Содержание:
Что представляет собой техническая модернизация?
В соответствии с Декретом № 7, п. 8 Инструкции о порядке определения вида строительной деятельности и наименования объекта строительства, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2022 № 66 (далее — Инструкция № 66), квалификационными признаками технической модернизации (далее — ТМ) являются:
1) выполнение в существующих производственных зданиях сопутствующих работ по устройству несущих оснований под технологическое оборудование (далее — ТО);
2) прокладка или замена отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием ТО;
3) выполнение работ по устройству перегородок, а также отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций, без изменения назначения здания, связанных с заменой ТО на оборудование с аналогичными или новыми параметрами, а также с установкой нового ТО.
Справочно. Строительная деятельность (строительство) — деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.
Перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, установлен в приложении к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17, а также в ОКРБ 007-2012 (разделы 41–43).
Справочно.
Строительный проект — проектная документация, обеспечивающая реализацию решений утвержденного архитектурного проекта и (или) технических решений по объекту, необходимых для выполнения строительно-монтажных, пусконаладочных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами.
Таким образом, как следует из вышеприведенных терминов и определений, ТМ относится к строительной деятельности в связи с возможностью проведения при ТМ на объекте строительно-монтажных, отделочных и иных работ.
На практике заказчики ошибочно относят к ТМ планируемые работы, которые на самом деле относятся к модернизации или реконструкции. В целях исключения неправильного отнесения работ к видам строительной деятельности определено, что не являются квалификационными признаками ТМ работы, влекущие за собой изменение категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности на более высокую, увеличение этажности, изменение параметров эвакуации с этажа или здания, параметров легкосбрасываемых конструкций, установок пожарной автоматики.
С учетом изложенного выше при наличии перечисленных признаков принимается решение о проведении ТМ.
Определение наименования объекта
Наименование объекта строительства определяется заказчиком на этапе подготовки предпроектной (предынвестиционной) документации (далее — ППД) в соответствии с ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и согласования» и отражается заказчиком в задании на проектирование.
Наименование объекта строительства, указанное в проектной документации, должно соответствовать наименованию, приведенному в разрешительной документации, ППД и исходных данных по объекту.
Отнесение работ к строительной деятельности осуществляется заказчиком совместно с разработчиком проектной документации (при необходимости его привлечения).
Какая документация необходима?
Разрешительная документация на ТМ объектов не требуется. СМР по ТМ объектов субъекты хозяйствования выполняют на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами.
ТМ осуществляется собственниками объектов либо с их письменного согласия субъектами хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора. Для выполнения таких работ не требуется наличие аттестата соответствия заказчика (абз. 2 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7).
Государственная экспертиза
Согласно подп. 6.1.2 п. 6 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 «О государственной экспертизе градостроительной и проектной документации» (далее — Положение № 791), архитектурный, строительный проекты, выделяемые в них очереди строительства, сметы (сметная документация) на ТМ для объектов строительства (в том числе жилых домов), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, являются обязательным объектом государственной экспертизы.
С учетом подп. 6.1.4 п. 6 Положения № 791 и п. 7 приложения 4 к данному Положению проектная документация при ТМ на объекты, финансируемые без привлечения бюджетных средств, не подлежит обязательной государственной экспертизе.
Алгоритм реализации ТМ
1. С учетом видов работ (квалификационных признаков) определяем вид строительной деятельности как ТМ.
2. В соответствии с п. 1 Инструкции № 66 при наличии признаков ТМ именуем объект.
3. Принимаем решение о проведении ТМ в форме приказа, в котором предусматриваем следующее:
- назначение руководителя (управляющего) проекта либо принятие решения о привлечении инженерной организации (инженера);
- сбор технических условий (при необходимости);
- принятие решения о разработке заказчиком или подрядным способом, с последующим утверждением ППД (по объектам ТМ такая документация разрабатывается в форме задания на проектирование, за исключением случаев, если принимается решение о закупке ТО на стадии разработки ППД; в таком случае ППД разрабатывается в объеме с учетом ч. 4 подп. 1.1 п. 1 Указа № 26, принимая во внимание требования ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и согласования»).
4. С учетом пп. 1–3 алгоритма в случае утверждения ППД принимаем решение о закупке инженерных услуг, а также ТО, которое отражено в разделе ППД «Обоснование инвестиций».
5. Осуществляем закупку инженерных услуг, ТО (при необходимости).
6. Принимаем решение о закупке проектных и изыскательских работ или разработке проектно-сметной документации (далее — ПСД). Для разработки ПСД необходимо заключить договор подряда с проектной организацией, имеющей аттестат соответствия 1–4-й категории. Состав ПСД определяется в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из технологической необходимости, с учетом обеспечения соблюдения существенных требований безопасности. Состав проектной документации устанавливается в задании на проектирование, разрабатываемом в соответствии с ТКП 45-1.02-298-2014 (02250) «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения». Проведение государственных экспертиз ПСД на ТМ по объектам, финансируемым без привлечения бюджетных средств, не требуется (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.08.2018 № 02-1-01/9734 «Об информировании»). Разработанная и согласованная ПСД утверждается заказчиком.
7. Принимаем решение о закупке СМР. Производство СМР осуществляется на основании договора подряда, заключенного между заказчиком и подрядчиком, имеющим аттестат соответствия 1–4-й категории. Направление уведомления о производстве СМР в органы Госстройнадзора не требуется.
8. Приемку объекта в эксплуатацию осуществляем на основании локальных актов субъекта хозяйствования. При этом на работы по ТМ не распространяется Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716 (ч. 14 письма Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.08.2018 № 02-1-01/9734 «Об информировании»). Формы актов приемки объектов в эксплуатацию утверждены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.12.2018 № 40, при ТМ они также не применяются.
Таким образом, порядок приемки объекта в эксплуатацию, порядок подписания акта приемки, как и сама форма акта, устанавливаются заказчиком самостоятельно в ЛПА. Что касается необходимости получения заключения государственных органов надзора при приемке объектов в эксплуатацию, то такую необходимость устанавливает сам заказчик ТМ.