Вы на портале
Государственные закупки

Неизменная цена увеличена более чем на 10 %: каковы действия сторон?

Государственная закупка (далее — госзакупка) как процесс делится на несколько этапов. Каждый из этапов имеет свою регулирующую нормативную базу в виде статей Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) и/или подзаконных актов. 

Нормы, регулирующие разные этапы, могут иметь схожие формулировки, однако их действие ограничено тем этапом, к которому они относятся. Примером такого сходства являются нормы, регулирующие условия и порядок изменения предмета госзакупки, и нормы, регулирующие изменение условий договора госзакупки.

Рассмотрим данные нормы на примере вопроса читателя.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

1331 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вопрос:
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона № 419-З в ходе проведения процедуры госзакупки допускается изменение заказчиком объема (количества) предмета госзакупки и (или) его части (лота) в случаях, установленных настоящим Законом, но не более чем на 10 %.
Каков алгоритм действий заказчика, если неизменная цена из-за корректировок и дополнительных работ увеличивается более чем на 10 %?

Изменение предмета госзакупки

Для ответа на вопрос вначале напомним, что процедура госзакупки — это регламентированная Законом № 419-З последовательность действий заказчика (организатора) и комиссии по государственным закупкам (далее — комиссия) (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры госзакупки до заключения договора либо отмены процедуры госзакупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено Законом № 419-З (ст. 1 Закона № 419-З).

То есть процедура госзакупки имеет временной промежуток от принятия решения о ее проведении до заключения договора госзакупки (при положительном завершении процедуры). 

В п. 2 ст. 21 Закона № 419-З говорится об изменениях, вносимых заказчиком в ходе проведения госзакупки, то есть в период времени, когда договор еще не заключен.

В вопросе же речь идет о случаях, когда меняется неизменная цена из-за корректировок (полагаем, в проектной документации) или из-за необходимости дополнительных работ.

Термин «дополнительные работы» происходит из п. 3 ст. 698 ГК, согласно которому подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в проектно-сметной документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

То есть дополнительные работы возникают только в ходе исполнения договора строительного подряда. Причиной корректировки проектной документации, как правило, являются недостатки проекта, выявленные в ходе строительства. 

Кроме того, согласно п. 2 Положения № 1553 неизменная договорная (контрактная) цена — цена, определяемая по результатам выбора заказчиком подрядной организации на основании цены предложения подрядчика. То есть это величина, установленная после завершения процедуры закупки.

Таким образом, п. 2 ст. 21 Закона № 419-З не может применяться к действиям заказчика, которые он совершает (намеревается совершить) после окончания процедуры закупки.

Изменение условий договора госзакупки

Полагаем, что вопрос относится к изменению одного из существенных условий договора госзакупки — цены.

В силу ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона № 419-З не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета госзакупки и требований к предмету госзакупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, а также Советом Министров Республики Беларусь.

Случаи изменений договора госзакупки при его исполнении установлены Советом Министров Республики Беларусь в подп. 1.8 п. 1 постановления от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — постановление № 395).

Согласно абз. 2 и 7 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 допускается изменение условий договора в случаях:

— изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10 %. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения; 

— изменения предмета госзакупки и требований к предмету госзакупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем) в случае возникновения потребности в приобретении дополнительных работ, не предусмотренных проектной документацией, разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена двухсторонним актом, подписанным заказчиком и разработчиком проектной документации. Стоимость дополнительных работ определяется в соответствии с Положением № 1553.

Обращаем внимание, что норма абз. 7 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395:

— является специальной и относится только для случая строительных работ, для выполнения которых разрабатывается проектная документация по стадии «Строительный проект». Применять ее для корректировки условий договора госзакупки в случае выполнения, например, проектных и изыскательских работ, технического или авторского надзора, работ по текущему ремонту будет неправомерным;

— не содержит количественного ограничения в изменении объема работ (услуг), то есть возможно изменение свыше 10 %. 

В случае, если для выполнения работ (оказания услуг) по договору госзакупки проектная документация не разрабатывается, действует норма абз. 2 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395, то есть возможно изменение объема работ (услуг) не более чем на 10 %.

Алгоритм действий заказчика и подрядчика

На основании изложенного, с учетом норм ст. 698 ГК и п. 12 Положения № 1553 предлагается следующий алгоритм действий участников строительного процесса:

1. По условиям договора подрядчик выполняет строительные, специальные, монтажные работы, для выполнения которых разработана проектная документация. 

2. Подрядчик обнаружил в ходе строительства неучтенные в проектно-сметной документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства и сообщил об этом заказчику.

3. Необходимость выполнения дополнительных работ подтверждается разработчиком проектной документации.

4. Заказчик и разработчик подписывают акт с указанием перечня и объемов дополнительных работ. На основании акта разрабатывается смета на указанные работы.

5. Заказчик и подрядчик подписывают дополнительное соглашение с указанием перечня работ, которые должен выполнить подрядчик, с приложением к нему сметы. Также вносится изменение в график выполнения работ с указанием дополнительных работ отдельной строкой.

1331 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме