Вы на портале

Содержание:

Вопрос 1: Строительные объекты находятся в Минской области, но в разных районах. Какое количество отчетов необходимо подать, если объектов строительства несколько?

Вопрос 2: На строительных объектах ведется обращение с ранее заявленными в инструкции отходами. Требуется ли согласовывать новую инструкцию? 

Вопрос 3: Субподрядчик выполняет работы по вырубке деревьев на земельном участке, предназначенном для строительства объекта. Кто будет нести расходы по перевозке отходов для переработки, захоронения: генподрядчик или субподрядчик? 

Вопрос 4: Проектом предусмотрена вырубка деревьев и кустарников при устройстве тротуаров. Имеется таксационный план, где указаны видовой состав, количество деревьев, кустарников и пр. Отходы образуются разных видов: сучья, ветки, прочие древесные отходы лесоразработок и вырубок, отходы корчевания пней. Каким образом определить количество образующихся отходов при их вырубке и как разделить их по видам? 

Вопрос 5: Возможен ли вывоз смешанных строительных отходов?



Вопрос 1: Строительные объекты находятся в Минской области, но в разных районах. Какое количество отчетов необходимо подать, если объектов строительства несколько?

Ответ: В п. 2 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30.09.2022 № 90, закреплено: «Юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, в структуре которых имеются подразделения, не имеющие отдельного баланса, расположенные на другой территории (район области, город областного подчинения, город Минск), составляют отдельный отчет по всем структурным подразделениям, не имеющим отдельного баланса, находящимся в пределах одной территории, при этом в графе 3 реквизита «Сведения о респонденте» указывается фактическое место нахождения данных подразделений (наименование района, города областного подчинения, город Минск)».

В этом пункте конкретизируется фактическое место нахождения объекта и перечислены варианты («наименование района, города областного подчинения, город Минск»), в которые можно объединять свои адреса. Соответственно, отчет требуется подавать за каждый район отдельно, так как в скобках нет варианта «область».

Другими словами, количество отчетов должно быть равным количеству районов страны, в которых осуществлялась деятельность, связанная с образованием отходов.

Пример. 

У организации «А» есть 4 строительных объекта, находящихся в Минской области: два строительных объекта в Несвижском районе, один объект в Минском районе и еще один объект в Крупском районе. Отчет подается за Минскую область или за каждый район отдельно? 

В Указаниях есть только три варианта: район, город областного подчинения, г. Минск. Поэтому отчета будет три, они подаются за Минский, Несвижский и Копыльский районы. Следует обратить внимание на то, что отчетов именно три, а не четыре: независимо от того, что в Несвижском районе было два объекта, так как они находятся в одном районе (не области), они объединяются в один отчет.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  • за область отчет подавать нельзя;
  •  количество отчетов зависит от количества районов (или областных городов), в которых осуществлялись работы в течение года;
  • если несколько объектов находятся на территории одного района, их нужно объединить в один отчет.

Вопрос 2:На строительных объектах ведется обращение с ранее заявленными в инструкции отходами. Требуется ли согласовывать новую инструкцию? 

Ответ: В соответствии с п. 21 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (в ред. постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.11.2019 № 42), новая инструкция по обращению с отходами разрабатывается в случаях изменения основных сведений о субъекте хозяйствования, его реорганизации, изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства.

Следовательно, если добавился адрес нового строительного объекта – это основание для разработки и согласования новой инструкции по обращению с отходами производства.

В связи с тем, что в прежней инструкции отсутствует адрес нового объекта, не конкретизированы отходы для этого объекта, нет карты-схемы источников образования отходов производства, а также отсутствует схема хранения отходов производства, без которой будет невозможно узнать, в правильном ли месте хранятся отходы.

Следует помнить, что согласование инструкций по обращению с отходами производства зависит от территориального признака:

  • Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды ‒ в случае осуществления деятельности по обращению с отходами производства на территории г. Минска;
  • областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды ‒ в случае осуществления деятельности по обращению с отходами производства на территории двух и более районов одной области;
  • районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды ‒ в случае осуществления деятельности по обращению с отходами производства на территории соответствующих районов и (или) городов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Из этого следует, что если есть согласованная в области инструкция и в этой же области появился новый строительный объект, можно взять прежнюю версию инструкции и добавить в нее новый адрес. Необходимо учесть, что, если объект находится в другом районе новой области, нужно разрабатывать отдельную инструкцию для этого объекта.

Обратите внимание, что разработка новой инструкции не зависит от того, сколько по длительности будут проводиться строительные работы, даже если деятельность на строительном объекте будет осуществляться три дня – требуется разрабатывать и согласовывать инструкцию, в которой будет указан этот строительный объект.

Вопрос 3: Субподрядчик выполняет работы по вырубке деревьев на земельном участке, предназначенном для строительства объекта. Кто будет нести расходы по перевозке отходов для переработки, захоронения: генподрядчик или субподрядчик? 

Ответ: Согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 271-З) право собственности на отходы приобретают:

  • производитель отходов ‒ с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
  • юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.

Таким образом, владельцем отходов производства является то юридическое лицо, чье имущество (техника, работники) образовали эти отходы производства. Следовательно, именно за этим юридическим лицом закреплено обязательство нести расходы по перевозке отходов для переработки, захоронения.

Однако, исходя из ст. 3 Закона № 271-З, право собственности на отходы можно закрепить в договоре оказания услуг и конкретизировать, кто будет ответственным за обращение с отходами производства. Поэтому в договор следует внести такой пункт: «Собственником отходов производства на площадке … является Заказчик/Исполнитель» (в зависимости от того, кто будет заниматься отходами).

Исходя из всего вышеизложенного, есть два варианта: при отсутствии пункта об отходах в договоре оказания услуг и при наличии такого пункта. В первом случае владельцем отходов, а следовательно, и обязанным нести расходы по перевозке отходов для переработки, захоронения является та сторона, чья техника и работники образовывают такие отходы. Во втором случае, когда есть пункт о праве собственности на отходы, владельцем отходов будет являться та сторона, на которую возложены эти обязанности.

Вопрос 4: Проектом предусмотрена вырубка деревьев и кустарников при устройстве тротуаров. Имеется таксационный план, где указаны видовой состав, количество деревьев, кустарников и пр. Отходы образуются разных видов: сучья, ветки, прочие древесные отходы лесоразработок и вырубок, отходы корчевания пней. 

Каким образом определить количество образующихся отходов при их вырубке и как разделить их по видам? 

Ответ: Отходы производства, образующиеся при вырубке деревьев, определяются согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь».

При вырубке деревьев образуются следующие виды отходов:

  • сучья, ветви, вершины (код отхода 1730200, неопасные);
  • отходы корчевания пней (код отхода 1730300, неопасные);
  • кусковые отходы натуральной чистой древесины (код отхода 1710700, четвертый класс);
  • отрезки хлыстов, козырьки, откомлевки, обрезки при раскряжевке и т.п. (код 1730100, неопасные);
  • кора (код 1710100, четвертый класс).

Для того, чтобы определить количество образующихся отходов при вырубке деревьев, нужна информация о размерах, количестве и породах удаляемых объектов растительного мира.

Объем дерева можно рассчитать с помощью математических формул, зная высоту и диаметр каждого дерева, а после полученное значение умножить на плотность породы каждого дерева, чтобы получить массу.

Далее полученную массу отходов от вырубки деревьев требуется разбить на группы отходов путем выделения части определенного вида отходов из общего веса отходов, образованных от удаления деревьев.

Проценты каждого вида отходов из общей массы отходов приведены в п. 1.4 приложения 1 к приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.05.2011 № 200-ОД «Об утверждении показателей нормативов образования отходов производства некоторых технологических процессов»:

  • сучья, ветви, вершины (код отхода 1730200, неопасные) ‒ 1,5‒20 % от объема биомассы дерева;
  • отходы корчевания пней (код отхода 1730300, неопасные) ‒ 11‒13 % от объема биомассы дерева;
  • отрезки хлыстов, козырьки, откомлевки, обрезки при раскряжевке и т.п. (код 1730100, неопасные) ‒ 1,0–1,5 % от объема биомассы дерева;
  • кора (код 1710100, четвертый класс) ‒ 5‒9 % от объема биомассы дерева;
  • кусковые отходы натуральной чистой древесины (код отхода 1710700, четвертый класс) – остальная часть процентов от объема биомассы дерева.

Таким образом, мы можем рассчитать, сколько отходов каждого вида образуется при вырубке деревьев. Например, после расчета у нас получилось 5 тонн отходов:

  • сучья, ветви, вершины ‒ 5 т * 20 % = 1 т;
  • отходы корчевания пней ‒ 5 т * 13 % = 0,65 т;
  • отрезки хлыстов, козырьки, откомлевки, обрезки при раскряжевке и т.п. ‒ 5 т * 1,5 % = 0,075 т;
  • кора ‒ 5 т * 9 % = 0,45 т;
  • кусковые отходы натуральной чистой древесины: 5 т ‒ 1 т ‒ 0,65 т ‒ 0,075 т ‒ 0,45 т = 2,825 т.

Вопрос 5: Возможен ли вывоз смешанных строительных отходов? 

Ответ: В соответствии со ст. 24 Закона № 271-З сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами. Если производитель отходов не выполнил требования по разделению отходов по видам, то их разделение по видам обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.

Смешивание отходов разных видов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами допускается при захоронении и (или) обезвреживании отходов.

Как следует из ст. 24 Закона № 271-З, сбор и хранение отходов производства в смешанном виде допускаются, если в договоре передачи отходов вторая сторона берет на себя обязательства по сортировке отходов и это оговорено отдельным пунктом. В противном случае нарушается требование ст. 17 Закона № 271-З, в соответствии с которой юридические лица обязаны обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам. Невыполнение этих требований влечет привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 16.44 КоАП:

  • для физического лица ‒ до 30 БВ;
  • для индивидуального предпринимателя ‒ до 100 БВ;
  • для юридического лица ‒ до 1000 БВ.

Иными словами, если в договоре на вывоз строительных отходов нет пункта о том, что принимающая сторона берет на себя обязательство по разделению отходов по видам, вывоз смешанных строительных отходов запрещен.


991 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме