В настоящее время законодательство, регулирующее вопросы организации и проведения закупок в строительстве, фактически состоит всего из двух нормативных правовых актов: Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», утвердившего соответствующее Положение (далее — Положение). Данные законодательные акты выделили вопросы регулирования закупок в строительстве в отдельную сферу регулирования.
Очевидно, что применение названных НПА должно осуществляться с учетом всей системы законодательства Республики Беларусь. Однако правоприменительная практика имеет определенные пробелы. В частности, у строительных организаций возникают следующие вопросы.
1. Может ли цена предложения участника превышать стартовую цену организатора торгов?
Это достаточно часто возникающий вопрос как у организаторов, так и у участников торгов. Он особенно актуален в условиях существенного снижения цен на строительные услуги.
На сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее — Минстройархитектуры) дан следующий ответ на указанный вопрос: «В случае, если предложение участника превышает стартовую цену, оно может рассматриваться при условии обоснования участником увеличения цены. При этом Положением не установлено ограничение в отношении изменения стартовой цены в сторону ее увеличения участником».