Реагирование субъектов хозяйствования на введенные ограничения
Статья 57 Закона о строительстве установила ранее отсутствовавшие ограничения на участие в процедурах закупок при строительстве для учредителей и дочерних организаций.
В сложившейся ситуации в наиболее выгодном положении оказались субъекты хозяйствования, у которых строительные работы и поставка на объекты строительных материалов выполняются структурными подразделениями. Такие подразделения не являются юридическими лицами, но обладают определенными правами самостоятельности (как налоговые агенты) и участвуют во внутрихозяйственном хозрасчете. Выполнение работ собственными силами соответствует законодательству о закупках при строительстве и предусмотрено п. 4 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение о закупках в строительстве).
В настоящее время известны следующие варианты реагирования субъектов хозяйствования на введенные ограничения.
1. Реорганизация дочерних предприятий в форме присоединения к головной организации.
При такой реорганизации происходит ликвидация дочерних предприятий в качестве самостоятельных юридических лиц. На базе ликвидируемых организаций создается структурное подразделение головной организации.
Пункт 1 ст. 113 ГК устанавливает, что унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В случае, если ликвидируемой организацией является республиканское унитарное предприятие либо коммунальное унитарное предприятие, необходимо учитывать следующее. Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Именно на собственника имущества унитарного предприятия в силу п. 6 ст. 113 ГК возлагаются функции по принятию решения о ликвидации или реорганизации унитарного предприятия в соответствии с законодательством.
От имени Республики Беларусь права собственника имущества республиканского унитарного предприятия, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, осуществляет Правительство Республики Беларусь, а также в пределах, установленных законодательством, республиканские органы государственного управления, другие государственные органы и организации, уполномоченные управлять имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, — в отношении республиканского унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.
От имени административно-территориальной единицы права собственника имущества коммунального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, осуществляют соответствующие органы местного управления и самоуправления, а также в пределах, установленных законодательством, уполномоченные ими государственные организации.
Собственник имущества частного унитарного предприятия свои полномочия осуществляет непосредственно и (или) через уполномоченных им лиц.
Таким образом, решение о ликвидации дочернего предприятия должно приниматься на уровне собственника имущества либо, в ряде случаев, с его согласия.
При присоединении дочернего предприятия к головному к последнему переходят права и обязанности присоединенного дочернего предприятия в соответствии с передаточным актом.
Следует учитывать, что процедура реорганизации путем присоединения к головному предприятию дочернего сопряжена с проведением достаточно громоздких и зачастую длительных процедур.
2. Придание дочерним предприятиям полной самостоятельности.
Решение заключается в исключении из организационно-правовой формы организации слова «дочернее», которое осуществляется посредством соответствующего внесения изменений в устав дочернего предприятия.
В качестве негативных последствий таких изменений можно отметить утрату реальной административной управляемости со стороны головного предприятия.
Подчеркнем также, что проведенные изменения делают затруднительной возможность возвращения в будущем к структуре «головная организация — дочернее предприятие».
3. Привлечение предприятий-«прокладок».
Наибольшее распространение получила практика применения так называемых «прокладок» — предприятий, которые привлекаются генеральным подрядчиком к выполнению определенного объема работ при условии, что в дальнейшем они возьмут на субподряд какое-либо из дочерних предприятий генерального подрядчика.
Напомним, что выбор подрядных (субподрядных) организаций осуществляется по процедуре переговоров, предусмотренной Положением о закупках в строительстве, которая допускает приглашение только одного участника. Именно так «прокладка» может привлечь дочернее предприятие генерального подрядчика и заключить с ним договор субподряда. Организация, привлекаемая в качестве «прокладки», обязана иметь аттестат на выполнение функций генерального подрядчика.
Вместе с тем при выборе данной схемы необходимо учитывать, что согласно п. 3 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, генеральный подрядчик — это подрядчик, привлекающий по договорам для выполнения отдельных своих обязательств других лиц. Следовательно, организация, привлекаемая в качестве «прокладки», обязана иметь аттестат на выполнение функций генерального подрядчика.
4. Давальческая переработка сырья вместо закупок материалов.
При проведении закупок материалов при строительстве развитие получила схема заключения договора между головной и дочерней организацией на давальческую переработку сырья с последующим получением от дочерних или зависимых предприятий готовой продукции.
Обеспечение объектов строительства необходимыми материалами посредством заключения договоров на переработку давальческого сырья привлекательно по следующим причинам:
— размещение заказов на производство строительных материалов на условиях предоставления давальческого сырья осуществляется в соответствии с процедурами осуществления закупок для собственных нужд, а не закупок при строительстве, в отношении которых действуют ограничения, налагаемые ст. 57 Закона о строительстве;
— строительные материалы, полученные как результат переработки давальческого сырья, в соответствии с действующим законодательством являются продукцией собственного производства, поскольку под организациями-производителями понимаются организации, изготавливающие товары с использованием собственных, арендованных или находящихся в безвозмездном пользовании основных фондов, необходимых материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, приобретенных за счет собственных или заемных средств, труда собственных наемных работников, а также организации, передающие указанным организациям для переработки на давальческих условиях необходимые материалы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, используемые для изготовления товаров;
— приобретение строительных материалов на условиях договора на переработку из давальческого сырья позволяет осуществлять их получение при отсутствии собственных производственных мощностей;
— для получения готовой продукции достаточно предоставления для переработки только части материалов из общей номенклатуры, определяющей рецептуру готовой продукции.
Ценообразование в строительстве и закупки
Обратим внимание на некоторые аспекты действующего законодательства, регулирующего ценообразование в строительстве и расчеты между заказчиком и подрядчиком, с точки зрения проведения закупок.
Превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной договорной (контрактной) цене на строительство объекта при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией относится на финансовые результаты деятельности подрядчика.
Это положение основывается на нормах Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 361), постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361».
По нашему мнению, анализ норм Указа № 361 и принятых в его развитие подзаконных актов позволяет сделать вывод, что не только введенные ст. 57 Закона о строительстве ограничения на участие в процедурах закупок, но и само проведение процедур генеральным подрядчиком при строительстве объектов являются избыточными, содержащими излишнюю регламентацию, не способствующую повышению ответственности генерального подрядчика, на основании предложений которого и формируется неизменная договорная цена.