Проблемные вопросы аттестации в строительстве при выполнении работ по текущему ремонту

Аттестация в строительстве, действующая в полном объеме, предусмотренном Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26), с 2015 г., то есть уже более двух лет, до настоящего времени вызывает споры. Причиной данных споров является наличие отдельных пробелов в регулировании. И благо бы эти споры были между специалистами. Гораздо хуже, когда у субъекта возникает спор с контролирующим органом. В этом случае на память приходит поговорка африканских строителей: «Носорог слеповат, но это не его проблемы!» Один из таких споров, а также его результаты применительно к аттестации при выполнении работ по текущему ремонту рассматриваются в предлагаемой вашему вниманию статье.

Вашкевич Игорь

начальник юридического отдела КУП «Управление дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома»

1134 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Согласно п. 23 Указа № 26 его действие не распространяется:

— на строительство объектов, на которые до вступления в силу данного Указа в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена;

— на строительство, в том числе проектирование, объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, начатое до вступления в силу Указа № 26, а также строительство таких объектов инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным в установленном законодательством порядке для строительства объектов до вступления в силу настоящего Указа. Строительство этих объектов инфраструктуры осуществляется по правилам, действовавшим до вступления в силу Указа № 26.

Во исполнение Указа № 26 Правительством были определены виды деятельности в строительстве, подлежащие аттестации. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее — постановление № 252) установлен Перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), включающий в себя следующие 8 разделов:

1) инженерные изыскания для объектов строительства I–IV классов сложности;

2) разработка предпроектной (предынвестиционной) документации;

3) выполнение функций генерального проектировщика;

4) разработка разделов проектной документации для объектов строительства I–IV классов сложности;

5) выполнение функций заказчика, застройщика, оказание инженерных услуг при осуществлении деятельности в области строительства объектов I–IV классов сложности:

6) градостроительная деятельность;

7) выполнение функций генерального подрядчика объектов I–IV классов сложности (при стоимости строительства свыше 5 тыс. базовых величин по строительству зданий и сооружений либо строительству инженерной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, магистральной инженерной инфраструктуры);

8) строительство объектов I–IV классов сложности.

Указание класса сложности объекта

Одним из актуальных вопросов до настоящего времени остается вопрос о том, каким документом определяется класс сложности объекта.

Согласно ТКП 45-1.02-298-2014 (02250) «Строительство. Предпроектная документация. Состав и порядок разработки» в задании на проектирование указывается класс сложности объекта в соответствии с действующим СТБ 2331-2015.

Кроме того, класс сложности объекта указывается в разделе «Общая пояснительная записка» проектно-сметной документации в подразделе «Сведения и данные, дающие представление об объекте в целом».

Спор с контролирующим органом

Генеральный подрядчик привлек подрядную организацию «А» для строительства объекта, проектная документация на который была разработана до вступления в силу Указа № 26. В свою очередь подрядная организация «А» для выполнения отдельных видов работ привлекла организацию «Б».

В ходе проверочных мероприятий в отношении организации «А» было установлено, что она, имея аттестат на выполнение отдельных видов строительных работ, не обладала аттестатом на выполнение функций генерального подрядчика.

Требование о наличии аттестата на выполнение функций генерального подрядчика вытекает из определения, содержащегося в п. 3 Положения о порядке заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, согласно которому генеральный подрядчик — это подрядчик, привлекающий по договорам для выполнения отдельных своих обязательств других лиц.

Проверяющими в отношении организации «А» был оформлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью второй ст. 12.7 КоАП, — осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается.

Рассмотрение спора в суде

При рассмотрении в экономическом суде дела об административном правонарушении позиция сторон заключалась в следующем.

Позиция контролирующего органа. В ходе рассмотрения дела в суде позиция контролирующего органа состояла в том, что после вступления в силу Указа № 26 по вновь заключаемым договорам стороны должны иметь аттестаты соответствия. Такая позиция была поддержана рядом представителей государственных органов. При этом отмечалось, что, хотя в период разработки проектно-сметной документации сложность объекта не устанавливалась, объект мог быть отнесен ко II классу сложности.

Позиция подрядчика. Позиция организации «А» заключалась в том, что отнесение объектов к I–IV классам сложности осуществляется заказчиком, застройщиком совместно с разработчиком предпроектной (предынвестиционной) документации либо проектной документации в каждом конкретном случае в соответствии с действовавшим в то время СТБ 2331-2014 «Здания, сооружения. Классификация. Основные положения», утвержденным постановлением Госстандарта от 14.02.2014 № 7.

При этом категория аттестата соответствия не должна быть ниже класса сложности объекта. Поэтому в случае отсутствия указания на класс сложности объекта не может быть определено, аттестатом какой категории соответствия должен был обладать подрядчик «А».

Решение суда. Суд, рассматривавший дело, выявил несоблюдение требований к форме и содержанию протокола об административном правонарушении в соответствии со ст. 11.3 ПИКоАП и вынес постановление о возвращении дела об административном правонарушении органу, направившему дело об административном правонарушении.

Аттестация при выполнении работ по текущему ремонту

До настоящего времени продолжается дискуссия по вопросу о необходимости наличия аттестата соответствия у индивидуального предпринимателя либо юридического лица, выполняющих работы по текущему ремонту.

Для разрешения данного вопроса необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Аттестат соответствия выдается применительно к классу сложности объекта, на котором предполагается производство строительных работ.

Согласно п. 4 ст. 51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы. Форма С-1 «Дефектный акт», а также порядок ее применения и заполнения установлены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 14.

При этом ТКП 45-1.04-14-2005 (02250) «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения» в п. 8.6 предусматривает, что при выполнении работ по текущему ремонту проектная документация должна включать: дефектный акт; опись работ (смету); ведомость расхода материалов; необходимые рабочие чертежи. Документы, составляющие проектную документацию для проведения текущего ремонта, не содержат никаких указаний на то, что в соответствии с СТБ 2331-2015 должен указываться класс сложности объекта.

При отсутствии указания на класс сложности объекта не может быть определено, аттестатом какой категории соответствия должно было обладать лицо, выполняющее работы по текущему ремонту. Также сопоставление норм Указа № 26, постановления № 252 и п. 4.4 СТБ 2331-2015 позволяет сделать вывод, что не требуется наличие аттестата соответствия для выполнения строительных работ на объектах V класса сложности, а также в изолированных помещениях зданий, линиях связи, прокладываемых в существующей канализации, а также работ на технологическом оборудовании, в том числе устанавливаемом на автомобильных дорогах, и на следующих системах (сетях и оборудовании), которыми оснащаются эксплуатируемые здания и сооружения: кондиционирование; телефонизация; радиофикация; телефикация; домофонная связь; конференц-связь; кабельное и спутниковое телевидение; локальные вычислительные сети; электрочасификация; диспетчеризация, оповещение и озвучивание, иные виды связи; структурированные кабельные сети (объединение всех коммуникаций в единую сеть); сотовая связь.

Таким образом, по вопросу о необходимости наличия аттестатов у подрядчиков при выполнении работ по текущему ремонту возникает ситуация, сходная с рассмотренным судебным спором: есть требования законодательства о наличии аттестатов, но из-за того, что в проектной документации нет указания на класс сложности объекта, неизвестно, какой категории должен быть аттестат.

1134 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме