель) на основании решений органов государственного управления использует в хозяйственной деятельности:

— земельный участок для содержания и обслуживания железнодорожного пути;

— земельный участок для эксплуатации и обслуживания надземной тепломагистрали.

В сентябре 2018 г. управление землеустройства городского исполнительного комитета (далее — землеустроительная служба) по факту использования в нарушение ч. 1 ст. 21 и ч. 1 ст. 72 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — Кодекс) в период с 23.07.2008 по 18.01.2018 РУП «Г» указанных земельных участков направило в налоговый орган сведения об их самовольном занятии.

В дальнейшем налоговый орган направил в адрес РУП «Г» уведомление о предоставлении уточненных налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за период самовольного занятия земельных участков с отражением начисления земельного налога по этим участкам с применением коэффициента 10.

РУП «Г» обратилось в суд с требованием о признании неправомерными действий землеустроительной службы по направлению в налоговый орган сведений о самовольном занятии заявителем земельных участков. Решением экономического суда от 19.11.2018 РУП «Г» отказано в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда от 26.12.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

РУП «Г» обратилось с кассационной жалобой на вынесенные судебные постановления.

Справочно:
С 2019 г. отменена практика применения коэффициента 10 к ставкам земельного налога, в том числе в отношении самовольно занятых земельных участков (разъяснение ИМНС Витебской области).

Позиция заявителя кассационной жалобы

Спорные земельные участки не являются самовольно занятыми, поскольку используются по решению государственных органов по их целевому назначению на основании действовавших в соответствующие периоды нормативных правовых актов, что исключает применение ст. 72 Кодекса.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ № 667), вступившим в законную силу с 01.01.2008, без проведения аукциона земельные участки предоставляются в том числе юридическим лицам для оформления правоудостоверяющих документов на земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании капитальные строения (здания, сооружения). Следовательно, для оформления прав на землю в отношении таких земельных участков достаточно факта наличия у землепользователя капитального строения.

В этой связи, поскольку на спорных земельных участках находятся принадлежащие на праве хозяйственного ведения РУП «Г» капитальные строения, учтенные в Едином реестре государственного имущества, заявитель мог оформить правоустанавливающие документы на землю в любое время, что и было им осуществлено.

Таким образом, судебные инстанции не дали надлежащую оценку доводу заявителя о том, что действовавшее в момент возникновения земельных правоотношений относительно спорных участков законодательство не относило их использование без получения правоустанавливающих документов к самовольно занятым.

Справочно:
Единый реестр государственного имущества создан на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.02.2012 № 68 в целях совершенствования учета, управления, распоряжения государственным имуществом и контроля за его использованием.

Позиция землеустроительной службы

Действия субъекта предпринимательской деятельности по использованию земельного участка без правоудостоверяющих документов квалифицируются как самовольное занятие в силу действовавшего в период фактического использования спорных земельных участков законодательства — ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18.12.1991 № 1314-XII «О платежах за землю»* и ст. 73 Кодекса, в связи с чем оспариваемые заявителем действия землеустроительной службы законны и обоснованны.

* Документ утратил силу с 01.01.2010 в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 № 72-З.

Земельные участки использовались РУП «Г» без документов, предусмотренных как ныне действующим, так и законодательством, действовавшим на момент возникновения у заявителя капитальных строений, что подпадает под определенное в ст. 72 Кодекса понятие самовольно занятого земельного участка. Решения органов государственного управления в отношении спорных земельных участков не являются основанием для освобождения юридического лица от обязанности получать правоудостоверяющие документы на земельные участки, а при их отсутствии — от уплаты земельного налога как за самовольно занятые земельные участки.

Позиция судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

Заявление РУП «Г» удовлетворено, действия землеустроительной службы признаны незаконными.

Так, доводы землеустроительной службы не соответствуют положениям ст. 72 Кодекса и Указа № 667.

Самовольное занятие земельного участка — это использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, за исключением случаев использования по целевому назначению земельных участков в том числе юридическими лицами, предусмотренных решениями иных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией (ч. 1 ст. 72 Кодекса).

Справочно:
Самовольно занятый земельный участок возвращается по его принадлежности без возмещения лицу затрат, произведенных им за время незаконного использования (ч. 2 ст. 72 Кодекса).

Применительно к земельным участкам, которые расценены землеустроительной службой как самовольно занятые, суд отметил, что их занятие (в соответствии с нижеприведенной терминологией) осуществлено до вступления в силу новой редакции Кодекса (в редакции Закона Республики Беларусь от 23.08.2008 № 425-З). Действовавшее в тот период земельное законодательство не относило указанные земельные участки к самовольно занятым.

Таким образом, иное определение термина «самовольное занятие земельного участка» со вступлением в силу с 01.01.2009 новой редакции Кодекса применимо только к земельным участкам, занятие которых осуществлено после 01.01.2009 (ч. 3 ст. 98 Кодекса).

Справочно:
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь относится к числу специально уполномоченных республиканских органов государственного управления, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель (ст. 23 Кодекса).

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь на запрос суда пояснил следующее.

В соответствии со ст. 20 Кодекса от 11.12.1990 (действовавшего с 01.01.1990 по 31.12.1998) и ст. 30 Кодекса от 04.01.1999 (действовавшего с 01.01.1999 по 31.12.2008) в отдельных случаях по ходатайству землевладельца, землепользователя исполнительный и распорядительный орган имел право разрешить использование земельных участков до выдачи документа, удостоверяющего право, при условии определения границ земельных участков в натуре (на местности)*.

* В действующей редакции Кодекса такое право не предусмотрено.

Сроки обращения за государственной регистрацией земельных участков, прав, ограничений (обременений) прав на них были установлены Указом № 667, вступившим в силу с 01.01.2008, в отношении земельных участков, предоставленных после его вступления в силу.

Таким образом, если земельный участок в установленном порядке ранее был предоставлен организации органом, уполномоченным на такое предоставление в соответствии с действовавшим на момент его предоставления законодательством, и на нем размещены объекты недвижимого имущества, принадлежащие организации на законном основании, то использование земельного участка, на котором расположены такие объекты, не является самовольным.

Как ранее действовавшая редакция абз. 12 п. 6 Указа № 667, так и ныне действующая редакция подп. 7.11 п. 7 Указа № 667 предоставляют право землепользователям на юридическое оформление занимаемых ими земельных участков без проведения аукциона и при условии наличия на данных земельных участках зарегистрированных капитальных строений (зданий, сооружений). Это свидетельствует о том, что законодатель не относил и не относит подобные земельные участки к самовольно занятым и не предусматривает в отношении них правовых последствий, установленных ч. 2 ст. 72 Кодекса.

1212 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме