Вопрос 1: ООО предоставлен земельный участок для обслуживания административного здания. Здание не достроено и не используется организацией. Необходимо ли исчислять земельный налог с применением повышающего коэффициента 3 к ставке земельного налога?
Ответ: В соответствии с нормами п. 12¹ ст. 241 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) на земельные участки, на которых отсутствуют капитальные строения, организациями (для организаций) применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 3. Одним из основных критериев для применения повышенного коэффициента является назначение земельного участка, определяемого при предоставлении земельного участка в пользование.
Согласно совместному разъяснению Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства, Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 19.05.2023 повышающий коэффициент применяется в отношении земельных участков, целевое назначение которых определено как «для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)» либо «для строительства капитальных строений (зданий, сооружений)».
В вопросе указано целевое назначение участка — обслуживание административного здания. То есть, исходя из формального подхода, повышающий коэффициент применять не следует.
Вместе с тем согласно Указу Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 485 «О совершенствовании земельных отношений и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц» (далее — Указ № 485) при принятии местным исполнительным и распорядительным органом решения о разрешении проведения проектных и изыскательских работ и строительства на земельном участке, предоставленном для обслуживания объекта недвижимого имущества, одновременно изменяется целевое назначение земельного участка и устанавливается единое целевое назначение — для строительства и обслуживания такого объекта. Исходя из вышеприведенного требования Указа № 485 осуществление строительства на земельном участке, предоставленном «для обслуживания объекта недвижимого имущества», без соответствующего изменения целевого назначения земельного участка невозможно.
Таким образом, при проведении строительства в отсутствие соответствующего целевого назначения, по нашему мнению, налоговыми органами может быть доначислен налог с применением повышающего коэффициента.
Вопрос 2: У ООО «А» в пользовании находился земельный участок. В марте 2022 г. общество отказалось от права пользования данным земельным участком. С февраля 2023 г. земельный участок находится в пользовании у ООО «Б». Кто является плательщиком земельного налога в 2023 г.? Нужно ли подавать декларацию?
Ответ: Объектом налогообложения признаются земельные участки, принадлежащие организациям на праве собственности, постоянного или временного пользования (п. 1 ст. 238 НК).
Основанием для уплаты земельного налога являются сведения о земельных участках, в отношении которых плательщики в соответствии с законодательством имеют право осуществлять пользование, а также сведения о принятых решениях, являющихся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, представляемые в налоговые органы структурными подразделениями землеустройства местных исполнительных комитетов; решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации (п. 3 ст. 243 НК).
При возникновении в течение налогового периода вышеуказанных обстоятельств исчисление земельного налога начинают с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом (п. 4 ст. 243 НК):
- принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
- государственной регистрации вещного права на земельный участок либо перехода такого права (если по законодательству принятие решения не требуется).
С 01.01.2023 плательщики-организации самостоятельно не исчисляют земельный налог и не заполняют декларацию по земельному налогу, кроме установленных случаев (ч. 1 п. 2 ст. 244 НК).
Рассматриваемая ситуация не подпадает под установленные исключения, соответственно, плательщиком в 2023 г. будет являться ООО «Б» со 2-го квартала 2023 г., но декларация будет подаваться только в 2024 г. (в срок до 20.02.2024) на основании высланного налоговым органом префайлинга (пп. 1, 2 ст. 244 НК).
При этом авансовые платежи по данному участку ООО «Б» также не уплачиваются в связи с отсутствием у ООО «Б» исчисленного земельного налога по нему за 2022 г. (подп. 5.3 п. 5 Закона Республики Беларусь от 30.12.2022 № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения»).
Вопрос 3: Являются ли бюджетные организации плательщиками земельного налога в 2023 г.?
Ответ: Не являются, за некоторым исключением.
По общему правилу бюджетные организации не признаются плательщиками земельного налога, в том числе:
— в отношении земельных участков (частей земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные указанными бюджетными организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование иным бюджетным организациям, организациям, осуществляющим деятельность в сферах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и получающим субсидии из бюджета, организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания воспитанников, учащихся, курсантов и студентов в учреждениях образования и иным организациям, полный перечень которых приведен в ч. 3 п. 1 ст. 237 НК;
— при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование любым субъектам хозяйствования, когда дата передачи и дата возврата капитальных строений (зданий, сооружений), приходящихся на земельные участки, приходятся на один и тот же квартал (ч. 4 п. 1 ст. 237 НК).
Вместе с тем земельный налог исчисляется в общеустановленном порядке при сдаче бюджетными организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках (частях земельных участков), находящихся в постоянном или во временном пользовании бюджетных организаций, во всех иных случаях, не поименованных выше (ч. 2 п. 1 ст. 237 НК).
Вопрос 4: ООО «Б» реорганизовано путем присоединения к ООО «А». На балансе ООО «Б» числится капитальное строение. Как отразить в учете расходы по перерегистрации передаваемых ООО «А» капитального строения и земельного участка?
Ответ: Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда (п. 1 ст. 53 ГК).
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 53 ГК).
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 54 ГК). Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (ст. 55 ГК).
Как правило, передаточный акт, который передается в налоговые органы в течение 5 рабочих дней с момента реорганизации (подп. 1.4.3 п. 1 ст. 22 НК), должен содержать актуальные данные на дату государственной регистрации реорганизации. В таком акте указываются в том числе передаваемые активы ООО «Б», в частности, остаточная стоимость капитального строения на дату реорганизации.
Одновременно ООО «А» (правопреемник) отражает полученную остаточную стоимость капитального строения в составе капитальных строений по счету 08 «Капитальные вложения».
Активы, имеющие материально-вещественную форму, принимаются к бухгалтерскому учету как объекты основных средств при одновременном выполнении условий признания, определенных в ч. 1 п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее — Инструкция № 26). При этом активы, подлежащие обязательной регистрации, сертификации, признаются объектами основных средств только после их регистрации, сертификации (ч. 4 п. 4 Инструкции № 26).
Учитывая необходимость государственной регистрации права перехода права собственности на капитальное строение на нового субъекта (ООО «А»), правопреемник отражает в учете все понесенные расходы, связанные с государственной регистрацией такого права, на счете 08 «Капитальные вложения», которые впоследствии формируют первоначальную стоимость объекта основных средств у ООО «А».
Расходы по государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования земельного участка, возникновения, перехода, прекращения прав, в том числе долей в праве, ограничений (обременений) прав на него, сделок с ним, производимой в соответствии с п. 16.1.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548, формируют у правопреемника первоначальную стоимость объекта нематериальных активов «право пользования земельным участком» или «право аренды земельного участка» (пп. 4, 7,13 Инструкции по учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25).
по теме