Практические вопросы закупок в строительстве

В  сфере закупок на сегодняшний день фактически стабилизировалось законодательство и строительные организации нередко сталкиваются с проблемами правоприменительной практики. Данная статья содержит ответы на наиболее актуальные вопросы в сфере организации и проведения закупок, задаваемые ответственными специалистами строительных организаций в адрес редакции.

Большаков Сергей

юрист, медиатор

2582 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В настоящее время законодательство, регулирующее вопросы организации и проведения закупок в строительстве, фактически состоит всего из двух нормативных правовых актов: Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», утвердившего соответствующее Положение (далее — Положение). Данные законодательные акты выделили вопросы регулирования закупок в строительстве в отдельную сферу регулирования.

Очевидно, что применение названных НПА должно осуществляться с учетом всей системы законодательства Республики Беларусь. Однако правоприменительная практика имеет определенные пробелы. В частности, у строительных организаций возникают следующие вопросы.

1. Может ли цена предложения участника превышать стартовую цену организатора торгов?

Это достаточно часто возникающий вопрос как у организаторов, так и у участников торгов. Он особенно актуален в условиях существенного снижения цен на строительные услуги.

На сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее — Минстройархитектуры) дан следующий ответ на указанный вопрос: «В случае, если предложение участника превышает стартовую цену, оно может рассматриваться при условии обоснования участником увеличения цены. При этом Положением не установлено ограничение в отношении изменения стартовой цены в сторону ее увеличения участником».

Вместе с тем полагаем, что ответить на поставленный вопрос не так просто. Это связано с тем, что на практике организатор торгов определяет в конкурсной документации максимальную цену, которая сложилась по имеющейся у него информации на рынке, и, исходя из этого, формирует бюджет проекта.

Таким образом, по нашему мнению, неправильным будет допускать к участию в процедуре закупки претендентов, предлагающих стартовую цену выше заявленной в конкурсной документации. Обращаем внимание на то, что в разъяснении Минстройархитектуры не содержится обязательной нормы по допуску такого участника к торгам, ему предоставлено лишь право это сделать.

В случае, если цена, заявленная выше конкурсной, является обоснованной, полагаем возможным с учетом требований законодательства отменить процедуру закупки и после уточнения конкурсной документации, а также определения источников финансирования объявить новую процедуру закупки.

Предложение в процессе проведения процедуры закупки более высокой цены по сравнению со стартовой — это, по нашему мнению, возможный показатель некачественной проработки проектно-сметной документации и недостаточно глубокого анализа проекта.

2. Можно ли на следующий день после получения уведомления о победителе торгов (переговоров) заключать договор на выполнение работ?

Ответ на данный вопрос достаточно очевиден, но необходимо учитывать всю совокупность интересов, возникающих в процессе проведения процедуры закупки и, как следствие, в результате заключения договора.

Так, в соответствии с п. 79 Положения договор заключается по результатам проведения:

— подрядных торгов (торгов) — не позднее 20 календарных дней со дня объявления их победителя, если иной срок не указан в извещении о проведении подрядных торгов (торгов);

— переговоров — не позднее 10 календарных дней после завершения размещения заказа и утверждения протокола о проведении переговоров.

Обратите внимание. 
В случае, если в конкурсной документации предусмотрено обеспечение исполнения обязательств по договору, договор заключается после предоставления участником, признанным победителем подрядных торгов (торгов, переговоров), обеспечения исполнения обязательств по договору в соответствии с Положением.

Кроме того, следует отметить, что в случае возникновения споров до подведения результатов подрядных торгов (торгов, переговоров) участник вправе обратиться с жалобой в письменной форме.

Рассмотрение жалобы осуществляется на специальном заседании конкурсной комиссии в присутствии подавшего ее лица (уполномоченного представителя юридического лица).

Жалоба рассматривается в течение 10 календарных дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалобы оформляется протокол.

Подача жалобы приостанавливает процедуру проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) на период ее рассмотрения.

В соответствии с п. 85 Положения в случае, если спорные вопросы возникают до заключения договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров), жалоба на решение конкурсной комиссии о выборе победителя представляется организатору подрядных торгов (торгов, переговоров) в течение 5 календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения подрядных торгов (торгов, переговоров).

Таким образом, жесткие ограничения по заключению договора на следующий день после подведения итогов процедуры закупки не установлены. Но при этом нужно выполнить все необходимые требования и быть уверенным в отсутствии жалоб на проведение процедуры закупки или в их безосновательности.

3. Возможно ли проведение переговоров с одним участником, если выслано приглашение трем участникам, а документы подал только один участник?

В соответствии с п. 62 Положения в организации и проведении переговоров принимают участие организатор переговоров и участник (участники).

Таким образом, организация вправе провести переговоры с одним участником в порядке, установленном законодательством.

4. Обязан ли организатор торгов (переговоров) представлять участникам или победителю торгов протокол выбора победителя?

Из анализа норм законодательства в сфере закупок в строительстве следует, что у организатора отсутствует обязанность предоставлять участникам торгов протокол выбора победителя.

Вместе с тем необходимо отметить, что в случае возникновения споров до подведения результатов подрядных торгов (торгов, переговоров) участник вправе обратиться с жалобой в письменной форме.

Рассмотрение жалобы осуществляется на специальном заседании конкурсной комиссии в присутствии подавшего ее лица (уполномоченного представителя юридического лица). Жалоба рассматривается в течение 10 календарных дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалобы оформляется протокол.

На жалобу дается в письменной форме обоснованный ответ, подписываемый председателем конкурсной комиссии, в котором излагаются принятое решение и обоснование мотивов его принятия.

При несогласии с решением конкурсной комиссии участник может обратиться к организатору подрядных торгов (торгов, переговоров).

Организатор подрядных торгов (торгов, переговоров) рассматривает повторную жалобу в 5-дневный срок со дня ее получения и уведомляет участника в письменной форме о результатах ее рассмотрения.

Обратите внимание. После заключения договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) дальнейшее рассмотрение спорных вопросов осуществляется в соответствии с законодательством.

5. Кто может выбирать (победитель торгов или заказчик) вид обеспечения исполнения договора?

Исполнение обязательств по договору может обеспечиваться путем предоставления банковской гарантии, поручительства, перечисления организатору подрядных торгов (торгов, переговоров) денежных средств, а также иными способами в соответствии с законодательством. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на один месяц.

В случае, если в конкурсной документации предусмотрено обеспечение исполнения обязательств по договору, договор заключается после предоставления участником, признанным победителем подрядных торгов (торгов, переговоров), обеспечения исполнения обязательств по договору в соответствии с Положением.

Размер обеспечения исполнения обязательств по договору должен составлять от 5 до 30 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой.

Таким образом, вопрос обеспечения исполнения обязательств по договору, заключаемому по итогам процедуры закупок в строительстве, входит исключительно в компетенцию организатора торгов и должен содержаться в конкурсной документации.

6. В конкурсной документации не прописано обязательное заявление о преференциальной поправке. Однако организатор торгов применил ее к тем участникам, которые представили заявление. Все участники — резиденты Республики Беларусь. Выиграл тот претендент, у которого цена выше, но к его цене применили поправку. Правомерно ли это? 

В соответствии с п. 9 Положения при проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:

• 15 % — в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

• 25 % — в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.

Преференциальная поправка не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки.

Преференциальная поправка применяется организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) к ценам предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим (далее — товары (работы, услуги) отечественного происхождения).

Преференциальная поправка применяется при сравнении цен предложений участников, предлагающих товары (работы, услуги) отечественного происхождения, и цен предложений участников, предлагающих товары (работы, услуги) иностранного происхождения.

Преференциальная поправка применяется только при сравнении цен предложений участников и не применяется при заключении договора.

О своем праве на применение преференциальной поправки участник должен указать в конкурсном предложении, предложении для переговоров, приложив соответствующие документы.

Таким образом, в случае, если победитель в своем конкурсном предложении указал на его право применения преференциальной поправки и соответствующие документы, подтверждающие такое право, прилагались им к конкурсному предложению, процедура выбора победителя процедуры закупки в части применения преференциальной поправки была соблюдена.

2582 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме