Применение актов сдачи-приемки выполненных работ: новые требования и старые проблемы

Целью издания нормативных правовых актов (далее — НПА) уполномоченным органом является регулирование общественных отношений. Для реализации этой цели НПА должен как минимум регулировать уже возникшие к моменту его издания общественные отношения, а как максимум — регулировать отношения, которые возникнут в будущем. В этой связи вызывают недоумение ситуации, когда при наличии неразрешенных проблем в общественных отношениях принимаются НПА, в которых эти проблемы не находят отражения. Одной из таких проблем является применение актов формы С-2а для приемки строительных работ.

Вашкевич Игорь

начальник юридического отдела КУП «Управление дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома»

1125 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.07.2018 № 29 (далее — постановление № 29) утверждена Инструкция о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (далее — Инструкция № 29). Данный документ применяется при выполнении строительных и иных специальных монтажных работ (далее — строительные работы) на территории Республики Беларусь по объектам строительства независимо от источников финансирования строительства и форм собственности заказчиков и подрядчиков.

Формы актов и их применение

Постановлением № 29 утверждены формы 4 актов, случаи применения которых описаны в таблице.

Акт сдачи-приемки как первичный учетный документ

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» учетная политика организации может включать самостоятельно разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов.

Справочно:
Формы актов (С-2, С-2а, С-2б, С-2в) установлены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 13.

Однако в силу ч. 4 п. 1 Инструкции № 29 формы актов, которые были разработаны организациями самостоятельно, при выполнении строительных работ на территории Республики Беларусь применяться не могут. Вместе с тем в формы актов допускается вносить без нарушения структуры установленной формы иную информацию, не противоречащую законодательству и применяемой системе ценообразования на строительные работы.

Акты являются первичными учетными документами, подтверждающими на-именование, количество и стоимость выполненных и принятых работ, и составляются участниками хозяйственной операции.

Постановление № 29 устанавливает связь между формой акта и совершением конкретной хозяйственной операции. Участникам не предоставляется право произвольно применять иные формы актов, не относящиеся непосредственно к совершаемой хозяйственной операции.

Согласно подп. 1.10 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

Таким образом, по нашему мнению, постановление № 29 увязывает юридическую силу составленного акта, как первичного учетного документа, с действительностью совершенной хозяйственной операции.

Проблемы применения различных форм актов

Акт формы С-2б визируется представителем технического надзора заказчика в части подтверждения количества принятых работ. По соглашению сторон в случаях, предусмотренных договором строительного подряда, в акты формы С-2б включаются не полностью законченные работы, предусмотренные графиком строительства (производства работ), при условии, что можно определить их количество. Таким образом, от представителя технического надзора требуется определить, какая часть работ (полностью или частично) выполнена.

На практике представители заказчика зачастую требуют от подрядчиков дополнительно к актам формы С-2б предоставлять акты формы С-2а, которые применяются для сдачи-приемки работ по текущему ремонту, а также при выполнении дополнительных работ.

Официальной причиной такого требования является необходимость более точного определения объемов части выполненных работ, а неофициальной — возможные последующие претензии контролирующих органов к заказчику в части оплаты невыполненных объемов работ.

В постановлении коллегии Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2016 № 224 «О внедрении в практику строительства неизменных договорных (контрактных) цен» (далее — постановление № 224) декларировано, что в случае формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объекта в соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее — Положение № 1553), и применения актов формы С-2б заказчики не вправе требовать дополнительного представления формы С-2а.

Однако судебная практика свидетельствует о том, что требование заказчика предоставлять акты формы С-2а наряду с актами формами С-2б рассматривается как проявление «свободы договора».

При этом, по нашему мнению, игнорируются положения ст. 392 ГК, согласно которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством.

Например, в одном из судебных постановлений по спору между подрядчиком и заказчиком о выплате неизменной контрактной цены, мотивируя отказ об удовлетворении исковых требований, указывалось, что в отсутствие актов формы С-2а «заказчик не имел возможности иным способом определить объем выполненных работ». То обстоятельство, что, как следовало из буквального определения предусмотренных законодательством форм первичных учетных документов в строительстве, в ходе выполнения работ на объекте имело место выполнение дополнительных работ на сумму, равную стоимости тех же работ, выполненных на объекте в соответствии с утвержденной проектной документацией, суд признал не имеющим значения для дела и не влияющим на решение суда.

К сожалению, постановление № 224 не рассматривается заказчиками как обязывающее, поскольку оно не зарегистрировано как нормативный правовой акт.

Отличие акта формы С-2б от акта формы С-2а состоит в том, что форма С-2б учитывает достижение конечного результата или процента от результата. В свою очередь форма С-2а учитывает только фактически произведенные действия, обеспечивающие выполнение работ по достижению конечного результата. Сложившаяся практика предоставления формы С-2а для контроля объема выполненных работ на практике превращает указанную в договоре неизменную договорную цену в правовую фикцию.

Приемка дополнительных работ

Согласно ч. 3 п. 9 Инструкции № 29 к дополнительным работам, приемка которых осуществляется с оформлением акта формы С-2а, относятся работы, не предусмотренные проектной документацией на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе строительства и оплата которых осуществляется заказчиком за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

Из буквального прочтения нормы можно сделать вывод, что дополнительные работы оплачиваются в рамках сводного сметного расчета утвержденной проектно-сметной документации.

Случаи, когда стоимость дополнительных работ выходит за рамки резерва средств на непредвиденные работы и затраты, Инструкцией № 29 не оговорены. Можно предполагать, что форма акта С-2а также применима для дополнительных работ, выполненных сверх сметы.

Уменьшение неизменной цены

Определенную настороженность вызывает возможная практика применения ч. 7 п. 10 Инструкции № 29, в силу которой при заполнении формы С-2б в строке «Сумма корректировки неизменной договорной (контрактной) цены» указываются суммы увеличения или уменьшения неизменной договорной (контрактной) цены по основаниям, предусмотренным в договоре строительного подряда в соответствии с абз. 4 ч. 1 п. 10 Положения № 1553.

В ч. 7 п. 10 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда» со ссылкой на п. 73 Правил № 1450 указывается, что в процессе исполнения договора заказчик или подрядчик имеет право требовать изменения существенных условий договора в случаях существенного увеличения стоимости строительства объекта (выполнения строительных работ) вследствие внесения заказчиком изменений в проектную документацию или изменения налогового законодательства. Согласно п. 10 Правил № 1450 договорная (контрактная) цена относится к существенным условиям договора.

Справочно:
Согласно абз. 4 ч. 1 п. 10 Положения № 1553 неизменная цена корректируется в том числе в случаях изменения по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации.

Кроме того, в п. 6 ст. 663 ГК закреплено, что подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены (твердой сметы), а заказчик — ее уменьшения, в том числе и в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащей выполнению работы или необходимых для этого расходов.

Таким образом, случаи уменьшения неизменной контрактной цены законодательно не закреплены, что на практике предоставляет заказчику возможность толковать в свою пользу словосочетание «в случаях изменения по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации».

Упоминание в ч. 7 п. 10 Инструкции № 29 о возможности уменьшения неизменной договорной (контрактной) цены противоречит приведенной норме ст. 663 ГК и создает предпосылки для будущих конфликтов между заказчиком и подрядчиком.

1125 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме