Вы на портале

Тендерные игры с ценой

Цели законодательства, регулирующего закупки в строительстве, сформулированы в преамбуле к Указу Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 30 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»: это развитие конкуренции в строительстве, обеспечение снижения его стоимости и повышение качества.

На наш взгляд, развитие конкуренции поставлено на первое место не случайно, так как именно оно способствует снижению стоимости и повышению качества.

Указанные цели реализуются через нормативное регулирование, устанавливающее правила равного участия в закупках, а также ограничивающего осуществление участниками закупок действий, направленных на получение отдельными субъектами либо группами субъектов неоправданных преимуществ в закупках. В настоящей статье речь пойдет об одном из таких действий — занижение цены предложения.

Орбухин Григорий

юрист

1537 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В последней редакции Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение о закупках в строительстве), законодателем были предусмотрены отдельные нормы, направленные на недопущение недобросовестной конкуренции, в том числе неоправданное занижение цены предложения.

Снижение цены предложения участника как способ недобросовестной конкуренции

До 1 января 2017 г. одним из способов недобросовестной конкуренции при проведении процедур закупок в строительстве являлось направление участниками предложений с ценой, отличающейся от стартовой на значительную величину (20–30, а в отдельных случаях и более процентов).

Далее, как правило, события развивались следующим образом. Участник, предложивший заниженную цену и объявленный победителем процедуры закупки, и заказчик подписывали договор на условиях, зафиксированных при проведении указанной процедуры. Договор строительного подряда должен соответствовать законодательству и, прежде всего, Правилам заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее — Правила).

Согласно п. 55 Правил основанием для расчетов за выполненные строительные работы является подписанная уполномоченными представителями заказчика и подрядчика справка о стоимости выполненных работ и затратах, составленная на основании акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (далее — акт сдачи-приемки работ) по формам, утверждаемым Министерством архитектуры и строительства.

Подрядчик при заполнении справки о стоимости выполненных работ и затратах и акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ за отчетный месяц указывал свои реальные текущие затраты и расценки. Если представленные документы оформлены правильно и соответствуют объемам выполненных работ, то у заказчика нет оснований их не оплачивать.

Когда стоимость выполненных работ начинала превышать договорную цену, то это уже становилось проблемой заказчика, а не подрядчика. Причины таковы: когда объект построен более чем наполовину и, соответственно, на столько же выбрана смета, то у заказчика возникает дилемма:

— расторгнуть договор с нерадивым подрядчиком и начинать заново процедуру выбора подрядчика. При этом желающих заканчивать кем-то начатое при неясных перспективах финансирование строительства, как правило, немного;

— согласиться с увеличением договорной цены, приведя ее в соответствие с реальной.

Как правило, заказчик выбирал второй вариант.

Формально для противодействия такому сценарию была предусмотрена норма части шестой подп. 31.3 п. 31 Положения о закупках в строительстве (в редакции от 30.07.2015), согласно которой при размещении заказов в случае, если цена предложения участника — победителя подрядных торгов на 20 и более процентов ниже цены заказа, выставленной в качестве стартовой, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в конкурсной документации, но не менее 20 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой. В случае если размер обеспечения исполнения договора не был установлен в конкурсной документации, то заказчик (организатор подрядных торгов) вправе установить его в договоре в размере от 20 до 30 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой.

Однако данная норма оказалась неэффективной. Договоры строительного подряда заключались без предоставления обеспечения. При этом такие результаты процедур закупки с большой долей вероятности можно считать договорными между заказчиком и подрядчиком.

Обратим внимание, что при проведении процедуры переговоров никаких ограничений в величине снижения цены предложения установлено не было.

Законодательные ограничения в снижении цены

С 1 января 2017 г. вступили в силу изменения в Положение о закупках в строительстве, в том числе в часть шестую подп. 31.3 п. 31 данного Положения.

Согласно новой редакции этой нормы участник вправе указать в своем конкурсном предложении процент снижения цены по отношению к цене заказа, но не более 15 % от стартовой цены, с приложением соответствующих расчетов и обоснований. При снижении цены от 10 до 15 % договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в конкурсной документации, но не менее 15 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой. В случае если размер обеспечения исполнения договора не был установлен в конкурсной документации, то заказчик (организатор подрядных торгов) вправе устанавливать его в договоре в размере от 15 до 30 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой.

Прежде всего обратим внимание, что, в отличие от предыдущей редакции, не допускается снижение цены предложения участника по отношению к цене заказа (стартовой цене) более чем на 15 %.

При снижении участником цены предложения до 15 % от стартовой цены он должен представить расчеты и обоснования.

Порядок формирования цены участника предусмотрен пп. 4–7 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее — Положение о цене). Так, на основании п. 7 указанного Положения цена предложения подрядчика может определяться:

— ресурсным методом;

— путем применения укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, видов (комплексов) работ, разработанных в подрядных организациях и не превышающих утвержденные Министерством архитектуры и строительства;

— путем сочетания двух предыдущих методов.

Следовательно, предоставление расчетов и обоснований снижения цены подрядчиком и есть предоставление расчета цены.

Снижение стартовой цены организатором процедуры закупки

Как видим, в части шестой подп. 31.3 п. 31 Положения о закупках в строительстве законодатель ограничил участников в их желании бесконечно снижать цену.

А установлены ли какие-то ограничения для организаторов процедуры в отношении цены заказа (стартовой цены)?

В соответствии с п. 2 Положения о закупках в строительстве цена заказа — это стартовая цена строительства объектов, товаров (работ, услуг), предложенная организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) на дату принятия решения о проведении подрядных торгов (торгов, переговоров).

Рассмотрим, чем должен руководствоваться организатор процедуры закупки при установлении стартовой цены.

Согласно п. 3 Положения о цене цена заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование.

Формулировка «на основании проектной, в том числе сметной, документации», видимо, дала основание отдельным организаторам процедур полагать, что стоимость строительства объекта, указанная в сводном сметном расчете, является лишь отправной точкой для определения стартовой цены. В отдельных процедурах закупок организатор объявлял стартовую цену более чем на 20 % ниже, чем цена, указанная в сметной документации.

С большой долей вероятности можно предполагать, что в случае снижения стартовой цены по отношению к стоимости строительства, установленной в проектной документации, результат процедуры закупки является «договорным». Конечная стоимость строительства будет отличаться от предложения победителя процедуры по вышеописанному сценарию.

Еще раз обратим внимание, что Положение о закупках в строительстве и в новой редакции не содержит какого-либо регулирования стартовой цены и цены предложения участников при проведении переговоров.

В силу подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» при закупках за счет средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, подрядные торги проводятся при стоимости строительства 100 тыс. базовых величин и более. Это означает, что при строительстве на сумму до 2 300 000 руб. правил по установлению стартовой цены и цены предложения участника практически нет.

Из рассмотренного видно, что со стороны регулятора необходим следующий шаг. Вот только каким он будет? И, главное, когда?

1537 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме