Несмотря на простоту формулы «заказчик поручил и обязался оплатить по цене, установленной сметой к договору, а подрядчик — выполнить работы на условиях договора» строительная деятельность в силу своей специфики нередко связана с вопросами правильности определения стоимости работ, выполненных подрядчиком и порученных заказчиком в пределах его финансовых ожиданий и возможностей. Рассмотрим подробнее, какие вопросы в последнее время все чаще возникают при реализации строительных проектов.
Согласно п. 10 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее — Правила), одним из существенных условий договора строительного подряда является договорная (контрактная) цена или способ ее определения.
Эта же норма закреплена и в ГК. В соответствии со ст. 663 ГК в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Виды цены работ и их отличительные особенности
Цена работы может быть определена путем составления сметы. Цена работы (смета) может быть твердой или приблизительной.
Справочно.
Формулировки «ориентировочная стоимость», «стоимость на дату заключения договора» и прочие вариации на тему приведут только к возникновению спорных ситуаций. Если словосочетание «приблизительная цена» в договоре отсутствует, цена договора подряда с очень большой долей вероятности будет признана твердой.
Следует отметить, что и твердая, и приблизительная цена могут изменяться, однако основания к этому в ст. 663 ГК установлены различные.
Приблизительная цена работ
Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине существенно превышается цена работы, определенная приблизительно, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
В случае выявления в процессе строительства необходимости выполнения работ (услуг), не предусмотренных в проектной документации, стоимость дополнительных работ определяется разработчиком проектной документации на основании трехстороннего акта, подписанного заказчиком, подрядчиком и разработчиком проектной документации, и отражается в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ.
Порядок формирования стоимости дополнительных работ предусматривается договором строительного подряда.
Расчет за выявленные дополнительные работы осуществляется посредством составления акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2а (приложение 4 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 13).
При заключении договора строительного подряда необходимо предусмотреть порядок расчета за дополнительные работы, то есть уровень цен и тарифов, в котором будет определена стоимость этих работ. Если договором строительного подряда не установлен иной порядок, акт формы С-2а на дополнительные работы составляется в текущем уровне цен (письмо Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве от 21.03.2014 № 09-778).
При этом будет утрачена возможность применения к цене дополнительных работ всех повышающих или понижающих коэффициентов, процента возмещения транспортных, заготовительно-складских и иных расходов, определенных соглашением сторон при заключении договора.
Невыполнение подрядчиками этого алгоритма действий приводит к отказу заказчиков выплачивать им стоимость выполненных без согласования дополнительных работ на основании договора, то есть дополнительного соглашения.
Твердая цена
Что касается твердой стоимости (твердой сметы), то в силу ст. 663 ГК подрядчик не вправе требовать ее увеличения, а заказчик — ее уменьшения, в том числе и в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащей выполнению работы или необходимых для этого расходов.
При существенном возрастании после заключения договора стоимости материалов и оборудования, которые должны быть предоставлены подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены (сметы), а при отказе заказчика выполнить его требование — расторжения договора в соответствии со ст. 421 ГК.
В связи с изложенным подрядчик не может требовать увеличения стоимости выполняемых работ в случае, если цена работ по договору подряда является твердой и не изменена в установленном порядке.
Для изменения твердой стоимости подрядных работ в соответствии со ст. 421 ГК необходимо наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Согласно ст. 663 ГК существенными условиями для изменения твердой цены по договору подряда являются: существенное возрастание после заключения договора стоимости материалов и оборудования, которые должны быть предоставлены подрядчиком; существенное возрастание стоимости оказываемых подрядчику третьими лицами услуг.
Из буквального толкования вышеупомянутой нормы следует, что твердая цена распространяется не только на стоимость работ (то есть работ и материалов), но и на стоимость оборудования. О последствиях некорректного составления договора подряда в указанной части см. в разделе настоящей статьи «Стоимость оборудования как элемент цены договора».
В случае если вышеизложенные основания увеличения стоимости невозможно было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения предварительно определенной цены (сметы). В свою очередь заказчик может согласиться с предложением по увеличению цены работы или расторгнуть договор на условиях ст. 421 ГК.
Пересмотр сметы (твердой цены договора) по требованию подрядчика
Пунктом 3 ст. 699 ГК предусмотрено право подрядчика требовать в соответствии со ст. 420 ГК пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 %.
В таких случаях в силу п. 12 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда» на подрядчика возлагается бремя доказывания того, что превышение сметной стоимости строительства произошло по не зависящим от него объективным причинам, к которым может быть отнесено и существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора строительного подряда.
При непредставлении подрядчиком соответствующих доказательств и при отсутствии согласованной дополнительной сметы хозяйственным судам предписано исходить из того, что требования о взыскании с заказчика разницы между фактической стоимостью выполненных работ и сметной стоимостью выполненных работ являются необоснованными. Так, согласно ст. 291 ГК одностороннее изменение условий обязательства не допускается, если иное не вытекает из законодательства или договора. Как следствие — строительство подлежит завершению в полном объеме, но в пределах согласованной по договору стоимости, а все затраты подрядчика сверх договора — риск самого подрядчика.
Общие условия изменения условия о цене договора
На основании п. 17 Правил стороны в договоре подряда вправе предусмотреть обстоятельства, при наличии которых договорная (контрактная) цена может быть изменена (внесение заказчиком изменений в утверждаемую часть проектной документации, изменение законодательства о налогообложении, сборах). Изменения договорной (контрактной) цены оформляются дополнительным соглашением к договору подряда.
Неизменная цена и порядок ее изменения
В настоящее время в Республике Беларусь предусмотрен еще один вид цены договора строительного подряда — неизменная цена. Об относимости данного вида цены к твердой или приблизительной речь пойдет ниже.
На объекты, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено после 01.01.2012, распространяется Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее — Положение о порядке формирования неизменной договорной цены).
Исходя из п. 1 Положения о порядке формирования неизменной договорной цены данный нормативный акт определяет порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству) и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки.
При строительстве иных объектов решение о порядке (способе) формирования неизменной договорной (контрактной) цены, в том числе о применении Положения о порядке формирования неизменной договорной цены, принимает заказчик (застройщик).
В соответствии с п. 6 Положения о порядке формирования неизменной договорной цены цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются без учета стоимости оборудования, разработки проектной документации, приобретение и разработка которых заказчиком поручены подрядчику, и поставляемых заказчиком строительных материалов, изделий, конструкций по предусмотренному заказчиком перечню.
Таким образом, признаки, позволяющие отнести неизменную цену к твердой, в полном объеме отсутствуют, поскольку стоимость оборудования при формировании цены договора подряда как неизменной остается открытой.
В силу п. 8 Положения о порядке формирования неизменной договорной цены цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)) определяется на основании цены предложения подрядчика, выбранной заказчиком, с оформлением протокола согласования договорной (контрактной) цены на строительство и является неизменной до завершения строительства, за исключением случаев, установленных в п. 10 Положения о порядке формирования неизменной договорной цены.
При этом следует учитывать, что п. 10 Положения о порядке формирования неизменной договорной цены предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда договорная (неизменная договорная) цена может корректироваться. Так, неизменная цена корректируется в случаях изменения:
— по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;
— налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;
— стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда);
— прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;
— индексов цен в строительстве по данным Национального статистического комитета за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным, учтенным при формировании неизменной цены, более чем на два процентных пункта;
— сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.
По объектам, финансируемым только полностью или частично за счет бюджетных и приравненных к ним источников, данный перечень оснований для изменения неизменной цены сокращен до 4 случаев. Это изменение:
— по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;
— налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;
— прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;
— сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.
С учетом изложенного назвать неизменную цену приблизительной также не представляется возможным, поскольку часть стоимости договора — цена работ (то есть работ и материалов) является фиксированной и порядок ее изменения строго регламентирован.
Стоимость оборудования как элемент цены договора
Неопределенность правовой регламентации неизменной цены договора порождает наибольшие затруднения при определении стоимости оборудования, подлежащей включению в цену строительства. Так, если оценивать условия о неизменной цене договора как о твердой, то цена оборудования, которое подлежит передаче заказчику совместно с работами, не может превышать цену оборудования, определенную в договоре, или цену всего договора (в зависимости от толкования условий конкретного договора). При этом само Положение о порядке формирования неизменной договорной цены не предусматривает фиксацию стоимости оборудования в цене работ, которая и является неизменной.
Толкование условий договора о неизменной цене и процедуры закупки, проведенной в соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной цены, как условий о твердой цене может привести в случае превышения стоимости закупленного оборудования в сравнении с ценой оборудования по договору к прямым убыткам подрядчика и, как следствие, к нарушению им положений законодательства о бухгалтерском учете и отчетности: подрядчик будет фактически осуществлять заведомо убыточные сделки. В последующем это может отразиться и на заказчике, в частности, в случае оспаривания налоговыми органами действительности сделок по реализации подрядчиком оборудования заказчику по цене ниже цены приобретения как сделок, направленных на умышленное снижение налогооблагаемой базы по отдельному ряду налогов.
Вместе с тем подрядчик при реализации заказчику оборудования, приобретенного по цене ниже предусмотренной договором, в пределах цены договора фактически осуществляет наценку стоимости приобретенного им оборудования и, как следствие, завышает стоимость строительства в сравнении с той, по которой оно могло быть осуществлено фактически.
Поскольку строительная деятельность, исходя из содержания ее понятия, приведенного в секции Ф «Строительство» ОКРБ 05-2011, предполагает, что извлечение прибыли подрядными организациями осуществляется именно за счет выполнения работ, а не реализации товаров, в том числе оборудования, считаем, что любая фиксация стоимости оборудования в договоре строительного подряда в качестве твердой цены, то есть как ниже, так и выше стоимости его приобретения и расходов на доставку к месту монтажа, является поводом для возникновения споров и совершения правонарушений участниками строительной деятельности.
Неизменная цена: твердая или приблизительная?
На основании изложенного полагаем, что неизменная цена является отдельным видом цены договора строительного подряда, содержащим в себе элементы правового регулирования как твердой (в части стоимости работ и материалов), так и приблизительной цены (в части оборудования).
Поскольку процедуры закупки в строительстве в большинстве случаев требуют применения расчетов в порядке, определенном Положением о порядке формирования неизменной договорной цены, представляется целесообразным во избежание путаницы в правоприменительной практике внести изменения в ГК в части норм о цене работ по договору строительного подряда, дополнив перечень видов цены договора строительного подряда наряду с твердой и приблизительной понятием «неизменная цена».
Последствия завышения цены договора
Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства» относит к завышению стоимости строительства фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги:
— стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком;
— не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями;
— фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные.
Завышение объемов или стоимости влечет административную ответственность. Так, частью первой ст. 21.7 КоАП предусмотрена ответственность за завышение подрядчиком (субподрядчиком), заказчиком (за исключением бюджетных организаций) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, государственных целевых бюджетных, государственных внебюджетных, инновационных фондов или с привлечением льготных кредитов, в виде штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) — в размере до 150 % от суммы завышения.
К сведению.
Со вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2016 № 434 с 12 сентября 2016 г. изменится порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов. Данное постановление вносит дополнения и изменения в Положение о порядке формирования неизменной договорной цены.
Вышеуказанным постановлением установлено, что в случае, когда фактическая стоимость подрядных работ оказалась меньше по отношению к неизменной цене при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией, подрядчик сохраняет право на оплату работ согласно неизменной цене, предусмотренной договором строительного подряда, за исключением подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой.
Снижение фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией является экономией подрядчика и относится на финансовые результаты его деятельности, за исключением снижения фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой.