Вы на портале

Приобретение небольшого количества товаров: нужно ли проводить процедуру закупки?

Многие правоприменители сталкиваются с вопросом, необходимо ли проводить процедуру закупки при приобретении незначительного количества товаров в процессе проведения текущих ремонтов и (или) технического обслуживания объектов. В настоящем материале автор делится своим мнением по данной теме с учетом собственного опыта.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

1207 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Концептуально подходы законодателя к регулированию порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов не меняются уже более 12 лет: с момента издания Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235 «Об утверждении Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов»*.

* В настоящее время акты признаны утратившими силу соответственно с 01.01.2014 — Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 и с 01.01.2015 — постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.11.2014 № 1061.

Обратим внимание на две фундаментальные особенности регулирования закупок в строительстве. К первой относится наличие двух основных видов процедуры закупки: торги и переговоры. При этом торги делятся на подвиды: открытые и закрытые, биржевые, подрядные и подрядные торги по упрощенной схеме. Второй особенностью является отсутствие нижнего порога обязательности применения процедур закупок. Это означает, что при строительстве необходимо проводить процедуру закупки при любой, сколь угодно малой цене заказа.

Напомним, что согласно п. 2 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение о закупках в строительстве), цена заказа — это стартовая цена строительства объектов, товаров (работ, услуг), предложенная организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) на дату принятия решения о проведении подрядных торгов (торгов, переговоров).

Следуя нормам подп. 1.4 и 1.5 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380), процедура переговоров проводится:

— при финансировании строительства за счет средств бюджета — если стоимость строительства составляет менее 6 тыс. базовых величин (закупка работ и (или) услуг) и если стоимость отдельного вида товара, необходимого для строительства, составляет менее 3 тыс. базовых величин;

— при финансировании строительства за счет иных средств, не относящихся к бюджетным, — если стоимость строительства составляет менее 100 тыс. базовых величин (закупка работ и (или) услуг) и если стоимость отдельного вида товара, необходимого для строительства, составляет менее 3 тыс. базовых величин.

Процедура переговоров считается более простой по отношению к процедуре торгов, однако требует соблюдения определенного порядка действий и документального оформления.

При проведении переговоров как минимум необходимо:

— принять решение о проведении процедуры, оформленное в виде приказа или распоряжения;

— разработать документацию для переговоров и проект соответствующего договора;

— определить перечень приглашаемых участников, направить им приглашения для участия в переговорах;

— представить участникам документацию для переговоров;

— оценить представленные участниками предложения;

— оформить по результатам проведения переговоров протокол и известить участников о результатах их проведения.

Казалось бы, все просто и понятно, однако на практике при необходимости закупки небольшого количества товаров для строительства возникает абсолютно логичный и обоснованный вопрос: неужели для закупки ящика гвоздей и банки краски нужно проводить переговоры? Проблему несоответствия затраченных трудовых ресурсов для проведения переговоров полученному результату юристы зачастую неофициально называют «проблемой ящика гвоздей».

Отметим, что заинтересованные правоприменители предпринимали несколько попыток установить нижний порог для проведения процедур закупок при строительстве на уровне 300–500 базовых величин. Однако такие предложения, фигурировавшие в проектах нормативных актов, не получили поддержки у заинтересованных и последующего законодательного закрепления.

Разграничение понятий «текущий ремонт» и «техническое обслуживание»

Как правило, рассматриваемая проблема возникает при необходимости проведения ремонтных работ в зданиях, когда требуется выполнить небольшой объем работ по поддержанию надлежащего эксплуатационного состояния здания.

Однако всегда ли ремонтные работы в зданиях относятся к строительной деятельности (строительству)? Как правило, ответ специалистов звучит положительно. Нам не встречались в средствах массовой информации публикации, которые ставили бы под сомнение такую позицию. Вместе с тем, исходя из законодательства, может быть сделан и иной вывод.

Прежде всего рассмотрим определение строительной деятельности (строительства). Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон о строительной деятельности) строительная деятельность (строительство) — это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Из данного определения, поскольку в нем упоминается ремонт, можно сделать вывод, что при производстве текущего ремонта, как разновидности ремонта, применяются нормы Указа № 380 и Положения о закупках в строительстве. Согласно определению, содержащемуся в ст. 1 Закона о строительной деятельности, под текущим ремонтом понимается совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий.

Обратим внимание, что из приведенного определения строительной деятельности следует, что к такой деятельности не относится эксплуатация зданий и сооружений.

В Законе о строительной деятельности к нормам, регулирующим эксплуатацию зданий и сооружений, можно отнести гл. 13 «Права и обязанности собственников, пользователей объекта строительства», состоящую из двух статей. Так, в соответствии с п. 2 ст. 65 Закона о строительной деятельности собственники, пользователи объекта строительства, если иное не установлено законодательством, при его эксплуатации обязаны содержать объект строительства в надлежащем техническом, санитарно-гигиеническом, противопожарном, экологическом и архитектурно-эстетическом состоянии.

Больше конкретных правил содержится в ТКП 45-1.04-305-2016 (33020) «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования» (далее — ТКП-2016).

Соотношение между терминами «эксплуатация зданий и сооружений», «техническое состояние» и «техническое обслуживание» раскрывается в определениях, данных в ТКП-2016.

Согласно п. 4.3 ТКП-2016 техническая эксплуатация зданий включает в том числе:

— техническое обслуживание строительных конструкций и инженерных систем;

— ремонт строительных конструкций и инженерных систем.

Обратим внимание, что техническое обслуживание и ремонт — разные элементы эксплуатации.

В соответствии с п. 3.29 ТКП-2016 техническое обслуживание — это комплекс организационно-технических мероприятий по поддержанию технического состояния здания, его элементов путем устранения незначительных неисправностей; обеспечения установленных параметров и режимов работы, наладки и регулирования инженерных систем; осуществления работ по подготовке к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам года.

Текущий ремонт (с учетом отсылки в п. 3.28 ТКП-2016) — это совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий.

Из сравнения определений следует, что при текущем ремонте устраняются мелкие повреждения и неисправности, а при техническом обслуживании — незначительные неисправности, при текущем ремонте выполняются пусконаладочные работы, а при техническом обслуживании — наладка и регулирование инженерных систем.

Очевидно, что грань между текущим ремонтом и техническим обслуживанием почти незаметна, но она существует.

Различаются их выполнение и во времени:

— текущий ремонт — это планово-периодическое мероприятие. Согласно п. 12.3 ТКП-2016 работы по текущему ремонту производят по планам-графикам, утвержденным руководителем предприятия. Решение о периодичности текущего ремонта зданий принимается с учетом технического состояния строительных конструкций и инженерных систем;

— техническое обслуживание — постоянный вид работ. Согласно п. 5.3 ТКП-2016 техническое обслуживание зданий должно осуществляться в соответствии с планами-графиками, разрабатываемыми на основе осеннего осмотра и уточняемыми по результатам весеннего осмотра, с учетом сведений диспетчерских служб о неисправностях систем и оборудования, нарушениях параметров и режимов эксплуатации зданий.

В приложении В.10 к ТКП-2016 приведен перечень видов работ при техническом обслуживании административных и общественных зданий.

Например, к ним относятся:

• укрепление и ремонт балконов и балконных ограждений;

• ремонт оборудования детских и спортивных площадок;

• ремонт просевших отмосток, тротуаров, пешеходных дорожек;

• утепление оконных и балконных проемов;

• замена разбитых стекол окон, стеклоблоков и дверей;

• ремонт и утепление чердачных перекрытий;

• ремонт и утепление трубопроводов в чердачных и подпольных помещениях;

• укрепление и ремонт парапетных ограждений;

• остекление и закрытие чердачных слуховых окон;

• остекление окон с приямками подпольных помещений;

• изготовление новых или ремонт существующих ходовых досок и переходных мостиков на чердаках и в подвалах;

• ремонт, регулировка и испытание систем водоснабжения и центрального отопления;

• ремонт и утепление бойлеров.

Всего в перечне 79 видов работ. Обратим еще раз внимание и подчеркнем, что данные работы не относятся к строительной деятельности.

Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений, содержится в приложении А к ТКП 45-1.04-206-2010 (02250) «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений».

Таким образом, при приобретении небольшого количества товаров следует прежде всего знать, с какой целью они закупаются. Если целью закупки является использование данных материалов при проведении технического обслуживания зданий и сооружений, то такая закупка не подпадает под действие Указа № 380 и Положения о закупках в строительстве.

Организации, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, при закупке товаров (работ, услуг) для технического обслуживания зданий и сооружений руководствуются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».

Организации, не являющиеся субъектами, обязанными руководствоваться вышеуказанным постановлением, осуществляют закупки товаров (работ, услуг) для технического обслуживания зданий и сооружений в соответствии с порядком, установленным в принятых локальных нормативных правовых актах.

1207 Shape 1 copy 6Created with Avocode.