Вы на портале

Новое регулирование цен в строительстве: главные изменения с января 2023 года

Комментарий к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2022 № 116

26 января 2023 г. вступило в силу постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2022 № 116 «О порядке регулирования цен» (далее — постановление № 116), которым предусмотрен новый порядок регулирования цен в строительной деятельности. Об основных изменениях читайте в статье.

Ещенко Сергей
Ещенко Сергей

К.э.н, доцент, заведующий лабораторией ОАО «НИИ Стройэкономика», аудитор

1352 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Постановление № 116 фактически продлило на 2023 г. порядок регулирования цен на строительные материалы, включенные в Перечень товаров, производимых (ввозимых) и реализуемых на внутренний рынок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и предназначенных для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов для строительства, цены на которые регулируются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2022 № 447 «О регулировании цен» (далее — Перечень, постановление № 447). 

В чем основные отличия постановления № 116  от постановлений № 73 и № 69?

Основная разница между постановлением № 116, постановлением Министерства архитектуры и строительства Респуб­лики Беларусь от 12.07.2022 № 69 «О порядке регулирования цен» (далее — постановление № 69) и постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.07.2021 № 73 «О порядке регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции» (далее — постановление № 73) состоит в том, что постановление № 73 утверждает свой перечень товаров, который не в полной мере совпадает с Перечнем, утвержденным постановлением № 447, на который ориентированы постановления № 69 и № 116.

Постановление № 116 в целом, как и постановление № 69, устанавливает регулирование цен на товары, производимые или ввозимые, реализуемые на внутреннем рынке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и предназначенные для использования в строительстве объектов, а также при производстве материалов для строительства этих объектов.

Область регулирования, на которую направлены нормы данного нормативного правового акта, не зависит от способа выполнения работ, вида строительства или источника финансирования. Из этого следует, что регулирование цен распространяется на все товары, включенные в Перечень и используемые при выполнении строительных работ в качестве строи­тельных материалов, оборудования или при производстве этих товаров. 

Перечень основан на классификаторе продукции по видам экономической дея­тельности ОКРБ-2007-2012, утвержденном постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83.

Классификационные группировки имеют обобщающие названия. В случае, если в классификаторе не указано конкретное название, классификация будет осуществляться исходя из текста классификационных группировок и соответствующих пояснений к ним, опубликованных в справочном методическом издании. 

Основным отличием постановления № 116 от постановления № 73 и постановления № 69 является норма п. 15, который появился в постановлении № 116. Этим пунктом для производителей, импортеров и субъектов, осуществляющих оптовую торговлю, установлено требование по предоставлению в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь информации об уровне сформированных цен на строительные материалы, изделия и конструкции, которые помещены в прейскурант. Информирование об уровне цен осуществляется только в отношении товаров, цены на которые регулируются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, подпадающих под Перечень. 

Предоставление информации об уровне сформированных цен осуществляется в электронном виде путем загрузки прей­скуранта в информационно-справочную систему мониторинга цен на материалы для строительства — государственную информационную систему «Госстройпортал». 

Справочно.
С письмом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.01.2023 № 04-3-03/1387 о порядке регистрации в ГИС «Госстройпортал» можно ознакомиться по ссылке .

Согласно п. 15 постановления № 116 организации не вправе реализовывать товары до внесения сведений в ГИС «Госстройпортал». Это означает, что на портал необходимо загрузить действующие в организации по состоянию на 26.01.2023 прейскуранты на товары, в том числе на товары, приобретенные до вступления в силу постановления № 116. В дальнейшем, по мере формирования нового прей­скуранта, в том числе в случае снижения прейскурантной цены, организации должны загружать на портал каждый новый прейскурант. 

Важно!
Реализация товаров до предоставления прейскуранта в информационно-справочную систему является нарушением порядка установления, формирования и применения регулируемых цен на строительные материалы, что влечет за собой привлечение к ответственности по ст. 13.2 КоАП.

Как осуществляется регулирование цен? 

Регулирование цен осуществляется по товарам, классифицируемым по кодам, которые прямо поименованы в Перечне, а также по товарам, которые включены в классификационные группировки. 

Пример 1 

По коду 23.62 — изделие из гипса для строительных целей — под регулирование цен подпадают товары, включенные во все группировки. Изделие из гипса для строительных целей также отражено по коду 23.62.1, значит все остальные коды (23.62.10, 23.62.10.500, 23.62.10.900 и т.д.) — это коды, детализирующие код 23.62.1. 

Пример 2 

По коду 23.99.12 в Перечень входит изделие из асфальта и аналогичных материалов. Из этого следует, что коды 23.99.12.500, 23.99.12.530, 23.99.12.590, 23.99.12.900 — это коды, детализирующие код 23.99.12. 

В отношении товаров, которые включены в Перечень и являются сырьем для производства строительных материалов, регулирование цены осуществляется только в том случае, когда этот товар используется для производства товара (строительного материала), цена на который тоже регулируется. 

Таким образом, цены на сырье, которое используется при производстве товара, входящего в Перечень, тоже подлежат регулированию. 

Пример 1 

По коду 23.5 в Перечень входит цемент. Цемент является сырьем для производства материала для строительных целей, который классифицируется по коду 23.61.1. Следовательно, цена на цемент также регулируется в случае его реализации покупателю в целях производства товаров, классифицируемых по коду 23.61.1. 

Пример 2 

По коду 08.12.22 в Перечень входит глина. Глина используется в качестве сырья при производстве кирпича (код-классификатор 23.32.1), а также при производстве гончарных изделий (код-классификатор 08.12.22). 

В случае отпуска глины производителю кирпича, глины и сланцев для строительных целей (кроме вспученной глины) цена на такую глину регулируется. 

В случае отпуска глины производителю гончарных изделий цена на глину, соответственно, регулироваться не будет. Она реализуется по коммерческой цене, на которую нормы или правила регулирования не распространяются. 

Исходя из вышеизложенного, если товар, включенный в Перечень, имеет единственное применение — для строительства или для выполнения строительных работ, то цена на него обязательно регулируется. 

Если же товар, включенный в Перечень, применяется и как сырье для производства строительных материалов, и как сырье или материал для других видов продукции, не применяемых в строительстве, то цена на него регулируется только в случае его приобретения покупателем в целях использования при производстве строительных материалов, которые подпадают под классификационные группировки Перечня. 

Когда нормы постановления № 116 не применяются? 

Порядок, установленный пп. 1–4 постановления № 116, не применяется при формировании цен на товары, реализуемые по внешнеторговому договору, для производства товаров для дальнейшей их реализации по внешнеторговому договору, субъекту торговли для дальнейшей реализации по внешнеторговому договору. То есть вся цепочка торгово-закупочных операций от производителя до вывоза материала или товара за рубеж не регулируется постановлением № 116, потому что товар продается в целях его последующей перепродажи за пределами Республики Беларусь. В этом случае при формировании цен продавцы вправе не учитывать ограничения, установленные постановлением № 116. 

Аналогичная ситуация возникает при реализации товаров в розницу, а также реализуемых в магазинах, павильонах, киосках на цели и субъектам, которые указаны в абз. 4 п. 5 постановления № 116, в том числе через субъекты, осуществляющие оптовую торговлю.

Приобретение товара юридическим лицом, независимо от места его приобретения, относится к оптовой торговле. Однако если товар приобретен юридическим лицом для целей текущего ремонта и (или) благоустройства собственных территорий путем перепродажи, регулирование цен по постановлению № 116 на него также не распространяется.

Это исключение сделано для того, чтобы освободить от мер регулирования цен на товары, приобретаемые мелкими партиями, причем независимо от того, кто их будет приобретать — сам подрядчик или заказчик. 

Обратите внимание!
• Розничная торговля — товар приобретает обязательно физическое лицо. Если при покупке присутствует юридическое лицо, то товар приобретается в целях последующей продажи физическому лицу.
• Если пользователем или потребителем материала является юридическое лицо, то это оптовая торговля.

Поэтому в случае, когда организация приобретает небольшие партии товара в магазинах, павильонах, киосках для целей текущего ремонта или благоустройства собственных территорий или для выполнения работ по текущему ремонту или благоустройству территории заказчика, цены на такие материалы не регулируются и сделки купли-продажи осуществляются по тем ценам, которые установил сам субъект торговли.

Особенности применения предельных максимальных нормативов для производителей строительных товаров

В отношении порядка применения предельных максимальных нормативов следует учитывать одну особенность, которая связана с существованием особой категории производителей, в качестве которых выступают подрядные строительные организации. 

Это специфическая группа продавцов, которые сами выпускают строительные материалы и сами же используют эти материалы при производстве работ. 

В соответствии с подп. 1.2 п. 1 постановления № 116 для производителей, выполняющих функцию подрядчика, установлен предельный максимальный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащий включению в цены на товары, применяемые при выполнении ими строительных работ, — в размере 20 % к плановой себестоимости производства (без учета расходов, связанных с их транспортировкой до места применения). 

Как видно, подрядчик-производитель формирует не отпускную цену, а просто цену, но только в отношении товаров, которые он сам непосредственно использует при выполнении строительных работ. По таким материалам подрядчик не формирует отпускные цены, соответственно не помещает их в прейскурант и не информирует об уровне этих цен Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Информация на портал не загружается, потому что отсутствует сделка купли-продажи. 

Обратите внимание!
Несмотря на то, что в изложенной выше ситуации сведения в ГИС «Госстройпортал» не предоставляются, подрядчик в обязательном порядке составляет калькуляцию цены.

Если же подрядчик реализует произведенные материалы субподрядчику, то есть отражает выручку от их реализации по кредиту счета 90, то в отношении таких материалов формируются отпускные цены и составляется прейскурант с предоставлением информации в ГИС «Госстройпортал». Такая деятельность подрядчика будет квалифицироваться как торговая деятельность, а подрядчик в данном случае будет выступать уже не как подрядная строительная организация, а как участник или субъект торговли. 

Подрядчик обязан будет иметь прей­скурант на материалы, которые он по условиям договора строительного подряда поставляет субподрядчику, причем независимо от того, приобретены ли эти материалы подрядчиком либо произведены им. В этом случае правоотношения сторон «генподрядчик — субподрядчик» строятся в рамках конструкции «продавец — покупатель», то есть генподрядчик выступает в качестве продавца, а субподрядчик — в качестве покупателя. В данной ситуации все требования, относимые к продавцам строительных материалов или товаров, подпадающих под действие постановления № 116, должны быть отражены в прейскуранте, а цены — размещены в ГИС «Госстройпортал».

В целом для производителей, которые не являются строительными организациями, а реализуют свою продукцию на рынке, согласно постановлению № 116 установлен предельный максимальный уровень рентабельности, включаемый в отпускную цену товара в размере 20 %. 

В случае реализации товара непосредственно организации для выполнения строительных работ, то есть той организации, которая уже имеет статус подрядчика, установлен показатель 15 %. 

Уровень рентабельности применяется к себестоимости производства и реализации товара и не применяется к стоимости услуг по доставке товара до покупателя, включенных продавцом в стоимость товара. 

Обратите внимание!
Если продавец принял решение включить стоимость перевозки в цену товара, а не предъявлять ее отдельным первичным документом, то стоимость услуг по доставке должна быть включена именно в цену каждого товара, а не предъявлена покупателю в накладной отдельной строкой. 

1352 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме