Содержание:
Каковы отличия постановления № 69 от постановления № 73?
Отметим, что постановление № 69 приостановило до 1 января 2023 г. действие постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.07.2021 № 73 «О порядке регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции» (далее — постановление № 73).
Справочно.
Постановление № 69 вступило в силу с 18.07.2022 и действует до 01.01.2023. С текстом постановления № 69 можно ознакомиться по короткой ссылке clck.ru/sb7fs.
Напомним, что постановление № 73 регулировало цены на строительные материалы, изделия, конструкции по перечню согласно приложению к данному постановлению, используемые при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также при строительстве жилых домов.
В отличие от постановления № 73 постановлением № 69 предусматриваются:
1. Новый перечень материалов, изделий и конструкций (далее — товары), цены на которые относятся к регулируемым. Данный перечень утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2022 № 447 «О регулировании цен» (далее — Перечень № 447), и он значительно шире перечня согласно приложению к постановлению № 73. Перечень теперь определяется кодом общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее — ОКРБ). Товары, не попадающие в данный перечень, не попадают под регулирование постановления № 69. При наличии затруднений при определении кода производимых, реализуемых товаров субъекты хозяйствования могут обращаться за разъяснениями по вопросам применения ОКРБ 007-2012 в отдел каталогизации и государственной регистрации технических условий Научно-производственного республиканского унитарного предприятия «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации».
Справочно.
С текстом постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2022 № 447 «О регулировании цен» можно ознакомиться по короткой ссылке clck.ru/sb7ye.
2. Регулирование не только цен на товары, предназначенные для использования при строительстве объектов, но также и при производстве материалов для строительства, независимо от источников финансирования. Иными словами, если из производимого материала будет в дальнейшем производиться материал (конструкция, изделие), также попавший в Перечень № 447, то новый порядок регулирования цен распространяется на всю цепочку — от производителя. Если же в дальнейшем будет производиться материал (конструкция, изделие), не попавший в Перечень № 447, то цены не регулируются.
3. Формирование цены на товар с учетом или без учета расходов по его транспортировке до пункта разгрузки, определенного договором.
4. Подтверждение установленных цен экономическими расчетами, осуществляемыми производителями и субъектами оптовой торговли.
5. Необходимость расчета и соблюдения предельного уровня роста цен.
Таким образом, если производимые или реализуемые на внутреннем рынке товары попали в Перечень № 447 и предназначаются для строительства независимо от источников финансирования, то субъекты хозяйствования по всей цепочке продаж должны соблюдать предельные уровни рентабельности или надбавок к отпускным ценам производителей или импортеров. Данное правило не распространяется на субъектов, осуществляющих розничную торговлю (п. 1 постановления № 69).
Также ограничение по рентабельности и надбавкам не применяется при формировании цен на товары, реализуемые по внешнеторговому договору, а также на товары, реализуемые субъекту торговли для дальнейшей реализации по внешнеторговому договору (п. 4 постановления № 69).
Справочно.
Внешнеторговый договор — валютный договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, имущества в аренду, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, возмездное выполнение работ, оказание услуг (абз. 3 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке исполнения внешнеторговых договоров»).
Какие ограничения установлены для производителей, подрядчиков, импортеров, посредников?
Постановлением № 69 для производителя предусмотрены следующие ограничения по применению предельного максимального норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на товары от плановой себестоимости, в зависимости от дальнейшей цели использования товара:
- 20 % для строительства объектов;
- 20 % для производства товаров;
- 15 % при реализации субъектам оптовой торговли для дальнейшей реализации для строительства объектов и производства материалов.
При выполнении функции подрядчика (за исключением строительства хозяйственным способом) норматив рентабельности составляет 20 % к плановой себестоимости производства.
Важно!
Если производитель реализует товары в свою розничную сеть или субъектам розничной торговли, то ограничения по постановлению № 69 не применяются ко всем субъектам в цепочке, включая производителя.
При определении термина «строительство» следует обращаться к определениям, установленным Законом № 300-З.
Так, строительство — это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З).
Иными словами, в категорию «строительство» помимо нового строительства включаются реконструкция, капитальный, текущий ремонт, что влечет необходимость соблюдения норм постановления № 69 и при организации указанных процессов.
Для импортеров повышена предельная максимальная надбавка к контрактной цене и расходам по импорту (таможенным пошлинам и сборам, страхованию груза, транспортным расходам), и теперь она составляет 15 % (подп. 1.3 п. 1 постановления № 69).
Для посредников, осуществляющих оптовую торговлю, сохранен размер общей на всех предельной максимальной оптовой надбавки к отпускным ценам, сформированным производителями или импортерами, — 10 % (подп. 1.4 п. 1 постановления № 69).
Каков порядок установления и применения регулируемых цен?
Постановлением № 69 утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на товары (далее — Инструкция).
Так, для производителей, как и ранее, установлена обязанность составления плановых калькуляций с расшифровкой статей затрат (пп. 3,8 Инструкции). Импортеры отпускные цены должны подтверждать экономическими расчетами (п. 8 Инструкции). А для посредников ввели обязанность с 18 июля 2022 г. составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень применяемой надбавки.
Вызвано это новым порядком ценообразования, предусматривающим применение уровня надбавок к отпускной цене, при этом фактические расходы по транспортировке до пункта разгрузки, указанного в договоре, добавляются к цене, рассчитанной оптовиком от отпускной цены производителя или импортера (п. 5 Инструкции).
Аналогично затраты по доработке, фасовке товаров и т.п., затраты посредника суммируются к цене, рассчитанной с учетом своей надбавки от отпускной цены производителя или импортера (п. 6 Инструкции).
При этом все субъекты хозяйствования, формирующие цены по постановлению № 69, помещают их в прейскурант (абз. 7 п. 8 Инструкции).
В случае реализации товаров по ценам с учетом предоставляемой скидки, а также при реализации товаров по разовым (индивидуальным) заказам отпускные цены согласовываются с покупателями в протоколах согласования цены или в договорах поставки (изготовления) товара (п. 11 Инструкции).
Отметим, что в накладных на отгрузку теперь следует указывать:
- код товара согласно ОКРБ 007-2012;
- отпускную цену производителя (импортера);
- процент оптовой надбавки к цене производителя либо импортера (суммарную надбавку всех звеньев поставок);
- включенную в цену товара стоимость услуг по его транспортировке до пункта разгрузки, определенного договором (п. 14 Инструкции). Необходимо обратить внимание, что указываются транспортные расходы, понесенные продавцом при продаже товара, а не расходы по приобретению.
Как следует из приведенных норм, формирование цен осуществляется на основании информации о цели приобретения товара, указываемой в документах на закупку товаров и (или) в договорах поставки (купли-продажи), о чем прямо говорится в п. 13 Инструкции.
Что указывать в договорах?
Чтобы соблюсти новый порядок регулирования цен, субъектам хозяйствования необходимо прописывать в договорах цели исходя из указанных в постановлении № 69, например:
- для строительства;
- для производства материалов для строительства объектов, попадающих в Перечень № 447;
- для последующей реализации для использования при строительстве объектов и (или) при производстве материалов для строительства.
Справочно.
Договоры, заключенные и не исполненные до 18 июля 2022 г., подлежат приведению в соответствие с нормами постановления № 69 (ч. 2 п. 7 постановления № 69).
Отметим, что фраза «для собственного производства/потребления» в контексте постановления № 69 не решит вопрос участников сделки — попадет отгрузка под нормы данного постановления или нет, а также может привести к неправильному применению размера рентабельности или надбавки.
Если товар используется в иных целях (не для строительства), то в договоре можно указать, что приобретение и (или) последующая реализация покупателем товара для использования при строительстве объектов и (или) при производстве материалов для строительства запрещается. Тогда в договоре целесообразно предусмотреть, что продавец может потребовать у покупателя отчет об использовании товара в соответствии с целью, изначально указанной в договоре, с приложением копий подтверждающих документов, а также предусмотреть ответственность за нарушение данного условия и (или) цели использования товаров.
Справочно.
Ответственность за нарушение установленного порядка установления (формирования) цен и (или) применения цен и тарифов предусмотрена ст. 13.2 КоАП.
На что важно обратить внимание?
Кроме соблюдения предельных нормативов рентабельности и уровня надбавок субъектам хозяйствования необходимо проверить, не превышают ли цены, сформированные с 18 июля 2022 г., уровень цен на 1 января 2022 г., а в случае отсутствия товаров на эту дату — на дату первого установления (формирования). Превышение не должно быть более 30 %. В противном случае цены необходимо скорректировать с учетом указанного превышения.
Механизм пересчета нормами постановления № 69 и Инструкции не предусмотрен. Указано лишь, что сравнение цен на товары осуществляется исходя из назначения их использования, без учета затрат по их доставке до потребителя (п. 2 постановления № 69). То есть если на 01.01.2022 цена была сформирована с учетом транспортных расходов, то необходимо определить цену без их учета и сравнивать с новой ценой также без учета транспорта.