Содержание:
В соответствии с п. 12.16 ТКП 45-1.04-305-2016 (33020) «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования» (далее — ТКП-305) разработка проектной документации на производство работ по текущему ремонту не требуется. Работы производятся согласно сметной документации, составленной на основании дефектных актов, оформленных в установленном порядке. Таким образом, дефектный акт и составленная на его основании смета являются проектной документацией при выполнении текущего ремонта.
Дефектный акт как основание для принятия решения
Форма дефектного акта установлена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 14 «Об установлении формы дефектного акта» (далее — постановление № 14).
Согласно п. 2 постановления № 14 форма С-1 «Дефектный акт» подлежит применению организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальными предпринимателями. Форма С-1 применяется для обоснования принятия решения о проведении текущего ремонта и служит исходным документом для составления сметы на проведение строительно-монтажных работ по текущему ремонту.
Из требований ТКП-305 следует, что решение о проведении текущего ремонта, как правило, принимается по результатам плановых общих осмотров, проводимых два раза в год — осенью и весной. В постановлении № 14 же говорится, что сам по себе дефектный акт является обоснованием решения о проведении текущего ремонта.
По нашему мнению, есть небольшое противоречие в нормах постановления № 14 и ТКП-305. Чтобы его разрешить, предлагается следующий вывод: акты плановых общих осмотров либо акты внеплановых осмотров (в случае стихийных бедствий, аварий и при выявлении недопустимых деформаций) и дефектные акты формы С-1 являются основанием для принятия решений о проведении текущего ремонта.
Составляющие дефектного акта
Рассмотрим отдельные составляющие содержания дефектного акта.
Комиссия, составляющая дефектный акт
Согласно абз. 1 формы С-1 «Дефектный акт»:
«Комиссия, образованная в соответствии с приказом от "__" ______ ___ г. № ____ в составе:
председателя комиссии _____________ _______________________________(должность) (инициалы, фамилия)
членов комиссии: ______________ _______________________________(должность) (инициалы, фамилия)
составила настоящий акт о том, что в результате обследования объекта ______________________ (наименование объекта)
установлено, что _________________________ (описание дефектов, их местонахождение, площадь, объем)
Законодательством не определен порядок создания комиссии, члены которой составляют дефектный акт. Логично предположить, что комиссия, созданная в соответствии с требованиями пп. 5.4, 5.5 ТКП-305 для проведения общих осмотров здания, также должна быть уполномочена на составление дефектного акта.
Наименование объекта
Наименования объекта в акте должно однозначно указывать на объект строительства, в котором будут проводиться работы по текущему ремонту. При наличии необходимо также указать инвентарный номер здания (сооружения).
Пример:
«кабинет 418 административного здания по адресу: г. Минск, ул. Широкая, 38, инв. номер 17148».
Описание дефектов
Описание дефектов в форме С-1 необходимо выполнить в строке «Описание дефектов, их местонахождение, площадь и объем». В случае, если перечень дефектов значительный, его можно вынести в отдельную таблицу, прилагаемую к форме С-1.
Следует обратить внимание на важность правильного указания дефекта.
Согласно п. 3.4 ТКП-305 дефект — это каждое отдельное несоответствие здания и его отдельных элементов требованиям нормативных документов.
Нормативным документом, регулирующим порядок оценки степени физического износа, является ТКП 45-1.04-119-2008 (02250) «Здания и сооружения. Оценка степени физического износа», утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.10.2008 № 385 (далее — ТКП-119).
Согласно ТКП-119 определение степени физического износа производится на основании описания дефекта.
Пример.
Комиссия определила, что подлежит ремонту пол из керамической плитки.
Описание дефектов и степень физического износа для полов из керамической плитки приведены в таблице 5.10.2 раздела 5 ТКП-119:
5.10.2 Полы из керамических плиток | Физический износ, % |
---|
1 Мелкие сколы и трещины отдельных плиток на площади до 20 % поверхности пола | До 20 |
2 Отсутствие отдельных плиток, местами вздутие и отставание на площади от 20 % до 50 % поверхности пола | 21–40 |
3 Отсутствие плиток на отдельных участках; выбоины в основании на площади свыше 50 % поверхности пола, в санузлах возможны протечки через междуэтажные перекрытия | 41–60 |
4 Полное разрушение покрытия и основания, массовые протечки в санузлах через междуэтажные перекрытия | 61–80 |
Для текущего ремонта полов в приложении А к ТКП 45-1.04-206-2010 (02250) «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (далее — ТКП-206) определены следующие основные виды работ:
1) замена или ремонт покрытия пола в отдельных помещениях без изменения конструкции;
2) замена (устройство) гидроизоляции полов в отдельных санитарных узлах с полной сменой покрытия;
3) заделка выбоин, трещин в цементных, бетонных, асфальтовых полах и основаниях под полы;
4) сплачивание дощатых полов;
5) устранение просадки пола первого этажа по грунту.
Для капитального ремонта полов в приложении Б к ТКП-206 предусмотрены следующие работы: замена покрытия пола с изменением его конструкции при износе 60 % и более.
Вывод: от описания дефекта зависит определение степени физического износа и, соответственно, перечень выполняемых работ, а также, возможно, переход от текущего ремонта к капитальному.
Стесненные и усложненные условия производства работ
Абзац 2 формы С-1 имеет следующее содержание:
«Комиссией установлено наличие стесненных и усложненных условий производства работ, которые характеризуются следующими факторами _________________» (перечень факторов)
При наличии усложненных и стесненных условий производства работ в форме С-1 должны быть указаны характеристики производства работ. Такие характеристики установлены в таблице В1 приложения В к Методическим указаниям по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2017), утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2016 № 319.
Приведем примеры отдельных характеристик стесненных и усложненных условий труда и установленных коэффициентов:
• производство наружных и внутренних работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях, освобожденных от оборудования и других загромождающих предметов — 1,2;
• производство наружных и внутренних работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях в усложненных и стесненных условиях строительства при наличии следующих факторов:
— нахождение в зоне производства работ действующего технологического оборудования, или загромождающих предметов, или движения транспорта по внутрицеховым путям — 1,35;
— при температуре воздуха на рабочем месте более 40 град. °С — 1,50;
— вредных условий труда (наличие пара, пыли, вредных газов, дыма и других), где рабочим предприятия установлен сокращенный рабочий день, а рабочие-строители имеют рабочий день нормальной продолжительности — 1,50;
• производство работ в квартирах эксплуатируемых жилых зданий без отселения жильцов — 1,5;
• производство работ в помещениях высотой до 1,8 м — 1,8.
Применение машин и механизмов
Согласно абз. 3 формы С-1 нужно указать:
«Работы следует производить с применением следующих механизмов:
______________________________________» (грузоподъемные механизмы, люльки электрические, автовышки)
Необходимость применения на объекте строительства грузоподъемных механизмов, люлек, автовышек должна быть указана в дефектном акте формы С-1.
Согласно п. 3.2 НРР 8.01.104-2017 нормативы расхода ресурсов учитывают расходы на эксплуатацию машин на выполнение всего комплекса технологических процессов. Корректировка нормативов расхода ресурсов путем замены машин, в зависимости от применяемой техники и организации работ, производится в том случае, если разделом проекта «Организация строительства» (ПОС) или дефектным актом предусматриваются машины, отличные от указанных в нормативах. Обращаем внимание, что неуказание в дефектном акте формы С-1 наличия стесненных и усложненных условий производства работ и необходимость применения машин и механизмов в последующем лишают подрядчика права использовать повышающие коэффициенты даже при наличии реальных стесненных и усложненных условий производства работ, а также ссылаться на необходимость применения машин и механизмов.
Пример:
В результате рассмотрения дела суд установил, что согласно дефектному акту, на основании которого принято решение о необходимости выполнения строительных работ по текущему ремонту фасада с частичной заменой покрытия кровли столовой, наличие стесненных и усложненных условий производства работ комиссией не установлено. Комиссия утверждает, что работы следует проводить без применения механизмов. Однако локальной сметой, согласно которой ответчиком определена стоимость строительных работ по данному договору, предусмотрено как применение коэффициентов, учитывающих наличие стесненных и усложненных условий производства работ, так и применение машин и механизмов.
Противоречия между дефектными актами и локальными сметами в части наличия стесненных и усложненных условий производства работ, а также необходимости применения машин и механизмов свидетельствуют о том, что ответчик не исполнял (точно и единообразно) законодательство, регулирующее выполнение СМР по текущему ремонту зданий*.
* Король Э.Л. Завышение стоимости СМР, финансируемых из бюджета: последствия // КонсультантПлюс [Электронный ресурс].
Перечень видов строительных работ
На обороте дефектного акта указывается примерный (укрупненный) перечень видов строительно-монтажных работ по следующей форме:
№
п/п | Виды выполняемых строительно-монтажных работ | Единица измерения | Количество | Примечание |
|
|
|
|
|
Виды выполняемых строительно-монтажных работ по текущему ремонту рекомендуется указывать в соответствии с приложением А к ТКП-206.
Смета
Согласно п. 4.8 ТКП-206 при выполнении работ по текущему ремонту объектов разработка проектной документации и ее экспертиза не требуется. Составляется только сметная документация на основании дефектных актов, подготовленных, при необходимости, на основании технических заключений.
Исходя из п. 10 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51, объемы работ при составлении локальных смет (локальных сметных расчетов) определяются на основании проектной документации или дефектного акта и технической части сборников нормативов расхода ресурсов.
Открытым в законодательстве остается и вопрос о том, кто составляет смету — заказчик или подрядчик. Учитывая требования законодательства о закупках в строительстве, согласно которым при проведении процедуры закупки организатору процедуры необходимо сформировать цену заказа, лицо, эксплуатирующее здание (сооружение) и составившее дефектный акт, обязано обеспечить составление сметы.