Вы на портале

Изменения в порядке оплаты строительных работ за счет бюджетных средств

Комментарий к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 26.07.2024 № 42

Вступление в силу с 23.07.2024 КоАГСД потребовало внесения изменений и дополнений не только в нормативные акты, являющиеся подзаконными по отношению к КоАГСД, но и в акты, регулирующие смежные со строительными отношения. Рассмотрим один из таких актов.

Майборода Владимир
Майборода Владимир
Юрист
192 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Одним из актов, в который внесены изменения, является постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120 «О порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов» (далее – постановление № 120). Для приведения его в соответствие с КоАГСД было принято постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26.07.2024 № 42 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 17 декабря 2001 г. № 120» (далее – постановление № 42), вступившее в силу с 09.08.2024.

Уточнение предмета регулирования постановления № 120

В п. 1 Инструкции о порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов, утвержденной постановлением № 120 (далее – Инструкция), определен предмет ее регулирования, а именно порядок оплаты расходов за счет средств бюджета при осуществлении строительной деятельности по определенному перечню.

В перечень видов строительной деятельности, указанных в п. 1 Инструкции, постановлением № 42 внесены изменения. Теперь в него входят: осуществление деятельности по разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации, осуществлению авторского надзора, выполнению изыскательских работ, подготовке разрешительной документации на строительство, оказанию инженерных услуг, выполнению пусконаладочных, строительно-монтажных и иных работ на строительной площадке (объекте) при возведении, реконструкции, модернизации, технической модернизации, ремонте, сносе объекта, ремонтно-реставрационных работах, монтаже оборудования, консервации объекта незавершенного строительства.

В отношении перечня видов строительной деятельности, указанных в п. 1 Инструкции, отметим следующее:

  • перечень полностью охватывает перечень видов деятельности, относящихся к строительству, указанный в п. 1 ст. 78 КоАГСД;
  • перечень относит к оплачиваемым расходам за счет средств бюджета осуществление видов деятельности, отнесенных в ст. 7 КоАГСД к общественным отношениям, регулируемым КоАГСД (разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации, осуществление авторского надзора);
  • перечень расходов при осуществлении видов деятельности, оплачиваемых из бюджета в порядке, предусмотренном Инструкцией, является исчерпывающим.

Основанием для оплаты расходов за счет средств бюджета являются документы, предъявленные заказчиком в казначейство и указанные в п. 3 Инструкции. Одним из таких документов является решение местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектных и изыскательских, строительных работ. Постановлением № 42 уточнено, что данное решение предоставляется, если необходимость получения разрешительной документации установлена законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Сокращение перечня предоставляемых документов

Постановлением № 42 внесены изменения в ч. 1 п. 3,пп. 6,8,9,13 Инструкции. В результате отпала необходимость предоставлять в казначейство для оплаты протокол согласования договорной (контрактной) цены для перечисления авансов на разработку предпроектной (предынвестиционной), проектной документации, а также авансов для выполнения изыскательских и строительных работ, в том числе при текущем ремонте.

Отсутствие необходимости предоставлять протокол в казначейство не означает, что данный документ не нужен, поскольку обязательное наличие такого документа предусмотрено:

— в ч. 1 п. 19 Правил № 1450;

— в ч. 1 п. 12 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297.

Оплата материалов для строительства

Постановлением № 42 внесено дополнение в п. 14 Инструкции, который регулирует порядок оплаты казначейством приобретаемых заказчиком материалов и оборудования для строительства. Согласно этому дополнению одним из представляемых в казначейство документов для оплаты может являться проектная и (или) сметная документация либо письменная информация о наличии приобретаемых заказчиком материалов, оборудования в утвержденной проектной и (или) сметной документации.

Полагаем, что выбор вида представляемого документа (проектная документация или письменная информация) предоставлен заказчику. Форма письменной информации в настоящее время нормативно не установлена и может быть произвольной. Ответственность за соответствие указанных в информации сведений проектной документации лежит на заказчике.

Оплата содержания заказчика

Внесены изменения в порядок оплаты содержания заказчика. Согласно новой редакции п. 20 Инструкции по объектам, разрешительная документация на которые получена после 01.07.2023, средства на содержание заказчика, включая расходы на осуществление технического надзора, перечисляются на основании договора возмездного оказания услуг и акта оказанных услуг. Если же разрешительная документация на объект получена до 01.07.2023, то для оплаты заказчик предоставляет в казначейство соответствующий расчет за своей подписью.

Необходимость предоставления договора возмездного оказания услуг обусловлена тем, что с 23.07.2024 вступили в силу изменения в Инструкцию об осуществлении деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта, утвержденную постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4. Согласно п. 3 указанной Инструкции функции заказчика, застройщика, выполняемые на возмездной основе, определяются договором возмездного оказания услуг, заключаемым по результатам проведения процедуры закупок, если проведение такой процедуры предусмотрено законодательством.

Функции заказчика, застройщика, выполняемые на возмездной основе при реализации государственных программ, региональных инвестиционных программ, предусматривающих строительство объектов (за исключением объектов строительства при долевом строительстве), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов, определяются договором возмездного оказания услуг, заключаемым с заказчиком программы ‒ распорядителем бюджетных средств.

192 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№ 5 (11) октябрь 2024
и еще 1,
437