Вы на портале

Популярные вопросы по закупкам в строительстве

В предыдущем номере журнала мы начали отвечать на наиболее интересные вопросы наших читателей, связанные с закупками в строительстве. В текущем номере вы найдете ответы на вопросы, касающиеся формирования цены при проведении торгов на строительство «под ключ», классификации определенных видов строительных работ с целью выбора законодательства при проведении процедуры закупки.

Орбухин Григорий

юрист

3024 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Формирование стартовой цены при проведении торгов на строительство «под ключ»

Вопрос: С целью выбора подрядной организации для строительства объекта «под ключ» заказчик готовится провести подрядные торги. Как рассчитать стартовую цену при отсутствии проектной документации?

Ответ: Стартовую цену в данном случае рассчитать нельзя, но ее можно определить.

Согласно подп. 31.1 п. 31 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение о закупках в строительстве), в конкурсной документации в разделе «Условия проведения подрядных торгов» организатором подрядных торгов должны быть представлены обязательные условия проведения подрядных торгов с указанием в том числе цены заказа, применяемой в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений о ее снижении.

Таким образом, стартовая цена, переименованная в цену заказа, является обязательным атрибутом конкурсной документации. Порядок формирования стартовой цены описан в Положении о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее — Положение о порядке формирования цены).

В п. 2 этого Положения определено, что цена заказчика — это стартовая цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)), предложенная заказчиком для заключения договора строительного подряда, государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. То есть термин снова меняется, и «стартовая цена» становится «ценой заказчика».

В соответствии с п. 3 Положения о порядке формирования цены цена заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование.

Однако возникает вопрос: если нет проектной документации, то как сформировать цену заказчика?

Отметим сразу, что 100%-ного ответа на поставленный вопрос со ссылкой на нормы законодательства нет. Зачастую это является одной из причин отказа от схемы строительства «под ключ». Но если заказчик все же решит использовать такую схему, то можно предложить следующий алгоритм.

Согласно п. 2 Положения о закупках в строительстве цена заказа — это стартовая цена строительства объектов, товаров (работ, услуг), предложенная организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) на дату принятия решения о проведении подрядных торгов (торгов, переговоров). Наличие стартовой цены в конкурсной документации имеет два значения. Во-первых, это определение точки отсчета для участников при формировании ими своих предложений. Во-вторых, стартовая цена — это максимальная сумма денег, которую заказчик может (имеет право) потратить на строительство объекта в данный момент времени.

По нашему мнению, второе значение и является определяющим при определении стартовой цены при проведении торгов для строительства объекта «под ключ».

Если у заказчика нет проектной документации, то он и не обязан формировать цену в соответствии с Положением о порядке формирования цены. Но для принятия решения о строительстве объекта заказчик должен разработать предпроектную (предынвестиционную) документацию, хотя бы в форме задания на проектирование. В задании на проектирование заказчик заполняет раздел «Предельная стоимость строительства исходя из бюджета проекта, определенного инвестором». В данном разделе необходимо указать бюджет проекта и ориентировочную стоимость объекта строительства на основании разработанного бизнес-плана инвестиционного проекта и иных документов (решений) инвестора.

Таким образом, принимая решение о строительстве объекта, заказчик утверждает предельную стоимость строительства. В отсутствие проектной документации предельная стоимость строительства и является стартовой ценой строительства объекта «под ключ», указываемой в конкурсной документации.

Классификация строительных работ

Вопрос: Относятся ли ремонт оборудования канализационной насосной станции, проверка пожарных кранов и гидростатическое испытание на герметичность системы отопления и горячего водоснабжения к строительным работам?

Ответ: Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой целью выполняются данные работы — с целью обслуживания зданий и сооружений либо с целью выполнения текущего или иных видов ремонта в этих же зданиях и сооружениях.

В письме от 28.06.2017 № 04-3-05/8401 «О разъяснении законодательства» Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее — МАиС) разъяснило, что работы по техническому обслуживанию общественных зданий, вспомогательных и нежилых помещений жилых зданий, обслуживанию действующего оборудования, в том числе поверка, гидропневмопромывка, химпромывка, гидроиспытания действующих внутренних систем отопления, ревизия, профилактика электротехнических устройств, котельных установок, КИПиА, систем вентиляции, водоснабжения и другого технологического оборудования, и другие услуги и работы не относятся к строительной деятельности.

Казалось бы, можно удовлетвориться данным ответом. Но в этом же письме МАиС разъяснило, что при отнесении определенных видов работ и услуг к строительной деятельности в Республике Беларусь необходимо руководствоваться Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83, Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85, и перечнем видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утвержденным постановлением МАиС от 10.05.2011 № 17 (далее — постановление № 17).

Основным документом, регулирующим обслуживание зданий и сооружений, является ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования» (далее — ТКП-305).

Так, например, в соответствии с подп. 24.5 п. 24 постановления № 17 к строительным работам относится «испытание трубопроводов на прочность и герметичность с промывкой и установкой сальников». В то же время согласно п. В.10.3.10 Приложения В к ТКП-305 к работам по обслуживанию зданий относятся ремонт, регулировка и испытание систем водоснабжения и центрального отопления, а согласно п. В.10.3.24 того же документа к обслуживанию зданий и сооружений относятся опрессовка и промывка систем отопления не реже чем один раз в год.

Как видно, одни и те же работы присутствуют и в постановлении № 17, и в ТКП-305.

Отнесение указанных в вопросе работ к работам по строительству либо к работам по обслуживанию сооружений зависит от того, с какой целью они выполняются.

Напомним, что в силу ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» строительная деятельность (строительство) — это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Соответственно, целью выполнения строительных работ является возведение объекта, его реконструкция, ремонт и далее по определению.

Согласно же ТКП-305 целью выполнения работ по обслуживанию зданий и сооружений является поддержание технического состояния здания, его элементов путем устранения незначительных неисправностей; обеспечения установленных параметров и режимов работы, наладки и регулирования инженерных систем; осуществления работ по подготовке к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам года.

Отсюда следует, что строительство — это создание нового объекта либо ремонт существующего, а обслуживание зданий и сооружений — поддержание созданных объектов в эксплуатационном состоянии. Необходимо только до проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) не забыть определить цель и зафиксировать ее в нужном документе.

3024 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме