Ответ: Да, допускается.
Согласно п. 24 Правил № 1450 заказчик обязан предоставлять материальные ресурсы в соответствии с условиями договора и графиком поставки материальных ресурсов заказчиком, если договором предусмотрено, что обеспечение строительства объекта в целом или части осуществляет заказчик.
Под материальными ресурсами понимаются строительные и горюче-смазочные материалы, энергия всех видов, оборудование, конструкции, изделия и другие ресурсы, используемые для строительства объекта.
Как правило, электроэнергия перевыставляется заказчиком генподрядчику за отчетный месяц по первичному учетному документу — акту формы С-4, на основании договора строительного подряда или отдельно заключенного договора электроснабжения, где стороны выступают абонентом и субабонентом.
При этом, учитывая специфику снабжения и пользования электрической энергией (мощностью), электрическая энергия (мощность) является товаром, который производится, передается, распределяется и потребляется в Республике Беларусь.
При указанном оформлении поставляемой электроэнергии заказчик включает в выручку стоимость поставленной электроэнергии, а генподрядчик учитывает расходы на ее оплату при формировании стоимости выполняемых строительно-монтажных работ, отражая их в своем учете в себестоимости работ. По окончании отчетного периода стороны, желая сохранить оборотные средства и сократить движение денежных средств и документооборот, зачитывают встречные обязательства (в частности, по оплате выполненных работ) в счет погашения задолженности по поставленной электроэнергии в справке формы С-3, что является зачетом с точки зрения норм гражданского права.
С 1 января 2023 г. на территории Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской деятельности в отношении всех товаров, в том числе потребительских, запрещаются товарообменные операции без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, ИП (бартер, мена, зачет, новация, отступное).
Исключения по соблюдению указанной нормы установлены:
- для внешнеторговых операций;
- операций между организациями, входящими в холдинг;
- операций, согласованных государственным органом (организацией);
- операций с участием физических лиц в отношении телефонных аппаратов всех типов, легковых автомобилей;
- случаев, предусмотренных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.04.2017 № 290 «О прекращении обязательств по оплате поставленного нефтяного жидкого топлива»;
- операций, определенных в перечнях облисполкомов и Минского горисполкома.
Также требования постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (далее — постановление № 713) не распространяются на отношения, связанные с реализацией товаров, приобретаемых для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и ИП (п. 23 постановления № 713 в редакции постановления Совета Министров от 01.02.2023 № 713(2)).
Из приведенных формулировок следует, что запрещаются только те операции по зачету, где одно из обязательств связано с поставкой товара. В данной ситуации, с учетом норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 № 1394, передача электроэнергии рассматривается как поставка товара. Вместе с тем запрет не распространяется на операции, связанные с реализацией товаров, используемых в процессе производства.
Таким образом, учитывая, что поставка электроэнергии осуществляется для производства строительно-монтажных работ, стороны могут производить зачет, поскольку на такую операцию нормы постановления № 713 не распространяются.