Содержание:
Для того чтобы понять, обязательно ли постановление № 8 к применению, в первую очередь необходимо определить, к какому типу актов оно относится. Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З) выделяет 3 типа актов: нормативные правовые, ненормативные правовые и локальные. Разберем каждый из них по отдельности.
Нормативные правовые акты
Согласно п. 8 ст. 2 Закона № 130-З нормативный правовой акт (далее – НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение.
Из указанного определения следует, что НПА является обязательным для исполнения всеми субъектами. Рассмотрим, является ли постановление № 8 нормативным правовым актом. Как следует из пп. 9,13 ст. 2 Закона № 130-З, принятие НПА – один из этапов нормотворческой деятельности, осуществляемой в ходе нормотворческого процесса.
В соответствии со ст. 36 Закона № 130-З нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из отдельных стадий, в том числе:
- принятие (издание) НПА;
- включение НПА в Национальный реестр правовых актов (далее – НРПА);
- официальное опубликование НПА.
Согласно п. 1 ст. 60 Закона № 130-З НПА подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном данным Законом и иными законодательными актами. Постановление № 8 на момент настоящей публикации не было зарегистрировано в НРПА и не было опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. Следовательно, оно не является нормативным правовым актом.
Ненормативные правовые акты
В п. 1 ст. 4 Закона № 130-З определено, что ненормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который не содержит норм права и в целях применения действующих норм права устанавливает обязательные предписания распорядительного и (или) организационного характера, в том числе в отношении индивидуально определенных лиц (изменяет или прекращает действие этих предписаний), и (или) рассчитан на однократное применение.
Постановление № 8 не соответствует определению ненормативного правового акта, так как:
- исходя из п. 2 ст. 1 Закона № 130-З и приведенного определения ненормативный правовой акт является индивидуальным, то есть рассчитан на применение определенным в акте кругом лиц. Постановление № 8 содержит общие нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц. Так, в соответствии с п. 2 данного постановления Методические указания распространяются на взаимоотношения генподрядных организаций и субподрядных организаций при строительстве объектов, сметная стоимость которых определена на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении;
- содержание постановления № 8 не относится к предписаниям распорядительного или организационного характера.
Таким образом, постановление № 8 не является ненормативным правовым актом.
Локальные акты
Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 130-З локальный акт – официальный документ, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), устанавливающий обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности данного нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций.
К локальным актам относятся акты, действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в том числе в случаях, если территориальные органы, подчиненные ему (входящие в его состав, систему) организации не определены непосредственно в текстах таких актов.
Организации, подчиненные Министерству архитектуры и строительства, а также хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Министерства архитектуры и строительства, перечислены в приложениях 1 и 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 973 «Вопросы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь» (далее – постановление № 973). Таким образом, постановление № 8 является локальным актом.
Обращаем внимание, что в преамбуле постановления № 8 указано, что оно принято на основании подп. 2.1 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72).
Согласно подп. 2.1 п. 2 Указа № 72 и приложению 1 к нему к компетенции Министерства архитектуры и строительства относится регулирование цен на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).
Таким образом, постановление № 8 обязательно для применения организациями, указанными в приложениях 1 и 2 к постановлению № 973, при строительстве объектов за счет средств, перечисленных в приложении 1 к Указу № 72 в разделе «Министерство архитектуры и строительства».
Ответственность за неисполнение постановления № 8
Пунктом 1 ст. 13.2 КоАП предусмотрено, что нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин.