Вы на портале

Договор строительного подряда на государственную закупку

Статья 392 ГК предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством. Применительно к договорам строительного подряда, заключаемым по результатам процедур государственных закупок, это означает, что стороны должны учесть в договоре как требования законодательства о государственных закупках, так и требования законодательства для договоров строительного подряда. Ведь проведение процедур государственных закупок при строительстве объектов требует соблюдения не только законодательства, регулирующего строительную деятельность, но и законодательства о государственных закупках.

В статье автором анализируются основные особенности договора строительного подряда на государственную закупку.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

1482 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Требования к содержанию договоров на государственную закупку изложены в Законе Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках), а требования к содержанию договоров строительного подряда — в Правилах заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее — Правила).

Рассмотрим особенности договора строительного подряда на государственную закупку с учетом норм законодательства о государственных закупках. 

Существенные условия договора

Согласно п. 10 Правил к существенным условиям договора строительного подряда относятся:

— предмет договора (наименование и местонахождение объекта, виды строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы);

— указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков;

— сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ). По согласованию сторон могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки);

— договорная (контрактная) цена или способ ее определения;

— порядок и сроки представления проектной документации, ее содержание и состав, количество представляемых экземпляров;

— порядок расчетов за выполненные строительные работы;

— источники и объемы финансирования по каждому из источников, в том числе с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год;

— ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств;

— обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора;

— форма обеспечения исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в соответствии с законодательством.

При строительстве многоквартирных жилых домов с привлечением средств граждан стороны дополнительно определяют в договоре следующие существенные условия:

• основания расторжения договора ранее установленного срока;

• порядок возврата гражданам денежных средств в случае невыполнения обязательств или расторжения договора ранее установленного срока;

• особенности строительства и характеристики объекта, включая указание о полном или частичном выполнении внутренних отделочных работ.

Далее будут рассмотрены отдельные существенные условия, на содержание которых влияет применение законодательства о государственных закупках.

Предмет договора

В соответствии с п. 10 Правил предметом договора строительного подряда являются наименование и местонахождение объекта, виды строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы.

В Законе о госзакупках сформулированы отдельные требования к предмету государственной закупки. По нашему мнению, требования к предмету закупки и требования к предмету договора совпадают, поскольку при проведении любой из процедур государственной закупки (за исключением биржевых торгов) заказчик предоставляет участнику установленный законодательством для конкретной процедуры комплект документов. В него входят документация с описанием порядка проведения процедуры (например, конкурсная документация) и проект договора.

При этом участник на основании п. 2 ст. 35, п. 2 ст. 45 и п. 4 ст. 49 Закона о госзакупках обязан в составе своего предложения представить документ, в котором выражено его согласие с условиями проекта договора. 

Таким образом, предмет закупки и предмет договора должны совпадать. 

Согласно п. 1 ст. 20 Закона о госзакупках описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

 При описании технических показателей (характеристик) предмета государственной закупки должны использоваться характеристики, требования, символы и термины в соответствии с техническими регламентами, техническими кодексами установившейся практики, стандартами, техническими условиями.

Исполнение указанных требований не вызывает затруднений с учетом того, что описание характеристик объекта закупки в случае закупки работ (услуг) по строительству объекта либо выполнению строительных работ есть не что иное, как проектная документация.

Как правило, деятельность в области строительства достаточно конкурентна для выполнения требования о недопущении заведомого выбора работ (услуг), поставляемых только одним подрядчиком (исполнителем). Исключение могут составлять только отдельные строительно-монтажные работы, выполняемые узкоспециализированными организациями. 

При необходимости государственной закупки строительных работ (услуг), выполняемых единственным подрядчиком (исполнителем), заказчик в общем случае должен провести процедуру закупки в установленном порядке и, в случае признания ее несостоявшейся, перейти к процедуре закупки из одного источника, получив соответствующее разрешение.

Сроки выполнения работ

Исходя из п. 10 Правил в договоре строительного подряда должны быть указаны сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ). По согласованию сторон могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки).

Обратим внимание на требование части второй п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках, в соответствии с которой в случае, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре.

Справочно.
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь бюджетные ассигнования — это полномочия на использование суммы бюджетных средств, определенной распорядителем бюджетных средств получателю бюджетных средств в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Из перечисленных норм следует, что заказчик имеет полномочия на использование бюджетных средств только в пределах годовых ассигнований. 

Поэтому в случае, если сроки строительства объекта превышают текущий финансовый год, в проекте договора строительного подряда должны быть выделены работы (услуги), которые необходимо завершить в текущем году. 

Цена договора

Согласно п. 7 ст. 25 Закона о госзакупках не допускается изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части объема (количества) предмета государственной закупки, цены и срока его исполнения, за исключением случаев:

— изменения объема (количества) предмета государственной закупки в соответствии с п. 4 ст. 20 настоящего Закона. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения;

— изменения цены договора, если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, а также в связи с изменением законодательства;

— увеличения срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика после оплаты полностью или частично обязательств по договору, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги).

Из приведенной нормы следует, что цена товаров (работ, услуг), установленная в результате проведения процедуры закупки, является неизменной до полного исполнения договора. Исключение делается только для случаев, которые стороны не могли предусмотреть при заключении договора.

Иное регулирование ценообразования применяется при строительства объектов.

На основании подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 361) сметная стоимость строительства объекта определяется на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных работ, устанавливаемую заказчиком, застройщиком с учетом нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации.

В случае если период с даты начала разработки сметной документации до даты начала строительства (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком, застройщиком в задании на проектирование, не превышает 6 месяцев, для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) в указанный период, а также в период нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) до его (их) завершения используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Министерством экономики. В иных случаях сметная стоимость строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) подлежит корректировке в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

На основании сметной документации заказчиком, застройщиком в порядке, установленном законодательством, определяется подрядчик, цена предложения которого является неизменной договорной (контрактной) ценой на строительство объекта (выполнение строительных, специальных, монтажных работ). Случаи, при которых допускается корректировка неизменной договорной (контрактной) цены, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Случаи корректировки неизменной договорной цены установлены в п. 10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553. Согласно данному пункту при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой неизменная цена корректируется в случаях изменения:

— по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;

— налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;

— прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;

— сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.

Сравнивая требования п. 7 ст. 25 Закона о госзакупках и Указа № 361 в части возможности изменения цены договора строительного подряда на государственную закупку, отметим, что данные нормы противоречат друг другу.

По нашему мнению, указанная коллизия норм разрешается применением ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», согласно которой в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. 

Полномочия на издание Указа № 361 не были предоставлены законом, а следовательно, Указ № 361 имеет верховенство перед Законом о госзакупках для регулирования ценообразования при строительстве.

Обязательные условия договора строительного подряда на государственную закупку

В п. 2 ст. 25 Закона о госзакупках закреплено, что договор должен содержать обязательное условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных этим договором, а также обязательные условия о порядке оплаты и осуществления заказчиком приемки результата государственной закупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором.

Обязательное условие договора на государственную закупку об ответственности сторон соответствует требованию п. 10 Правил о таком существенном условии договора строительного подряда, как ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Правила предусматривают ответственность сторон в виде законной неустойки (пп. 84, 85 Правил).

Обратим внимание, что, поскольку речь идет о государственных закупках, в соответствии с п. 9 Указа Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» подрядчики, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательство по выполнению работ, оказанию услуг в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню с зачислением ее в доход соответствующего бюджета.

Отражение в договоре обязательного условия о порядке осуществления заказчиком приемки результата государственной закупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором, обусловливает необходимость изложить отдельным разделом договора содержание Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716, в части, относящейся к приемке конкретного объекта. 

По нашему мнению, включения в договор формулировки «Приемка объекта осуществляется в порядке, установленном законодательством» будет недостаточно для выполнения требований п. 2 ст. 25 Закона о госзакупках.

1482 Shape 1 copy 6Created with Avocode.