Нормативное регулирование
Во исполнение Указа № 380 в Положении о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение о закупках), установлены размер преференциальной поправки и условия ее применения.
Согласно п. 9 Положения о закупках при проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:
— 15 % — в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
— 25 % — в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.
О своем праве на применение преференциальной поправки участник должен указать в конкурсном предложении, предложении для переговоров, приложив соответствующие документы.
Преференциальная поправка не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки.
Страны, которым предоставлен национальный режим
Рассмотрим порядок применения преференциальной поправки в размере 15 % в отношении стран, которым в Республике Беларусь предоставлен национальный режим.
До настоящего времени официальные разъяснения с указанием перечня стран, в отношении субъектов которых применяется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, отсутствуют.
Имеется только письмо Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 28.09.2012 № 04-34/18442 «О предоставлении национального режима» (далее — письмо МИД). Однако ввиду давности письма информация требует актуализации в связи с изменениями, произошедшими в международных договорных отношениях.
Опираясь на письмо МИД, а также известные нам источники, в таблице мы свели информацию о действующих в настоящее время международных договорах, в соответствии с которыми заключившие договор стороны обязались предоставить национальный режим на взаимной основе.
Ввиду того, что в международных договорах не применяются стандартные формулировки для согласования применения национального режима к субъектам сторон, мы не претендуем на исчерпывающий характер информации, представленной в таблице:
Как следует из таблицы и приведенных в ней норм международных договоров:
— в отношении отдельных государств действуют сразу несколько договоров, устанавливающих обязанность предоставлять резидентам договаривающихся государств национальный режим;
— не все формулировки о предоставлении национального режима прямо об этом указывают. Однако в данном случае мы ссылаемся на авторитет Министерства иностранных дел Республики Беларусь, которое в упомянутом выше письме прямо указало на применимость данных норм международных договоров при решении вопроса о предоставлении национального режима.
Документальное подтверждение права на преференциальную поправку
Право на применение при сравнении предложений преференциальной поправки должно быть подтверждено документально.
Преференциальная поправка 15 % при закупке работ (услуг)
По определению, взятому, например, из ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», работы — это деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей заказчика, а услуги — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Из определения следует, что работы (услуги) производятся подрядчиком (исполнителем). Соответственно, для подтверждения происхождения работ (услуг) требуется подтвердить резидентство подрядчика (исполнителя).
Таким образом, право на применение преференциальной поправки в размере 15 % при закупке работ (услуг) подтверждается документом, удостоверяющим регистрацию субъекта в стране, имеющей договор с Республикой Беларусь о предоставлении национального режима. Таким документом может быть выписка из государственного реестра, свидетельство торговой палаты и другие документы в соответствии с законодательством страны.
На сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь опубликовано разъяснение (без даты, номера и подписи) «О применении преференциальной поправки при строительстве» (далее — разъяснение МАиС). В нем, в частности, утверждается, что право на применение преференциальной поправки в размере 15 % должно подтверждаться при выполнении работ (оказании услуг) свидетельством о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и специальными разрешениями на осуществление лицензируемого вида деятельности, если деятельность лицензируется.
По нашему мнению, данная трактовка крайне узкая и ориентирована только на законодательство Республики Беларусь. Свидетельство о государственной регистрации – документ, существующий не во всех государствах, которым в соответствии с международными договорами предоставлен национальный режим. Например, в Украине такой документ был отменен.
Преференциальная поправка 15 % при закупке товаров
Подтверждение происхождения товаров из страны, которой в соответствии с международными договорами Республики Беларусь предоставлен национальный режим, сложнее по сравнению с подтверждением происхождения работ (услуг) тем, что продавец товаров может не являться их производителем.
В разъяснении МАиС говорится, что при поставке (закупке) товаров документом, подтверждающим право на применение преференциальной поправки в размере 15 %, является сертификат о происхождении формы СТ-1 либо сертификат продукции собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, ее унитарными предприятиями, их представительствами и филиалами, либо сертификат о происхождении формы СТ-1, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Армении, Казахстана и России.
С таким разъяснением нельзя согласиться ввиду следующих причин. Как видно из таблицы, Республика Беларусь имеет действующие международные договоры с обязательствами о предоставлении национального режима как минимум с 11 странами: Азербайджан, Армения, Бангладеш, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Сербия, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика Молдова, Украина. В большинстве из указанных стран не выдаются сертификаты формы СТ-1, а Белорусская торгово-промышленная палата не может выдать сертификат продукции собственного производства для товара, происходящего не из Республики Беларусь.
Обращаем также внимание, что согласно п. 1 постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 06.06.2016 № 21 «О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей проведения процедур государственных закупок» сертификат формы СТ-1 выдается для целей государственных закупок. Закупки же при строительстве не регулируются законодательством о государственных закупках.
На основании изложенного можно сделать вывод, что при закупках товаров для строительства не существует установленного и исчерпывающего перечня документов, подтверждающих происхождение товаров. Для некоторых стран (Российская Федерация, Казахстан, Армения, Кыргызская Республика) таким документом может являться сертификат формы СТ-1. В случае предоставления иных документов, подтверждающих страну происхождения, организатор процедуры закупки должен их рассмотреть и оценить.
Преференциальная поправка 25 % при закупке товаров
Преференциальная поправка 25 % применяется в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.
Обращаем внимание на следующие особенности:
— данная поправка применяется только в отношении закупок товаров;
— законодатель ничего не сказал о стране происхождения товаров. То есть поправка 25 % может применяться к товарам, происходящим из любой страны.
В отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь, можно истребовать такой документ, как приложение к форме налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль «Сведения о размере и составе использованных льгот». При этом в графе приложения «Содержание льготы с указанием абзаца, подпункта, пункта, статьи, даты принятия, номера и вида правового акта, которым она установлена» должна быть ссылка на подп. 1.5 п. 1 ст. 140 Налогового кодекса Республики Беларусь. Целесообразно также запросить справку у участника с расчетом среднесписочной численности и указанием количества инвалидов. В разъяснении МАиС рекомендуется заверять такую справку в местном исполнительном и распорядительном органе. Однако неясно, на каком основании такой орган будет заверять справку и что делать субъекту, если ему откажут в заверении документа.
В отношении документов, подтверждающих право на применение преференциальной поправки 25 % для товаров, происходящих из зарубежных стран, можно только отметить, что их перечень является открытым и вопрос в отношении любой страны должен рассматриваться индивидуально.