Вы на портале
Закупки при текущем ремонте

Закупка материалов для текущего ремонта

Нормативные акты, регулирующие проведение закупок товаров (работ, услуг), в том числе в строительстве, устанавливают прежде всего порядок проведения установленных процедур. Под процедурой понимается регламентированный порядок действий организатора процедуры. При этом зачастую нормы содержат правила, которые противоречат реальным условиям деятельности субъектов закупок. Одним из ярких примеров такого «перерегулирования» является пресловутая проблема закупки «ящика гвоздей и двух банок краски». Суть проблемы состоит в том, что при буквальном соблюдении требований законодательства трудозатраты и материальные затраты, связанные с проведением данной закупки, сопоставимы со стоимостью приобретаемых материалов или превышают ее. 

Вашкевич Игорь
Вашкевич Игорь

начальник юридического отдела КУП «Управление дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома»

1566 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Законодательные требования к проведению процедур закупок при текущем ремонте

Самым распространенным видом строительной деятельности является ремонт, а наиболее часто встречающей его разновидностью — текущий ремонт. Согласно п. 3.3.19 ТКП 45-1.01-4-2005 «Национальный комплекс технических нормативных актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» текущий ремонт — это совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта. По сравнению с новым строительством, капитальным ремонтом текущий ремонт отличается относительно небольшими затратами на приобретение материалов, выполнение работ и оказание услуг. 

Практика проведения процедур закупок сравнительно небольшого количества товаров для всех видов строительной деятельности (новое строительство, капитальный ремонт, работы по модернизации, реставрации или текущему ремонту) показала, что вполне значимым препятствием является нежелание претендентов участвовать в таких процедурах.

В более выгодном положении оказываются заказчики, осуществляющие закупки материалов за счет бюджетных и приравненных к ним средств, имеющие право применять процедуры закупки из одного источника для приобретения товаров (работ, услуг) ориентировочной стоимостью годовой потребности не более 300 базовых величин (п. 9 приложения к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

В случаях, когда строительные работы в рамках текущего ремонта осуществляются за счет источников финансирования, которые не относятся к бюджетным, в силу положений Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» применяется процедура переговоров.

Требования к документации для переговоров 

Согласно п. 68 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение о закупках), документация для переговоров должна содержать следующие сведения:

• требования к предмету заказа и их участникам;

• требования к сроку выполнения заказа;

• цену заказа, применяемую в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений по ее изменению, в том числе валюту цены заказа и валюту расчетов, порядок учета цены расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;

• условия платежей по договору, в том числе порядок и условия открытия аккредитива, если используется аккредитивная форма оплаты;

• проект соответствующего договора;

• требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи предложения для переговоров;

• требования к системе контроля качества закупаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);

• требования к наличию в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров (работ, услуг) и иные требования, устанавливаемые организатором переговоров с учетом особенностей предмета заказа;

• требования к содержанию, форме (в письменной форме на бумажном носителе в отдельном конверте и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации) и оформлению предложений для переговоров;

• порядок и срок отзыва предложений для переговоров, а также порядок внесения изменений в такие предложения;

• порядок и срок представления разъяснений положений документации для переговоров;

• порядок, место и срок подачи предложений для переговоров, а также предквалификационных документов (при необходимости);

• место, дату и время, порядок вскрытия конвертов с предложениями для переговоров в письменной форме на бумажном носителе (открытия предложений для переговоров, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации), а также вскрытия конвертов с предквалификационными документами в письменной форме на бумажном носителе (открытия предквалификационных документов, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации) (при необходимости);

• право организатора переговоров на запрос у участников разъяснений их предложений;

• порядок и предполагаемые сроки проведения переговоров, а также предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);

• требования к участнику, в соответствии с которыми переговоры могут проводиться его уполномоченным лицом, и требования к документу, подтверждающему такие полномочия (доверенность или иной документ), который представляется перед началом проведения переговоров;

• критерии оценки победителя переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя;

• право организатора переговоров на проведение процедуры снижения цены заказа, а также порядок проведения такой процедуры;

• срок, в течение которого победитель должен подписать проект соответствующего договора либо совершить иные действия, предусмотренные в документации для переговоров, для его подписания.

Приведенный перечень требований к документации для переговоров даже при закупке малых объемов материалов не может быть сокращен организатором без риска признания процедуры закупки проведенной с нарушениями. Определенным утешением для организатора процедуры может быть то, что ст. 21.17 КоАП предусматривает административную ответственность за непроведение или несоблюдение порядка проведения процедур закупок при строительстве объектов за счет собственных средств только при их стоимости 100 000 базовых величин и более. 

Вместе с тем вполне очевидно, что установленный законодательством перечень требований к документации при малых объемах закупок является не только избыточным, но и прямо препятствующим успешному проведению процедуры. 

Пример проведения переговоров по закупке материалов

Рассмотрим пример проведения процедуры переговоров по закупке материалов для проведения текущего ремонта.

Организация проводила текущий ремонт одного из помещений собственными силами и за счет собственных средств. В установленном порядке был составлен дефектный акт, а также ведомость необходимых для осуществления ремонта материалов, инструмента и пр. Номенклатурный перечень продукции, требуемой для текущего ремонта, составил свыше 100 наименований, при этом объем закупок каждого вида товара измерялся единицами, а стоимость самого дорогого из них составила 2,5 млн руб. Общая стоимость закупаемого товара не превысила 40 млн руб. 

Была реализована следующая схема проведения процедуры переговоров:

— задание на закупку определялось ведомостью материалов, каждый вид определялся в качестве отдельного лота; 

— организатором процедуры закупки было принято решение (издан приказ), согласно которому к участию в процедуре закупки были приглашены сбытовые организации; 

— приглашения направлялись конкретным предприятиям. В приглашении указывались: наименования и количество необходимых организатору материалов, стартовая цена, сроки поставки;

— в приглашении указывалось, что согласием на участие в процедуре переговоров является направление в адрес организатора счета-фактуры на закупаемый товар;

— процедура переговоров проводилась без проведения квалификационного отбора и снижения цены; 

— победителем признавался участник, предложивший наименьшую цену при условии оплаты по факту поставки; 

— проект договора, обязательное наличие которого требуется в соответствии с п. 63 Положения о закупках, содержал общие для договоров поставки существенные условия, определенные в п. 3 ст. 425 ГК, в соответствии с которым условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Дополнительно указывалась необходимость оплаты по факту поставки. 

Приглашения вручались работниками отдела снабжения организатора процедуры закупки в сбытовых организациях. Самой острой проблемой оказалась необходимость убедить сбытовую организацию вложить счет-фактуру на товар в конверт и вручить его работнику организатора в запечатанном виде. В большинстве случаев счета-фактуры все-таки предоставлялась в незапечатанном виде. Организатор процедуры впоследствии принимал их к рассмотрению, не считая, что предоставленная таким образом информация нарушает принцип конфиденциальности, особенно учитывая, что ценовая информация потенциальных участников находилась в открытом доступе. 

По истечении 3 рабочих дней с момента вручения приглашений в соответствии с требованием п. 66 Положения о закупках в назначенный день и час комиссия рассмотрела предоставленные счета-фактуры и определила организации — победители процедуры переговоров. Жалоб и возражений со стороны иных участников, не признанных победителями, в адрес организатора не поступало. 

Оценка действий организатора переговоров 

Оценивая действия организатора процедуры переговоров в описанном примере, можно сделать следующие выводы. 

Организатор переговоров максимально упростил проведение процедуры при соблюдении требований законодательства нормой п. 64 Положения о закупках, согласно которому состав документов, необходимых для принятия решения о проведении переговоров, зависит от предмета размещаемого заказа. 

Организатором было определено, что основным способом информирования о проводимой процедуре закупки является направление приглашения к участию в переговорах (пп. 63 и 66 Положения о закупках). При этом приглашения к участию в процедуре переговоров направлялись нескольким участникам, что должно предотвратить обвинения в ангажированности организатора переговоров. 

При проведении процедуры переговоров организаторами было учтено, что сбытовые организации не вправе осуществлять реализацию строительных материалов, подлежащих подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности (независимо от страны происхождения), перечень которых содержится в приложении к техническому регламенту Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748.

Документация для переговоров была разработана с учетом обширности товарной номенклатуры, объема закупаемой продукции, ориентирована на сбытовые организации и в целом соответствовала требованиям законодательства. На основании п. 71 Положения о закупках документация для переговоров предоставляется в печатной форме или форме электронного документа не позднее двух рабочих дней со дня письменного обращения участника. По нашему мнению, изложение существенных условий договора в приглашении к участию в процедуре закупки и последующее оформление договорных отношений в форме акцепта предложений участника, содержащихся в счетах-фактурах, было достаточным для оценки предложений. Предоставление участнику документации для переговоров в данном случае не требуется. 

1566 Shape 1 copy 6Created with Avocode.