Оценка соблюдения руководителем организации критериев, предусмотренных Декретом № 5 - jvs

Оценка соблюдения руководителем организации критериев, предусмотренных Декретом № 5

Как следует из Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5), основными критериями оценки работы руководителей организаций государственной и частной форм собственности являются обеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями, надлежащие условия труда работников. На практике возникает множество спорных вопросов, касающихся объективной оценки соблюдения руководителем вышеуказанных критериев, а также документального оформления такой оценки.

Самосейко Владимир

Юрист, магистр права

1099 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Дополнительно к особенностям труда руководителя организации, содержащимся в гл. 18 ТК, Декретом № 5 был введен документ, который обязательно применим к руководителям организации, — оценка соблюдения определенных критериев.

Оценка соблюдения критериев, закрепленных в п. 1 Декрета № 5 (далее — оценка соблюдения критериев), исходя из п. 2 Декрета № 5 составляется в 3 случаях:

1) при аттестации руководителей организаций;

2) при продлении контрактов с руководителями организаций;

3) при заключении контрактов на новый срок с руководителями организаций.

Справочно. 
Если буквально применять норму п. 2 Декрета № 5, то получается, что в отношении руководителей организации, с которыми заключены не контракты, а иные виды трудовых договоров, оценку необходимо проводить только при их аттестации.

Непосредственно в Декрете № 5 указаны только 3 характеристики оценки соблюдения критериев:

1) она оформляется документально, то есть в виде отдельного (самостоятельного) документа;

2) хранится в личном деле руководителя организации;

3) в ней отражаются результаты оценки критериев, предусмотренных Декретом № 5. 

Конкретизация критериев оценки

На практике юристы сразу столкнулись с вопросом: как оценивать соблюдение критериев, определенных в Декрете № 5? При этом средства оценки соблюдения критериев, установленных п. 1 Декрета № 5, должны быть объективными, чтобы при проведении такой оценки не возникали споры. 

Описание критериев, указанных в п. 1 Декрета № 5

* Определение трудовой дисциплины закреплено в ст. 193 ТК.

В подп. 4.1 п. 4 Декрета № 5 закреплено, что руководители организаций под свою персональную ответственность обязаны обеспечить, в частности, закрепление в должностных (рабочих) инструкциях работников с учетом специфики их трудовых функций обязанностей по соблюдению технологических регламентов и нормативов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), требований производственного процесса, технологии изготовления продукции (работ, услуг), а также по поддержанию чистоты и порядка на территории организации и непосредственно на рабочем месте работника. 

Таким образом, в должностных (рабочих) инструкциях работников должны быть закреплены 3 блока обязанностей:

1) по соблюдению технологических регламентов и нормативов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг);

2) соблюдению требований производственного процесса, технологии изготовления продукции (работ, услуг);

3) поддержанию чистоты и порядка на территории организации и непосредственно на рабочем месте работника.

Закрепление на локальном уровне порядка и условий оценки работы руководителя организации

В последнее время организации все чаще с целью объективной оценки составляют отдельный документ (локальный нормативный правовой акт, утверждаемый лицом или органом, уполномоченным заключать контракт с руководителем организации (например, в хозяйственных обществах — общим собранием участников)), в котором прописывают (детализируют) критерии, определенные в Декрете № 5, указывая, что считается удовлетворительным, а что — нет (применительно к конкретной организации).

Фрагмент локального нормативного правового акта  по определению степени соблюдения критериев, закрепленных в Декрете № 5

Разработка формы документа «Оценка соблюдения критериев»

Поскольку действующее законодательство, даже отраслевое, на данный момент времени не содержит ни унифицированной, ни примерной формы оценки как документа, то при ее составлении руководствуются общими правилами делопроизводства. 

При этом на практике имеют место случаи, когда разрабатывают форму такого документа, единую для всех трех случаев его составления (то есть при аттестации, заключении и продлении контракта), а также трех различных форм в зависимости от конкретного кадрового действия.

Вариант оформления оценки соблюдения руководителем организации критериев

1099 Shape 1 copy 6Created with Avocode.