Текущий ремонт и аттестация

При подготовке к проведению текущего ремонта наступает момент, когда составлен дефектный акт и смета и, казалось бы, можно приступать к выбору подрядчика. Но возникает ряд вопросов, которые сводятся к одному: кто, согласно законодательству, имеет право участвовать в столь сложном строительном процессе, как текущий ремонт?

О необходимости наличия у участников строительного процесса при проведении текущего ремонта аттестатов соответствия рассуждает В. Майборода.

Майборода Владимир

Юрист

2367 Shape 1 copy 6Created with Avocode.


Гарантийный срок на выполненные работы по текущему ремонту крыши еще не закончился, а у заказчика уже появились претензии к качеству: в местах примыкания к вентиляционным шахтам крыша протекает. Подрядчик не считает дефекты гарантийным случаем, ссылаясь на низкое качество кровельных материалов, приобретенных заказчиком. Заказчик указывает, что крыша, отремонтированная иным подрядчиком с применением таких же материалов, не протекает. В ходе разбирательства возникли вопросы: имел ли право подрядчик производить работы? имел ли право заказчик осуществлять деятельность заказчика в строительстве? кто должен был осуществлять технический надзор? Все эти вопросы связаны с наличием аттестатов у участников строительного процесса при осуществлении текущего ремонта. Попробуем разобраться.

Споры вокруг и около

Согласно подп. 1.11 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26) отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), в том числе осуществляемые сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом, по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон № 300-З) строительная деятельность (строительство) — это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Как уже ранее отмечалось, текущий ремонт является разновидностью ремонта и относится к строительной деятельности.

Казалось бы, все понятно. Совместив две нормы — Указа № 26 и Закона № 300-З, можно сделать вывод о необходимости наличия аттестатов у субъектов текущего ремонта. Но не все так просто.

По данному вопросу существует 3 мнения.

Первое мнение: «Аттестаты не нужны»

Сторонники этого мнения приводят следующие доводы.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 (далее — постановление № 252) утверждено Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений (далее — Положение). В приложении 1 к данному Положению определен перечень видов работ (их составляющих), при выполнении которых обязательно наличие аттестата соответствия, в том числе для выполнения работ по обследованию зданий и сооружений.

В Законе № 300-З текущий ремонт объекта определяется как совокупность работ (в том числе строительно-монтажных и пусконаладочных) и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта. Таким образом, для выполнения работ по текущему ремонту юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю аттестат соответствия, выдаваемый в порядке, определенном постановлением № 252, не требуется. Работы, относящиеся к текущему ремонту, определены в ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267 (далее — ТКП 45-1.04-206-2010).

На основании перечисленных норм сделан вывод о том, что аттестат при текущем ремонте не нужен.

Второе мнение: «Аттестаты нужны»

Любопытно, что адепты, придерживающиеся мнения, что для субъектов, выполняющих работы по текущему ремонту, аттестаты обязательны, свою позицию основывают на тех же нормах, что и приверженцы первого мнения.

Кратко эту позицию можно сформулировать следующим образом: ремонт — это вид строительной деятельности. А поскольку в подп. 1.11 п. 1 Указа № 26 нет исключений для отдельных видов, то субъектам, выполняющим работы по текущему ремонту, аттестаты требуются.

Третье мнение: «Аттестаты нужны, но не всем» 

Истина, как это часто бывает, находится посередине.

Министерство архитектуры и строительства в письме от 27.11.2014 № 09-08/9696 «По вопросам аттестации в строительстве» разъясняло, что не требуется наличие аттестата соответствия на выполнение работ, относящихся к текущему ремонту согласно ТКП 45-1.04-206-2010 и не включенных в перечень видов работ, для выполнения которых требуется наличие аттестата соответствия согласно постановлению № 252, а также для выполнения работ на объектах пятого класса сложности.

То есть при выполнении работ по текущему ремонту аттестат нужен, если выполнены два условия одновременно:

1) работы относятся к текущему ремонту согласно приложению А «Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений» к ТКП 45-1.04-206-2010;

2) работы входят в перечень, утвержденный постановлением № 252.

Небольшая проблема состоит в том, что, сопоставляя содержание приложения А «Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений» к ТКП 45-1.04-206-2010 и п. 7 перечня отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), являющегося приложением 1 к Положению (далее — приложение 1), обнаруживается, что работ одинакового наименования не найти.

В данном случае полагаем, что не нужно становиться формалистом. Технология выполнения работ при возведении нового объекта и при ремонте старого объекта практически не отличается.

Пример:
Из приложения 1 мы выберем те работы, которые, по нашему мнению, наиболее часто встречаются при проведении текущего ремонта (нумерация согласно приложению 1 (данный перечень приведен для примера и в каждом конкретном случае требует уточнения)):
7. Строительство объектов первого — четвертого классов сложности:
7.2. устройство оснований, фундаментов зданий и сооружений;
7.8. монтаж каменных и армокаменных конструкций, кроме мостов, транспортных эстакад и путепроводов, за исключением осуществляемых сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом;
7.9. устройство кровли, за исключением осуществляемых сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом;
7.10. устройство фасадных систем теплоизоляции и облицовка фасадов зданий, за исключением осуществляемых сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом;
7.12. устройство внутренних систем водопровода и канализации, за исключением устройства пожарных кранов на автоматических установках пожаротушения;
7.14. устройство внутренних сетей теплоснабжения;
7.16. устройство внутренних систем электроснабжения;
7.18. монтаж систем вентиляции и кондиционирования воздуха, за исключением систем противодымной вентиляции;
7.25. монтаж систем автоматизации, за исключением потенциально опасных объектов, технических устройств.
Если объект относится к пятой категории сложности, то аттестат подрядчику не нужен для любых работ.

Вывод: подрядчик должен иметь аттестат в случае, если при текущем ремонте работ предполагается выполнение работ, включенных в приложение 1.

Аттестат заказчика

Следующий вопрос, которым должен озадачиться заказчик, — необходим ли ему как заказчику аттестат.

В настоящее время приложение 1 не содержит такого вида деятельности, как выполнение функций заказчика (застройщика). Соответственно, получать аттестат заказчику не нужно.

Технический надзор и текущий ремонт

Теоретически заказчик может самостоятельно осуществлять технический надзор за выполнением работ при текущем ремонте. Однако, на наш взгляд, это только теоретически.

Согласно п. 2.10 ТКП 45-1.03-162-2009 «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 № 396 (далее — ТКП 45-1.03-162-2009), технический надзор в строительстве — часть строительного процесса, включающего контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих ТНПА и утвержденной проектно-сметной документации, а также освидетельствование, приемку и учет выполненных работ.

Как видно из определения, на заказчика возлагается круг задач, посильный только профессионалам в строительной деятельности.

При финансировании объектов текущего ремонта за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов технический надзор осуществляется в обязательном порядке (п. 3.1 ТКП 45-1.03-162-2009). При финансировании объектов текущего ремонта за счет иных, не бюджетных источников, технический надзор осуществляется по решению заказчика.

Обратим внимание, что в соответствии с п. 4 ст. 37 Закона № 300-З заказчик, застройщик при осуществлении технического надзора обязаны в том числе:

— осуществлять надзор за целевым и рациональным использованием средств и вводом в эксплуатацию объектов строительства в установленный срок;

— проверять сроки, объемы и качество строительных работ, качество применяемых строительных материалов и оборудования, наличие и правильность оформления документов, подтверждающих их качество;

— производить освидетельствование скрытых работ, приемку выполненных строительных работ и промежуточную приемку ответственных конструкций с оформлением актов установленной формы;

— проверять наличие исполнительной документации, оформленной подрядчиком в порядке, установленном законодательством.

Справочно.
Согласно ст. 21.23 КоАП невыполнение или ненадлежащее выполнение представителем технического или авторского надзора обязанностей, установленных техническими нормативными правовыми актами, договором на оказание таких услуг, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 5 до 15 базовых величин.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о целесообразности привлечения заказчиком, осуществляющим текущий ремонт, специализированной организации, осуществляющей технический надзор. Такой специализированной организацией является инженерная организация (инженер).

В соответствии с разделом 4 приложения 1 применительно к работам по текущему ремонту требуется получение аттестата для оказания следующих услуг (нумерация согласно приложению 1):

4.3. технический надзор за общестроительными работами;

4.4. технический надзор за работами в области водоснабжения и канализации;

4.5. технический надзор за работами по монтажу внутренних сетей теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха;

4.6. технический надзор за работами по устройству систем холодоснабжения;

4.9. технический надзор за работами в области электроснабжения и автоматизации;

4.10. технический надзор за работами в области связи, сигнализации.

Вывод: целесообразно привлекать инженерную организацию для осуществления технического надзора за работами по текущему ремонту. Такая инженерная организация должна иметь аттестаты на осуществление технического надзора за работами, запланированными в дефектном акте и смете.




2367 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме