Ответ: Приемка объекта в эксплуатацию без включения в состав приемочной комиссии представителей подрядчика в данном случае не допускается.
Согласно ч. 1 п. 18 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716 (далее – Положение о приемке), в состав приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов, за исключением указанных в ч. 4 настоящего пункта, включаются представители застройщика (заказчика и подрядчика — в случае заключения договора строительного подряда), разработчика проектной документации, эксплуатационной организации при ее наличии, местного исполнительного и распорядительного органа.
В случае отсутствия в составе приемочной комиссии указанных представителей приемка объекта в эксплуатацию не допускается.
Поскольку в предложенной ситуации договор строительного подряда все же был заключен, представители подрядчика в обязательном порядке должны быть включены в состав приемочной комиссии по приемке объекта в эксплуатацию.
Вопрос 2: Как поступить в том случае, если представители подрядчика уже включены в состав приемочной комиссии?
Ответ: В данном случае целесообразно рассмотреть возможность «мотивировать» членов комиссии подписать акт или отказ путем привлечения к административной ответственности или заменить состав приемочной комиссии.
Следует обратить внимание, что «уклонение» представителей подрядчика от подписания акта приемки в эксплуатацию объекта строительства является основанием для привлечения их к административной ответственности по ч. 1 и 2 ст. 22.5 КоАП:
1. Нарушение председателем, членами приемочной комиссии установленного порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса), за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 22.5 КоАП, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 6 до 15 базовых величин.
Также заказчик может предъявить подрядчику следующие требования:
- об уплате неустойки за нарушение подрядчиком обязательств в рамках приемки объекта строительства в эксплуатацию (если такая неустойка предусмотрена условиями договора);
- о возмещении убытков, причиненных уклонением представителей подрядчика от подписания акта приемки в эксплуатацию объекта строительства (в случае их наличия).
Таким образом, «уклонение» представителей подрядчика от подписания акта приемки в эксплуатацию объекта строительства может повлечь негативные последствия и для самого подрядчика.
Согласно п. 16 Положения о приемке приемочные комиссии назначаются заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией путем принятия соответствующего решения (приказа, постановления, распоряжения), в котором указываются состав приемочной комиссии, ее председатель, назначаемый из числа ее членов, устанавливаются даты начала и окончания работы комиссии.
Объекты, по которым сроки утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию истекли, считаются непринятыми, и по ним приемочные комиссии назначаются повторно (ч. 2 п. 8 Положения о приемке).
Соответственно, в представленной ситуации, если не удалось добиться результата вышеописанными способами, после окончания срока, на который была создана приемочная комиссия, заказчик вправе назначить новую комиссию, включив в ее состав иных представителей подрядчика.