Нарушения при приемке объекта строительства в эксплуатацию
Кто может инициировать и признать акт приемки объекта строительства недействительным? Что может послужить для этого основанием? Ответы на эти и другие вопросы ‒ в статье.
Кто может инициировать и признать акт приемки объекта строительства недействительным? Что может послужить для этого основанием? Ответы на эти и другие вопросы ‒ в статье.
Содержание:
Глава 25 КоАГСД содержит нормы, в которых определены вопросы организации приемки объектов строительства в эксплуатацию. Вопросы приемки регулируются также ст. 708 ГК, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716 «Об утверждении Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства», постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.12.2018 № 40 «Об установлении форм актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии» (далее ‒ постановление № 40).
Практически все нормативные предписания, изложенные в вышеуказанных актах, перенесены в КоАГСД. Ввиду того, что КоАГСД действует совсем непродолжительное время, практика его применения незначительна, поэтому ниже рассмотрим нарушения из имеющейся практики, но со ссылкой на действующее законодательство.
Несмотря на то, что законодательством четко описана процедура приемки объекта в эксплуатацию, на практике акты приемки оформляются с недостатками и сама процедура приемки объекта осуществляется с нарушениями. Статьей 106 КоАГСД определяется порядок создания приемочной комиссии и сроки ее работы. В соответствии со ст. 114 КоАГСД приемка объектов в эксплуатацию оформляется актом приемки объекта в эксплуатацию по формам, утверждаемым постановлением № 40, и должна им соответствовать. Но бывают случаи, когда такие акты составляются неправильно, в них не включается вся необходимая информация, что влечет впоследствии признание их недействительными.
Бывают случаи, когда приемочная комиссия назначается с нарушением сроков, предусмотренных законодательством. Напомним, что согласно п. 4 ст. 106 КоАГСД приемочные комиссии назначаются не позднее чем за 30 дней до начала приемки объекта в эксплуатацию (по объектам строительства скважин для добычи нефти и газа – не позднее чем за 15 дней), а по объектам, сроки продолжительности строительства которых составляют менее 30 дней, – не позднее чем за 15 дней.
Также в нарушение п. 3 ст. 106 КоАГСД в состав комиссии могут быть не включены представители разработчика проектной документации, эксплуатационной организации (при наличии) или местного исполнительного и распорядительного органа.
В соответствии с п. 2 ст. 114 КоАГСД акт приемки объекта в эксплуатацию подписывается всеми членами приемочной комиссии. Отказ члена приемочной комиссии от подписания акта приемки объекта в эксплуатацию должен быть оформлен письменно не позднее даты окончания работы приемочной комиссии с обоснованием причин отказа.
Ранее акты утверждались даже несмотря на то, что один из членов комиссии отказывался от подписания акта приемки объекта в эксплуатацию и от оформления мотивированного отказа. Это являлось нарушением порядка приемки объекта.
В связи со вступлением в силу КоАГСД эта проблема становится разрешимой, поскольку в соответствии с ч. 2 п. 6 ст. 114 КоАГСД непредставление письменного мотивированного отказа от подписания акта приемки объекта в эксплуатацию членом комиссии в течение 5 рабочих дней с даты получения им требования о подписании этого акта предоставляет право утвердить акт приемки объекта в эксплуатацию при отсутствии подписи этого члена приемочной комиссии.
Согласно п. 5 ст. 113 КоАГСД приемка в эксплуатацию объекта без наличия положительных заключений всех органов государственного надзора, которые должны выдавать их по этому объекту, не допускается. Имеются случаи, когда к акту приемки объекта не прилагаются все заключения государственных органов.
В соответствии с п. 4 ст. 114 КоАГСД акт приемки объекта в эксплуатацию утверждается решением (приказом, постановлением, распоряжением) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, в течение 15 дней со дня его подписания членами приемочной комиссии. В нарушение этой нормы не всегда соблюдаются сроки утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию.
Любая заинтересованная сторона при наличии нарушений порядка приемки объекта в эксплуатацию может инициировать признание акта приемки объекта в эксплуатацию недействительным. Отменить акт приемки до его регистрации может орган (лицо), назначивший приемочную комиссию, путем принятия соответствующего решения (приказа, постановления, распоряжения). Также отмена акта приемки объекта в эксплуатацию возможна в судебном порядке.
Основанием для признания акта приемки объекта в эксплуатацию недействительным может послужить любое нарушение порядка приемки объекта в эксплуатацию, в частности:
Несоблюдение установленного законодательством порядка приемки объекта в эксплуатацию в дальнейшем влечет проблемы при регистрации объекта недвижимости и безопасной эксплуатации объекта. Бывают случаи, что такой объект проходит государственную регистрацию. Но даже в этом случае, если акт приемки объекта в эксплуатацию будет признан недействительным, то будет признана недействительной и сама государственная регистрация создания объекта недвижимости.
Кроме того, при несоблюдении установленных законодательством требований к акту приемки объект не может считаться принятым в эксплуатацию, а у лица, назначившего комиссию по приемке, отсутствует право на утверждение данного акта. В этой связи сам акт не имеет юридической силы и не должен повлечь никаких правовых последствий.
Законодательством установлено, что в случае нарушения порядка приемки объекта в эксплуатацию, в том числе отказа от подписания акта приемки и непредставления обоснования причин этого отказа, председатель, члены приемочной комиссии несут ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (п. 1 ст. 115 КоАГСД).
При этом эксплуатация объекта или передача в эксплуатацию объекта без его приемки в установленном порядке либо с нарушением этого порядка влечет ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В настоящее время ответственность за данные правонарушения предусмотрена ст. 22.5 КоАП.
Непринятие в эксплуатацию объекта, завершенного строительством, в свою очередь, влечет возникновение убытков у заказчика строительства, которые могут быть взысканы с виновного в их возникновении члена приемочной комиссии в случае доказательства его вины согласно ст. 14 ГК. Все возникшие спорные ситуации следует рассматривать в соответствии с договорными отношениями.