Обязан ли заказчик проводить процедуры государственных закупок при выборе генподрядных организаций для строительства за счет бюджетных средств объектов Белорусской энергетической системы, включенных в перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2014 № 683 (далее — Перечень), после 1 января 2016 г.?
Да, заказчик при выборе генподрядных организаций должен проводить процедуры государственных закупок.
Согласно подп. 1.3 п. 1 Указа № 591 законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве.
Из буквального толкования данной нормы следует, что после 1 января 2016 г. законодательство о государственных закупках применяется при проведении процедур закупок в строительстве. Иные нормы Указа № 591 при этом не были отменены и продолжают действовать.
Таким образом, при проведении государственных закупок при строительстве Закон о госзакупках и Указ № 591 по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.
В силу части третьей ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Полномочия на издание Указа № 591 не были предоставлены законом, следовательно, Закон о госзакупках не имеет верховенства в применении перед Указом № 591. Однако, несмотря на это, после публикации разъяснения Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.02.2016 № 04-3-05/2143 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве» (далее — Разъяснение) практика проведения государственных закупок при строительстве пошла по пути применения Закона о госзакупках.
Подпункт 1.6 п. 1 Указа № 591 устанавливает изъятие из применения подп. 1.4 п. 1 Указа № 591 в части обязательности проведения подрядных торгов и торгов как при выборе генеральной проектной организации (генеральной подрядной организации), так и при выборе субподрядных организаций для объектов Белорусской энергетической системы, включенных в Перечень.
В абзаце третьем ст. 1 Закона о госзакупках определено, что государственная закупка — это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.
Получателем бюджетных средств, согласно подп. 1.44 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, являются бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств.
Из сравнения данного определения с определением термина «заказчик», приведенным в абзаце четвертом ст. 1 Закона о госзакупках, очевидно, что проведение государственных закупок при строительстве осуществляется заказчиком строительства объекта — получателем бюджетных средств, в том числе при выборе генеральной подрядной (проектной) организации. При этом такой заказчик руководствуется Законом о госзакупках.
Отсюда следует, что при выборе генеральной проектной организации, генеральной подрядной организации заказчиком по строительству объектов за счет бюджетных средств требуется соблюдение требований Закона о госзакупках, в том числе и в случаях, если заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива.
Обязан ли генподрядчик проводить процедуры государственных закупок при выборе субподрядных организаций из организаций, включенных в Перечень?
Генподрядчик при выборе субподрядных организаций из включенных в Перечень не должен проводить процедуры государственных закупок, а также вправе не проводить подрядные торги.
Выбор субподрядной организации осуществляется генеральным подрядчиком или генеральным проектировщиком, денежные средства к которым поступают от заказчика (в том числе когда перечисление таких средств осуществляется со счетов казначейства). В этом случае генеральный подрядчик не является получателем бюджетных средств и, соответственно, не должен руководствоваться Законом о госзакупках. Согласно Разъяснению в данном случае действует Указ № 591. То есть при заключении генподрядчиком договоров о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, включенных в Перечень, с субподрядчиками, включенными в Перечень, государственные закупки (по Закону о госзакупках) и подрядные торги (по Указу № 591) проводить не нужно.
Является ли обязательным проведение процедур государственных закупок при приобретении за счет бюджетных средств товаров для строительства?
При закупке товаров для строительства применяются Закон о госзакупках или Указ № 591.
Обратим внимание, что в Перечне указаны только генеральные подрядные организации, субподрядные проектные и строительные организации. Организации — поставщики товаров при строительстве в Перечне отсутствуют.
Отсюда можно сделать следующие выводы:
1) при закупке заказчиком товаров при строительстве объектов, включенных в Перечень, за счет бюджетных средств применяется законодательство о государственных закупках;
2) при закупке генеральным подрядчиком или субподрядными организациями товаров при строительстве объектов, включенных в Перечень, применяются процедуры закупок, предусмотренные Указом № 591.