Содержание:
Кодекс разработан во исполнение положений Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». В соответствии с положениями указанного документа целями разработки Кодекса являются:
1) совершенствование и упрощение требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
2) минимизация административных процедур и вмешательства государственных органов в строительную деятельность;
3) дальнейшее сокращение, упорядочение и консолидация требований технических нормативных правовых актов к строительству объектов;
4) повышение ответственности субъектов строительной деятельности за выполнение своих функций.
Кодекс объединил в себе практически все основное правовое регулирование строительной отрасли в Республике Беларусь.
Терминология
В большей части в Кодекс включены термины, которые в настоящее время содержатся в Законе № 300-З. Также в Кодекс включены термины, установленные в иных НПА, технических нормативных правовых актах, такие как «инвестор», «научно-проектная документация на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях» и пр. Фактически в Кодексе собраны и актуализированы практически все термины, используемые в строительной деятельности.
В ст. 1 Кодекса также введены новые термины, в частности «модернизация объекта», «техническая модернизация объекта», «ремонтно-реставрационные работы» и пр.
Установление принципов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
Принципы, которые на сегодняшний день закреплены в Законе № 300-З, нашли свое отражение в Кодексе, однако претерпели некоторые изменения и были дополнены.
Кодекс содержит достаточно развернутый перечень общественных отношений, которые подпадают под его регулирование. В частности, это отношения, связанные:
- с аттестацией юридических лиц, аттестацией специалистов;
- проведением организационно-технических мероприятий;
- возведением, реконструкцией, модернизацией, технической модернизацией, ремонтом объектов, ремонтно-реставрационными работами;
- консервацией объектов незавершенного строительства;
- технической оценкой пригодности строительных материалов, строительных изделий;
- ответственностью за нарушение законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
ГИС «Госстройпортал»
Важным нововведением в строительной сфере является цифровизация процессов. Кодекс предполагает создание государственной информационной системы «Госстройпортал» (ГИС «Госстройпортал»). Действующим законодательством в сфере строительства такие вопросы не были урегулированы.
Согласно Кодексу пользователями ГИС «Госстройпортал» являются субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Кодексом определено, что ГИС «Госстройпортал» размещается на базе республиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений. Данный портал учитывает требования по защите информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения), копирования, распространения и (или) предоставления информации, блокирования неправомерного доступа к ней, а также от иных неправомерных действий с момента ее поступления в ГИС «Госстройпортал» и до момента ее передачи в соответствующий информационный ресурс (систему).
Аттестация юридических лиц, ИП и специалистов
В настоящее время вопросы аттестации в строительстве регулируются:
- Положением об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений;
- Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений.
Указанные Положения утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252.
К основным нововведениям в сфере аттестации юридических лиц, специалистов и ИП в строительстве относятся:
1) пересмотр некоторых процедурных сроков, в частности:
- срок рассмотрения документов, предоставленных заявителем, уполномоченной организацией, — 10 рабочих дней со дня получения заявления о получении аттестата;
- срок уведомления заявителя о результатах аттестации — 7 рабочих дней со дня принятия Министерством архитектуры и строительства решения о выдаче или об отказе в выдаче аттестата заявителю;
2) процедура электронного оформления аттестатов соответствия и квалификационных аттестатов;
3) при реорганизации юридического лица путем разделения или выделения для вновь созданного юридического лица, планирующего осуществлять строительную деятельность, получение аттестата соответствия является обязательной процедурой до начала выполнения работ.
Изменения в части разрешительной документации
В соответствии с п. 1 ст. 66 Кодекса к видам строительства, в отношении которых необходимо получение разрешительной документации, относятся:
- возведение;
- реконструкция;
- снос;
- ремонтно-реставрационные работы.
В настоящее время разрешительная документация требуется также на выполнение работ по реставрации, благоустройству, в том числе по установке зарядных станций для электромобилей.
Некоторые изменения претерпел также перечень случаев, при которых разрешительная документация не требуется, в частности:
- работы по модернизации;
- возведение дач, хозяйственных строений и сооружений на земельных участках, предоставленных для дачного строительства.
Из указанного выше перечня исключены:
- военное строительство;
- переустройство и (или) перепланировка квартир в многоквартирных жилых домах;
- реконструкция жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах;
- переустройство и (или) перепланировка, реконструкция одноквартирных, блокированных жилых домов, в том числе жилого и (или) нежилого помещений в их составе, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории;
- снос пустующего жилого дома не выше двух этажей и (или) хозяйственных построек, являющихся его принадлежностями;
- выполнение работ по подключению существующих потребителей к инженерной инфраструктуре в случае отсутствия необходимости в выполнении строительно-монтажных работ.
Изменения в строительной деятельности
Изменения коснулись, в частности, самого определения термина «строительная деятельность»: действующая редакция дополнена выполнением изыскательских работ, исключены работы по благоустройству объектов.
Закреплен перечень документов, которые не требуются при проведении текущего ремонта:
- предпроектная (предынвестиционная) и проектная документация;
- разрешительная документация на строительство;
- аттестаты соответствия, квалификационные аттестаты;
- свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля;
- декларации безопасности на строительные работы.
Кодексом определен термин «объект-долгострой» — это объект незавершенного строительства, строительная деятельность по которому осуществляется более 3 лет, за исключением объектов, по которым срок выполнения строительно-монтажных работ составляет более 3 лет.
Также Кодексом введен термин «неиспользуемый объект» для целей выполнения работ по сносу. В соответствии с положениями Кодекса это объект, введенный в эксплуатацию, его часть, не используемые по своему назначению более 9 месяцев суммарно в течение 12 предшествующих календарных месяцев в хозяйственном обороте, предпринимательской деятельности либо путем предоставления такого объекта, его части в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.
Кодексом установлены нормы, регулирующие упрощенный порядок возведения и реконструкции объектов строительства, определен упрощенный порядок возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и нежилых капитальных построек 5-го класса сложности.
Вопросам приостановления строительства, консервации и расконсервации объекта незавершенного строительства посвящена отдельная глава Кодекса (глава 24).
Справочно.
В настоящее время вопросы приостановления строительства, консервации и расконсервации регулируются ст. 62 Закона № 300-З, а также ТКП 45-1.03-165-2009 (02250) «Консервация строящихся объектов. Правила проведения».
Кроме того, уточнен порядок при-остановления строительства, в частности (п. 2 ст. 100 Кодекса):
- при строительстве объекта сроком до одного года — не более двух раз в течение срока строительства;
- при строительстве объекта сроком от одного года до двух лет — не более трех раз в течение срока строительства;
- при строительстве объекта сроком свыше двух лет — не более четырех раз в течение срока строительства.
Приемка объектов в эксплуатацию
В настоящее время вопросы приемки объектов в эксплуатацию регулируются:
Нормативное регулирование приемки объектов строительства в эксплуатацию значительно оптимизировано: для регулирования касающихся ее вопросов в Кодексе отведено 10 статей.
Кодексом устанавливается, что приемка объекта в эксплуатацию осуществляется на предмет соответствия возведенного объекта проектной документации, разработанной для его строительства. Также предусматривается ответственность за нарушение порядка приемки объекта в эксплуатацию, в том числе за отказ от подписания акта приемки и непредставление обоснования такого отказа, а также за передачу в эксплуатацию объекта без его приемки в эксплуатацию либо с нарушением такого порядка.
Объединение и систематизирование законодательства, его кодификация в строительной сфере являются существенным шагом в развитии нормативного регулирования отрасли, значительно упрощающим как работу юристов, так и руководителей организаций, работающих в сфере строительства.