Вы на портале

Новые подходы в нормативном регулировании строительной деятельности

Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З

22 июля 2023 г. был опубликован Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З (далее — Кодекс), основные положения которого вступают в силу с 23 июля 2024 г.

Кодификация нормативного регулирования строительной деятельности — важный этап для всех лиц, так или иначе вовлеченных в строительную сферу, поскольку является предпосылкой для выделения строительного права в качестве подотрасли права.

Филипишин Александр
Филипишин Александр

Адвокат Минской областной специализированной юридической консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

Киндер Марианна
Киндер Марианна

Юрист ООО «Эс Би Эйч Ло Оффисис»

333 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:



Кодекс разработан во исполнение положений Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». В соответствии с положениями указанного документа целями разработки Кодекса являются:

1) совершенствование и упрощение требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

2) минимизация административных процедур и вмешательства государственных органов в строительную деятельность;

3) дальнейшее сокращение, упорядочение и консолидация требований технических нормативных правовых актов к строительству объектов;

4) повышение ответственности субъектов строительной деятельности за выполнение своих функций.

Кодекс объединил в себе практически все основное правовое регулирование строительной отрасли в Республике Беларусь.

Терминология

В большей части в Кодекс включены термины, которые в настоящее время содержатся в Законе № 300-З. Также в Кодекс включены термины, установленные в иных НПА, технических нормативных правовых актах, такие как «инвестор», «научно-проектная документация на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях» и пр. Фактически в Кодексе собраны и актуализированы практически все термины, используемые в строительной деятельности.

В ст. 1 Кодекса также введены новые термины, в частности «модернизация объекта», «техническая модернизация объекта», «ремонтно-реставрационные работы» и пр.

Установление принципов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

Принципы, которые на сегодняшний день закреплены в Законе № 300-З, нашли свое отражение в Кодексе, однако претерпели некоторые изменения и были дополнены.

Кодекс содержит достаточно развернутый перечень общественных отношений, которые подпадают под его регулирование. В частности, это отношения, связанные:

  • с аттестацией юридических лиц, аттестацией специалистов; 
  • проведением организационно-технических мероприятий; 
  • возведением, реконструкцией, модернизацией, технической модернизацией, ремонтом объектов, ремонтно-реставрационными работами; 
  • консервацией объектов незавершенного строительства; 
  • технической оценкой пригодности строительных материалов, строительных изделий; 
  • ответственностью за нарушение законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

ГИС «Госстройпортал»

Важным нововведением в строитель­ной сфере является цифровизация процессов. Кодекс предполагает создание государственной информационной сис­темы «Госстройпортал» (ГИС «Госстройпортал»). Действующим законодательством в сфере строительства такие вопросы не были урегулированы.

Согласно Кодексу пользователями ГИС «Госстройпортал» являются субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Кодексом определено, что ГИС «Госстройпортал» размещается на базе рес­публиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений. Данный портал учитывает требования по защите информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения), копирования, распространения и (или) предоставления информации, блокирования неправомерного доступа к ней, а также от иных неправомерных действий с момента ее поступления в ГИС «Госстройпортал» и до момента ее передачи в соответствующий информационный ресурс (систему).

Аттестация юридических лиц, ИП и специалистов

В настоящее время вопросы аттестации в строительстве регулируются:

  • Положением об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений;
  • Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений.

Указанные Положения утверждены постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 21.03.2014 № 252.

К основным нововведениям в сфере аттестации юридических лиц, специалистов и ИП в строительстве относятся:

1) пересмотр некоторых процедурных сроков, в частности:

  • срок рассмотрения документов, предоставленных заявителем, уполномоченной организацией, — 10 рабочих дней со дня получения заявления о получении аттестата;
  • срок уведомления заявителя о результатах аттестации — 7 рабочих дней со дня принятия Министерством архитектуры и строительства решения о выдаче или об отказе в выдаче аттестата заявителю;

2) процедура электронного оформления аттестатов соответствия и квалификационных аттестатов;

3) при реорганизации юридического лица путем разделения или выделения для вновь созданного юридического лица, планирующего осуществлять строительную деятельность, получение аттестата соответствия является обязательной процедурой до начала выполнения работ.

Изменения в части разрешительной документации

В соответствии с п. 1 ст. 66 Кодекса к видам строительства, в отношении которых необходимо получение разрешительной документации, относятся:

  • возведение;
  • реконструкция;
  • снос;
  • ремонтно-реставрационные работы.

В настоящее время разрешительная документация требуется также на выполнение работ по реставрации, благоустройству, в том числе по установке зарядных станций для электромобилей.

Некоторые изменения претерпел также перечень случаев, при которых разрешительная документация не требуется, в частности:

  • работы по модернизации;
  • возведение дач, хозяйственных строений и сооружений на земельных участках, предоставленных для дачного строительства.

Из указанного выше перечня исключены:

  • военное строительство;
  • переустройство и (или) перепланировка квартир в многоквартирных жилых домах;
  • реконструкция жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах;
  • переустройство и (или) перепланировка, реконструкция одноквартирных, блокированных жилых домов, в том числе жилого и (или) нежилого помещений в их составе, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории;
  • снос пустующего жилого дома не выше двух этажей и (или) хозяйственных построек, являющихся его принадлежностями;
  • выполнение работ по подключению существующих потребителей к инженерной инфраструктуре в случае отсутствия необходимости в выполнении строительно-монтажных работ.

Изменения в строительной деятельности

Изменения коснулись, в частности, самого определения термина «строительная деятельность»: действующая редакция дополнена выполнением изыскательских работ, исключены работы по благоустройству объектов.

Закреплен перечень документов, которые не требуются при проведении текущего ремонта:

  • предпроектная (предынвестиционная) и проектная документация;
  • разрешительная документация на строительство;
  • аттестаты соответствия, квалификационные аттестаты;
  • свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля;
  • декларации безопасности на строительные работы.

Кодексом определен термин «объект-долгострой» — это объект незавершенного строительства, строительная деятельность по которому осуществляется более 3 лет, за исключением объектов, по которым срок выполнения строительно-монтажных работ составляет более 3 лет.

Также Кодексом введен термин «неиспользуемый объект» для целей выполнения работ по сносу. В соответствии с положениями Кодекса это объект, введенный в эксплуатацию, его часть, не используемые по своему назначению более 9 месяцев суммарно в течение 12 предшествующих календарных месяцев в хозяйственном обороте, предпринимательской деятельности либо путем предоставления такого объекта, его части в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

Кодексом установлены нормы, регулирующие упрощенный порядок возведения и реконструкции объектов строительства, определен упрощенный порядок возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и нежилых капитальных построек 5-го класса сложности.

Вопросам приостановления строительства, консервации и расконсервации объекта незавершенного строительства посвящена отдельная глава Кодекса (глава 24).

Справочно.
В настоящее время вопросы приостановления строительства, консервации и расконсервации регулируются ст. 62 Закона № 300-З, а также ТКП 45-1.03-165-2009 (02250) «Консервация строящихся объектов. Правила проведения».

Кроме того, уточнен порядок при-остановления строительства, в частнос­ти (п. 2 ст. 100 Кодекса):

  • при строительстве объекта сроком до одного года — не более двух раз в течение срока строительства;
  • при строительстве объекта сроком от одного года до двух лет — не более трех раз в течение срока строительства;
  • при строительстве объекта сроком свыше двух лет — не более четырех раз в течение срока строительства.

Приемка объектов в эксплуатацию

В настоящее время вопросы приемки объектов в эксплуатацию регулируются:

Нормативное регулирование приемки объектов строительства в эксплуатацию значительно оптимизировано: для регулирования касающихся ее вопросов в Кодексе отведено 10 статей.

Кодексом устанавливается, что приемка объекта в эксплуатацию осуществляется на предмет соответствия возведенного объекта проектной документации, разработанной для его строительства. Также предусматривается ответственность за нарушение порядка приемки объекта в эксплуатацию, в том числе за отказ от подписания акта приемки и непредставление обоснования такого отказа, а также за передачу в эксплуатацию объекта без его приемки в эксплуатацию либо с нарушением такого порядка.

Объединение и систематизирование законодательства, его кодификация в строительной сфере являются существенным шагом в развитии нормативного регулирования отрасли, значительно упрощающим как работу юристов, так и руководителей организаций, работающих в сфере строительства.

333 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме