Вы на портале

Всегда ли снос незарегистрированного капитального строения ‒ крайняя мера?

По данным Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, за 2022 г. в стране насчитывалось около 100 тысяч незарегистрированных капитальных строений. Официальные данные о количестве таких строений за 2023 г. пока недоступны, однако можно говорить о тенденции его сокращения. Рассмотрим порядок принятия решений о сносе таких объектов, узнаем, в каких случаях можно его избежать, а также о том, как принимается решение о принятии самовольной постройки в эксплуатацию.

Пиляк Полина
Пиляк Полина

Юрист практики аттестации и сертификации в строительстве ООО «Юридическая группа Бюро 24»

166 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Понятия и основные положения

К незарегистрированным капитальным строениям могут относиться жилые дома, дачи, гаражи, хозяйственные постройки, промышленные объекты и другие виды сооружений. Все капитальные строения подлежат регистрации в государственном реестре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (ст. 4 и 7 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»).

Справочно.
Незарегистрированное капитальное строение – это здание, сооружение или другое строение, которое не было зарегистрировано в установленном порядке.

Таким образом, незарегистрированные капитальные строения не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь. Такие объекты зачастую возводятся без разрешения соответствующих органов, не отвечают строительным нормам и правилам, поэтому считаются самовольными постройками.

Право собственности на строящиеся капитальные строения (здания, сооружения) и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента завершения создания этого имущества, если иное не предусмотрено законодательством (п. 1 ст. 220 ГК).

В случаях, когда вновь созданное недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, право собственности на него возникает с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено законодательством (п. 2 ст. 220 ГК).

Основные положения о самовольном строительстве содержатся в ст. 223 ГК. Лицо, осуществившее самовольное строительство, не приобретает права собственности на самовольную постройку в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 220 ГК, не вправе пользоваться и распоряжаться самовольной постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. В случае самовольного строительства одним из принятых решений может быть решение о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние. Процедура сноса регулируется законодательством Республики Беларусь и учитывает права всех заинтересованных сторон.

Кем и когда принимается решение о сносе

Согласно Положению о порядке принятия решений по самовольным постройкам, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2007 № 1802 (далее – Положение), процедура сноса незарегистрированного капитального строения включает несколько этапов.

В первую очередь лицо, которому стало известно о самовольной постройке, должно проинформировать о ее выявлении местный исполнительный и распорядительный орган, который направляет предписание о приостановлении (запрете) самовольного строительства (п. 1 ст. 223 ГК), и территориальные подразделения архитектуры и градостроительства.

Далее местным исполнительным и распорядительным органом на основании материалов обследования строения и земельного участка принимается решение о сносе самовольной постройки. В решении исполкома определяются сроки выполнения предусмотренных этим решением действий лица, осуществившего самовольное строительство (п. 7 Положения). При отказе лица, осуществившего самовольное строительство, выполнить данное решение местного исполнительного и распорядительного органа или невыполнении его в установленный срок местным исполнительным и распорядительным органом (уполномоченной им организацией) за счет лица, осуществившего самовольное строительство, будет совершен снос самовольной постройки и земельный участок будет приведен в пригодное для использования по целевому назначению состояние. Компенсация средств, затраченных на самовольное строительство, не возмещается (п. 7 ст. 223 ГК).

Можно ли избежать сноса?

Снос незарегистрированных капитальных строений является крайней мерой, к которой прибегают в случае, если невозможно устранить нарушения путем их легализации или реконструкции. Таким образом, чаще принимается решение о приведении самовольной постройки в состояние, соответствующее требованиям градостроительных норм и существенным требованиям безопасности, установленным законодательством в отношении объектов строительства, а также о приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние (п. 3 ст. 223 ГК).

По заявлению лица, осуществившего самовольное строительство, и с учетом мотивированных предложений районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов в городах областные (Минский городской) исполнительные комитеты вправе принять решение о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке, если самовольное строительство осуществлено без нарушения требований градостроительных норм и существенных требований безопасности, а также с соблюдением законодательства об охране и использовании земель (п. 6 ст. 223 ГК).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществившие самовольное строительство, обращаются в районный (городской) исполнительный комитет, местную администрацию района в городе для осуществления административной процедуры, предусмотренной в подп. 3.9.11 п. 3.9 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548 (подп. 9.2 п. 9 Положения).

Как принимается решение о принятии самовольной постройки в эксплуатацию?

Для принятия решения по самовольному строительству, а также подготовки и внесения районными (городскими) исполнительными комитетами, местными администрациями районов в городах мотивированных предложений в областные (Минский городской) исполнительные комитеты по вопросам принятия данного решения создается постоянно действующая комиссия.

В состав комиссии включаются:

  • представители структурных подразделений исполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, использования и охраны земель, управлений (отделов) внутренних дел и иных структурных подразделений исполкома;
  • уполномоченные должностные лица органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;
  • при необходимости ‒ представители коммунальных и иных организаций.

Комиссия в срок до 5 дней со дня поступления заявления изучает документы, обследует самовольную постройку и составляет заключение, которое подписывается всеми членами комиссии. В заключении среди прочего отражаются выводы о возможности принятия самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке (п. 11 Положения). На основании заключения комиссии районные (городские) исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах в трехдневный срок со дня подписания заключения комиссии подготавливают и направляют в областные (Минский городской) исполнительные комитеты мотивированные предложения о принятии соответствующего решения по самовольным постройкам.

Важно. 
При направлении предложения о принятии решения по самовольным постройкам к нему должны быть приложены актуальные фотографии самовольной постройки, копии ведомости технических характеристик.

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты в семидневный срок со дня поступления мотивированных предложений районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах рассматривают данные предложения и принимают решения (отказывают в принятии решений) по самовольному строительству и уведомляют районный (городской) исполнительный комитет, местную администрацию района в городе о принятом решении в отношении самовольного строительства (п. 13 Положения).

Признание права собственности

У лица, осуществившего самовольное строительство, есть право подать в суд иск о признании права собственности на самовольную постройку. За таким лицом может быть признано право собственности на самовольную постройку, если самовольное строительство осуществлено без нарушения требований градостроительных норм и существенных требований безопасности, за исключением случаев, когда такое строительство осуществлено на самовольно занятом земельном участке. Подача в суд иска о признании права собственности на самовольную постройку в течение сроков, указанных в решении местного исполнительного и распорядительного органа, либо обжалование в установленном порядке такого решения приостанавливают его исполнение. Решение суда о признании права собственности на самовольную постройку является основанием для принятия местным исполнительным и распорядительным органом решений о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке и о предоставлении (изменении целевого назначения) земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель (п. 4 ст. 223 ГК).

Обратите внимание.
За самовольное строительство объекта предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо – от 20 до 500 базовых величин (ст. 22.8 КоАП).

166 Shape 1 copy 6Created with Avocode.