Вы на портале

Применение законодательства о государственных закупках при строительстве (часть 2)

В предыдущем номере журнала были рассмотрены проблемы применения законодательства, регулирующего государственные закупки и строительную деятельность с точки зрения субъектного состава участников процедуры закупки. В заключение темы Владимир Майборода анализирует вопросы нормативного регулирования при планировании закупок и выборе процедуры закупки.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

1078 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Планирование закупок

В нормативных актах, регулирующих государственные закупки, и нормативных актах, регулирующих строительную деятельность, отражены разные подходы к планированию закупок.

Планирование государственных закупок заключается в составлении годового плана государственных закупок, размещении его на официальном сайте, внесении изменений в указанный план (при необходимости) (ст. 18 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее — Закон о госзакупках).

Планирование закупок в строительстве состоит из следующих этапов:

1) принятие решения о закупке услуг по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации;

2) разработка предпроектной (предынвестиционной) документации;

3) принятие заказчиком, застройщиком по результатам разработки предпроектной (предынвестиционной) документации решения о целесообразности и (или) обоснованности осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства на основании разработанной предпроектной (предынвестиционной) документации;

4) планирование закупки работ (услуг) по разработке проектной документации и работ (услуг) по возведению, реконструкции и реставрации объектов строительства.

При осуществлении строительства за счет средств бюджета указанные этапы необходимо совмещать.

Обратим внимание, что нормы, регулирующие государственные закупки предпроектной (предынвестиционной) документации, содержатся в Указе Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26). 

Так, согласно подп. 1.3 п. 1 Указа № 26 предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывается за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на проектные и изыскательские работы, средств местных бюджетов, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, — при планировании осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, полностью финансируемых за счет средств соответственно республиканского и (или) местных бюджетов, а также в возведение, реконструкцию жилых домов в рамках государственного заказа в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 08.05.2013 № 215 «О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений». Затраты на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации при планировании осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства включаются в сводный сметный расчет стоимости объекта строительства как затраты, связанные с получением исходных данных. В случае принятия заказчиком, застройщиком по результатам разработки предпроектной (предынвестиционной) документации решения о нецелесообразности и (или) необоснованности осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства указанные затраты подлежат списанию за счет основного источника, предусмотренного на выполнение проектных и изыскательских работ.

Таким образом, для планирования государственных закупок в строительстве можно предложить следующий порядок действий:

1) включение в годовой план государственных закупок закупки услуг по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации;

2) в случае принятия положительного решения о целесообразности и (или) обоснованности осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства в том же финансовом году в план государственных закупок вносятся дополнения о закупке работ (услуг), необходимых для строительства объекта.

Включение разработки предпроектной (предынвестиционной) документации в годовой план закупок

Согласно форме «Годовой план государственных закупок» (приложение к Положению о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778) в годовом плане государственных закупок необходимо указать код общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее — код ОКРБ) и наименование предмета закупки в соответствии с кодом ОКРБ. 

Такой вид деятельности, как разработка предпроектной (предынвестиционной) документации, в ОКРБ отсутствует. По нашему мнению, при выборе кода ОКРБ для этого вида деятельности можно руководствоваться следующим.

В п. 3.17 ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения» (далее — ТКП-298) указано, что предпроектная (предынвестиционная) документация — это комплект документов о результатах предынвестиционных исследований, предшествующих принятию инвестором (заказчиком) решения о реализации инвестиционного проекта, корректировке инвестиционного замысла или об отказе от дальнейшей реализации проекта, включающий обоснования инвестиций, план управления проектом и (или) задание на проектирование.

Как следует из п. 4.6 ТКП-298, в общем случае для зданий и сооружений, относимых в соответствии с СТБ 2331 к 1–4-му классам сложности, предпроектная документация разрабатывается в следующем составе:

— декларация о намерениях (при необходимости предварительного согласования места размещения земельного участка, изменения целевого назначения имеющегося земельного участка с целью строительства (реконструкции) объекта);

— обоснование инвестиций и план управления проектом (за исключением объектов капитального ремонта и благоустройства объектов строительства, объектов, на которых используются повторно применяемые и типовые проекты, и кроме объектов обустройства нефтяных месторождений);

— бизнес-план (в установленных случаях);

— задание на проектирование.

Из приведенных норм можно сделать вывод, что лицо, разрабатывающее предпроектную (предынвестиционную) документацию для заказчика, оказывает последнему услуги по разработке технического и экономического обоснования строительства объекта.

По нашему мнению, из имеющихся кодов ОКРБ для деятельности по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации наиболее подходящим является 71.1 «Услуги в области архитектурной деятельности, инженерных изысканий и связанных с ними консультаций в технических областях». Конкретный подвид ОКРБ будет зависеть от назначения объекта (жилищное строительство, нежилые здания и сооружения либо иное назначение). 

Выбор процедуры закупки

Алгоритмы выбора процедуры закупки при строительстве в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее — Указ № 591) и при проведении государственных закупок существенно отличаются.

Исходя из подп. 1.4 п. 1 Указа № 591 основными критериями при выборе процедуры закупки являются источник финансирования и стоимость строительства объекта. При стоимости строительства объекта 6 000 базовых величин и более (для бюджетного финансирования) предписано было проводить подрядные торги при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе. 

При этом выбор процедур закупки проводился по каждому объекту отдельно. 

Совсем иной подход к выбору процедур закупки отражен в Законе о госзакупках.

При проведении государственных закупок выбор процедуры закупки является логическим продолжением планирования закупок.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона о госзакупках заказчик ежегодно утверждает годовой план государственных закупок и до 8 марта текущего года размещает его на официальном сайте.

Исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки выбирается процедура закупки. 

Согласно п. 4 ст. 20 Закона о госзакупках объем (количество) однородных товаров (работ, услуг), составляющих предмет государственной закупки, не может составлять менее квартальной потребности в них, предусмотренной годовым планом государственных закупок. Допускается в ходе процедуры государственной закупки или исполнения договора изменение объема (количества) предмета государственной закупки, но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором.

Из приведенных норм следует, что заказчик обязан закупать работы (услуги) по строительству всех объектов, предусмотренных годовым планом закупки. 

Допустим, заказчику необходимы работы общестроительные по возведению зданий (раздел 41 ОКРБ) для нескольких объектов, и бюджетное финансирование выделено в соответствующем объеме. 

В силу п. 41 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476, утвержденная проектная документация является основанием для финансирования строительства, а также для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ в порядке, установленном законодательством. 

Без утвержденной проектной документации заказчик не сможет сформировать описание предмета государственной закупки, как того требует ст. 20 Закона о госзакупках.

Следовательно, заказчик может проводить процедуру закупки работ (услуг) по строительству только после утверждения проектной документации. 

Однако готовность проектной документации по всем объектам не может быть одновременной. Ждать готовности проектной документации по всем объектам, запланированным для строительства, нецелесообразно.

Соответственно, заказчик не имеет возможности проводить закупки всех (требующихся в текущем году) однородных работ (услуг) по строительству.

На наш взгляд, Закон о госзакупках не запрещает проводить закупку однородных товаров (работ, услуг) в несколько процедур. Так, согласно части второй п. 6 ст. 20 Закона о госзакупках не допускается разделять объем (количество) предмета государственной закупки, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 данной статьи, если таким образом можно избежать проведения соответствующего вида процедур государственных закупок, определенного ст. 17 настоящего Закона.

Таким образом, если исходя из годового плана закупок ориентировочный объем закупаемых однородных работ (услуг) для строительства в денежном выражении позволяет определить процедуру закупки, то такую процедуру необходимо проводить при закупке работ (услуг) по частям (например, для различных объектов строительства).

Применение отдельных видов процедур государственных закупок

Электронный аукцион

Из перечисленных в ст. 17 Закона о госзакупках видов процедур закупок при строительстве объектов не может применяться электронный аукцион. Согласно п. 2 ст. 41 Закона о госзакупках электронный аукцион проводится в случае государственных закупок по перечню товаров (работ, услуг), определяемому Советом Министров Республики Беларусь. В соответствующем Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (в редакции постановления от 27.01.2016 № 68), отсутствуют работы (услуги) в строительстве.

Запрос ценовых предложений

Согласно подп. 1.5 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» процедура запроса ценовых предложений применяется при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки:

— товаров — более 300, но не более 1 000 базовых величин;

— работ (услуг) — более 300, но не более 3 000 базовых величин.

Закупка из одного источника

При ориентировочной стоимости государственной закупки менее 300 базовых величин приобретение товаров (работ, услуг) проводится по процедуре закупки из одного источника (п. 9 приложения к Закону о госзакупках). Также процедура закупки из одного источника проводится в случаях, перечисленных в приложении к Закону о госзакупках, независимо от ориентировочной стоимости годовой потребности.

Отдельные случаи проведения процедуры закупки из одного источника установлены в Указе Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее — Указ № 590). Так, на основании подп. 1.19 п. 1 Указа № 590 в случае признания процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника:

— по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен, либо в состав, систему которого входит заказчик, либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, а при отсутствии такого государственного органа (организации) — с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам;

— на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся.

Биржевые торги

Применение процедуры биржевых торгов при государственных закупках осуществляется при необходимости закупки товара, включенного в Перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (далее – Перечень № 778). При этом ориентировочная стоимость годовой потребности в товаре должна составлять более 1 000 базовых величин.

Конкурс

Процедура конкурса при закупках товаров (работ, услуг) для строительства проводится в случаях, когда применение иных процедур не предусмотрено Законом о госзакупках (п. 2 ст. 32).

***

Применение с 1 января 2016 г. законодательства о государственных закупках к строительной деятельности явилось в какой-то мере «откровением» для специалистов по закупкам в строительстве. К сожалению, методическая поддержка государственных закупок в строительстве, по нашему мнению, оставляет желать лучшего. Поэтому некоторые вопросы, связанные с проведением закупок, специалисты решают на свой страх и риск. Остается надеяться, что в дальнейшем ситуация изменится и государственные органы уделят должное внимание проблемам закупок в строительстве.

1078 Shape 1 copy 6Created with Avocode.