Применение норм Декрета № 7 в строительной деятельности

В предыдущем номере журнала мы начали анализировать отдельные положения Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7), посвященные правоотношениям в сфере строительства. С 26 февраля 2018 г. Декрет № 7 вступил в законную силу.

Продолжим обсуждать проблемы, с которыми может столкнуться белорусский строительный бизнес в свете Декрета № 7.

Вашкевич Игорь

начальник юридического отдела КУП «Управление дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома»

Майборода Владимир

Юрист

Цыпурко Татьяна

Адвокат Минской областной специализированной юридической консультации «Гражданское и инвестиционное право. Разрешение споров»

Антонов Александр

Адвокат МОКА, юридическая группа REVERA


2755 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вопросы:
1. Каким образом будет применяться ч. 1 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7, регламентирующая, что для выполнения работ при капитальном ремонте, работ по технической модернизации объектов на основании проектной документации без получения разрешительной документации не требуется наличие аттестата соответствия заказчика?
2. Какие объекты относятся к технологическому оборудованию для целей применения Декрета № 7?
3. Какие объекты относятся к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения для целей применения Декрета № 7?
4. Что понимается под привлечением бюджетных средств для целей применения нормы подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7?

Ведущий: «Следующий вопрос связан с применением нормы подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7 о том, что субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства резервируют (в случае выбора такой формы обеспечения обязательств) сроком на два года денежные средства на специальном счете в размере 1,5 % стоимости выполненных на объектах строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения работ в целях устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества. Данная норма практически дословно повторяет норму подп. 1.14 п. 1 Указа № 26. При этом, по мнению наших читателей, с момента принятия Указа № 26 так и не разрешен вопрос о том, какие объекты относятся к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Как, по вашему мнению, этот вопрос будет разрешаться для применения Декрета № 7?»

Игорь Вашкевич: «Следует отметить, что непосредственно в Указе № 26 действительно не определено, какие объекты следует относить к объектам жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения для целей резервирования денежных средств. Вместе с тем приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.03.2015 № 66 были внесены дополнения в технический кодекс установившейся практики «Общественные здания и сооружения. Строительные нормы проектирования» (ТКП 45-3.02-290-2013 (02250)), утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11.10.2013 № 389 (далее — ТКП-290), который был дополнен приложением Д «Перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения».

Согласно данному перечню к объектам социально-культурного назначения относятся:

• здания учреждений образования, воспитания и подготовки кадров;

• здания и сооружения учреждений здравоохранения и отдыха;

• физкультурно-оздоровительные и спортивные здания и сооружения;

• здания и сооружения культурно-просветительных и зрелищных учреждений;

• административные здания.

К объектам коммунально-бытового назначения отнесены:

• здания предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

• здания предприятий коммунального хозяйства, кроме производственных, складских и транспортных зданий и сооружений».

Александр Антонов: «Действительно, нельзя сказать, что вопрос не разрешен полностью. В приложении Д к ТКП-290 содержится перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Корректнее говорить о том, что критерии классификации объектов нуждаются в доработке. При этом, на мой взгляд, когда объекты коммунально-бытового назначения строятся за небюджетные средства, законодательное регулирование способов обеспечения исполнения обязательств является излишним».

Владимир Майборода: «Хочу обратить внимание на различные области применения нормативных правовых актов.

В подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7, так же как и в подп. 1.14 п. 1 Указа № 26, регулируются отношения, связанные с обеспечением исполнения обязательств при строительстве.

А в разделе 1 ТКП-290 говорится о том, что настоящий технический кодекс предназначен для применения при проектировании нового строительства, реконструкции, капитального ремонта и реставрации эксплуатируемых зданий и сооружений.

Таким образом, формально действие определений социально-культурного и коммунально-бытового назначения, содержащихся в приложении Д к ТКП-290, заканчивается после окончания определения. Далее начинается применение аналогии закона, предусмотренное в ст. 72 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Согласно данной норме до внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в соответствующий нормативный правовой акт преодоление пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права. Это означает возможность применять либо не применять определения из приложения Д к ТКП-290 для определения объектов применительно к Декрету № 7.

Поскольку речь идет о замораживании значительных средств строительных организаций на продолжительное время, на практике возникают спорные ситуации.

Остается надеяться, что в документах, принимаемых в развитие Декрета № 7, рассматриваемый пробел будет устранен».

Ведущий: «Благодарю за ответы. Последний вопрос связан с применением нормы подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7, изменяющей порядок проведения закупок в строительстве, согласно которой субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского гор-исполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений).

Прошу обратить внимание на формулировку «в случае осуществления закупок без привлечения бюджетных средств».

Что, по вашему мнению, понимается под закупками, осуществляемыми без привлечения бюджетных средств? Будет ли пониматься под привлечением бюджетных средств финансирование строительства объекта за счет бюджетных средств? Вопрос связан с тем, что средства, поступившие генподрядчику от заказчика, являются для генподрядчика и привлекаемых им субподрядчиков собственными средствами».

Игорь Вашкевич: «В первую очередь следует обратить внимание на то, что и понятие «бюджетные средства» в различных документах определяется по-разному. Так, в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках) закреплено, что государственная закупка — это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а заказчик — получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.

Интерес представляет позиция, выраженная в письме Министерства экономики Республики Беларусь от 27.03.2013 № 30-03/2429 «О применении Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)» при строительстве объектов». Согласно этой позиции производимые генеральным подрядчиком (субподрядчиком), поставщиками, исполнителями услуг закупки необходимых им товаров (работ, услуг), в том числе материалов, оборудования, конструкций, субподрядных услуг при строительстве объектов, за счет средств, получаемых ими по гражданско-правовым договорам с заказчиком (генеральным подрядчиком), не являются государственными закупками в смысле определения государственной закупки, содержащегося в ст. 1 Закона о госзакупках.

Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380) предусматривает строительство объектов не только за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.

Очевидно, что в Законе о госзакупках перечень источников финансирования, относящихся к бюджетным, значительно у́же, чем в Указе № 380 и Декрете № 7. Данное обстоятельство будет иметь существенное значение с истечением срока действия Указа № 380 с 1 января 2019 г.

Что касается понятия «собственные средства предприятия», то для правильного понимания следует ориентироваться на положения Временных методических рекомендаций Комитета по санации и банкротству при Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 08.06.1998 «По разработке плана финансового оздоровления», в соответствии с которыми источниками собственных средств предприятия являются уставный капитал, резервный фонд, фонды специального назначения, резервы по сомнительным долгам, резервы предстоящих расходов и платежей, целевые финансирование и поступления, арендные обязательства, расчеты с учредителями, нераспределенная прибыль прошлых лет, непокрытый убыток прошлых лет, убытки отчетного года. Согласно данному документу ни кредиты банков, ни расчеты за товары, работы и услуги, ни доходы будущих периодов к источникам собственных средств предприятия не относятся».

Александр Антонов: «Используемая терминология не изменилась. Как следствие, нет оснований понимать под закупками с привлечением бюджетных средств случаи осуществления закупок генподрядчиком или субподрядчиками. Генподрядчик и субподрядчики формально используют собственные средства, а следовательно, по Декрету № 7 освобождаются от обязательного проведения процедур закупок. Если бы была цель установить обязательное проведение всех процедур закупок при строительстве объектов с привлечением бюджетных и тому подобных средств, то следовало бы указать «при строительстве объектов без привлечения…» вместо «при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения…».

Владимир Майборода: «Я, видимо, окажусь в меньшинстве, но, по моему мнению, законодатели приготовили строителям очередную коллизию. Абсолютно согласен, что применительно к норме подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7 для подрядчика, получившего деньги от заказчика — получателя бюджетных средств, данные средства не являются бюджетными.

Но в подп. 1.4 п. 1 Указа № 380 остается формулировка «о строительстве объектов, финансирование строительства которых осуществляется полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов…» .

В представленных на обсуждение проектах данная формулировка не меняется. Таким образом, с 26.02.2018 возникло противоречие между требованием Указа № 380 о проведении подрядных торгов при строительстве объекта за счет бюджетных средств и льготой Декрета № 7 об освобождении от обязанности проведения процедур при закупках за счет средств, не относящихся к бюджетным».

Ведущий: «Будем надеяться, что после принятия нормативных правовых актов в развитие Декрета № 7 данная коллизия будет устранена.

Коллеги, я благодарю вас за содержательную дискуссию. Возможно, мы вернемся к обсуждению норм Декрета № 7 после появления правоприменительной практики.

До новых встреч!»

2755 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме