Вы на портале

Как иностранной компании выйти на строительный рынок Китая?

Длительное время Китай являлся закрытым государством для деятельности иностранных компаний. Экономический рост, вступление в ВТО, стремительный подъем строительного рынка, поощрение строительной сферы китайским правительством повлияли на интерес иностранных компаний и желание инвесторов обозначить свое присутствие на строительном рынке КНР. Однако иностранные компании сталкиваются c множеством китайских законов и регуляторов, которые хотя прямо и не препятствуют осуществлению их деятельности в строительной отрасли на территории КНР, но существенно усложняют для них процедуры, замедляя появление крупных иностранных подрядчиков на строительном рынке. Проанализируем основные нормы законодательства КНР, регулирующие строительную деятельность на территории Китая, которые важно знать и соблюдать.

Рожков Анатолий
Рожков Анатолий

управляющий партнер ООО «БизнесЭдвайзерс»

Артёмов Роман
Артёмов Роман

юрист ООО «БизнесЭдвайзерс»


3207 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Как развивается отрасль?

В 1997 г. в КНР был принят Закон «О строительстве», а в 1999 г. — Закон «О проведении тендеров». Эти два закона изменили всю строительную сферу в Китае. Следует отметить, что данные законы были пересмотрены несколько раз с тех пор, как Китай присоединился к Всемирной торговой организации в 2001 г.

Использование в работе самых современных методик, фокусирование на реализации крупнейших инфраструктурных проектов по всему миру, активная поддержка со стороны государства, применение высокотехнологичных решений и автоматизация множества процессов позволили китайским компаниям занять наивысшие позиции в международных рейтингах лучших строительных компаний мира.

Так, согласно известному международному рейтингу ENR 2018 Top 250 Global Contractors в первую десятку самых успешных и крупных по объему выручки строительных компаний, осуществляющих строительную деятельность во всем мире, в 2018 г. вошли сразу 7 китайских компаний.

Как регулируется строительная деятельность?

Основным законом, регулирующим деятельность в строительстве, является Закон «О строительстве» (далее — Закон), принятый на 28-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Восьмого созыва 1 октября 1997 г.

В Законе определены требования к строительной деятельности любой компании на территории Китайской Народной Республики в части лицензирования, квалификации персонала, соответствия стандартам качества и обеспечения надзора.

Получение лицензий: какие варианты?

Лицензирование строительных компаний строго регулируется в Китайской Народной Республике. Согласно действующим правилам любые иностранные компании, желающие заниматься строительством, обязаны доказать свой успешный опыт в строительстве путем предоставления документов, подтверждающих наличие выполненных строительных работ, объектов, проектов за пределами Китая.

Справочно:
Закон предусматривает, что все строительные проекты должны быть лицензированы (гл. 2 «Лицензии на строительство» Закона).

Но существует альтернативный вариант — приобретение или инвестирование в уже существующую китайскую строительную компанию. Однако такие правоотношения будут регулироваться совместным Законом Министерства жилья, городского и сельского строительства (далее — Министерство строительства) и Министерством коммерции Китайской Народной Республики (далее — Министерство коммерции).

В ст. 7 гл. 2 Закона указано, что до начала выполнения строительных проектов (строительных работ) строительные организации должны в соответствии с существующими государственными положениями обратиться в полномочные отделы управления строительством при правительствах уезда, префектуры за получением лицензии на строительство, за исключением малых проектов, чья стоимость ниже порога, установленного полномочным отделом управления строительством при Государственном совете КНР (далее — Госсовет).

Строительные компании, получившие разрешение на начало работ в соответствии с пределами полномочий и согласно процедурам, установленными Госсоветом, более не должны обращаться за лицензиями на строительство.

Каков порядок обращения за лицензией?

Статья 8 гл. 2 Закона регламентирует порядок обращения за получением лицензии на строительство. Для получения лицензии иностранная компания должна пройти следующий ряд процедур:

1) получить разрешение на пользование земельным участком, выделенным под строительство;

2) получить лицензию по планированию, если строительные проекты находятся в городской черте;

3) согласовать процедуру сноса или переноса сооружения, если необходим снос или перенос сооружений, и соответствовать строительным требованиям;

4) определить строительные объекты и проекты;

5) предоставить все технические документы и чертежи по строительным объектам, соответствующие строительным требованиям;

6) разработать нормы по обеспечению безопасности на объектах;

7) иметь в наличии необходимые денежные средства для осуществления строительства объекта;

8) соблюдать иные условия, предусмотренные законами и НПА.

Справочно:
Полномочные отделы управления строительством при Госсовете должны выдавать строительные лицензии одобренным заявителям в течение 15 дней после получения заявления.

Какие требования предъявляются к квалификации компаний и персонала?

В ст. 12 Закона предусматривается, что строительные организации, строительно-исследовательские организации, проектные организации и строительно-надзорные организации, занятые строительной деятельностью, должны соответствовать нижеуказанным условиям:

— владеть зарегистрированным капиталом, соответствующим государственным нормам;

— иметь специализированный технический персонал с необходимым уровнем профессиональной квалификации в своей сфере деятельности;

— владеть технологиями и оборудованием, необходимыми для соответствующей деятельности в области строительства;

— соответствовать иным требованиям, предусматриваемым законами и административными правилами.

Также строительные компании (организации) должны подтвердить определенный уровень квалификации технического (строительного) персонала путем получения строительных сертификатов (ст. 14 Закона).

Справочно:
Согласно ст. 14 Закона специализированный технический персонал, занятый строительной деятельностью, должен получить действующие сертификаты о профессиональной квалификации и заниматься строительными работами соответственно полученному сертификату о профессиональной квалификации.

В соответствии с действующей в Китае практикой технический персонал (инженеры) в обязательном порядке сдает квалификационный экзамен на получение специальной квалификации в строительстве (например, инженер-сметчик, инженер по строительству промышленных объектов, инженер по электротехническим работам и т.д.) и получает сертификат государственного образца, который выдается Министерством кадров и Министерством строительства.

Ответственность: что надо знать?

В ст. 64–88 Закона устанавливается юридическая ответственность, возникающая в ходе строительных работ. В КНР за несоблюдение требований в строительной отрасли предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность. На основании ст. 8 Закона «Об административных наказаниях» могут применяться следующие административные наказания:

— предупреждение;

— штраф;

— конфискация незаконно полученных доходов, незаконно нажитых ценностей;

— вынесение решения о приостановлении деятельности;

— временное приостановление либо аннулирование действия лицензии, патента;

— административный арест;

— иные административные наказания, предусмотренные законом, административным законодательством.

Справочно:
Статьей 64 Закона для организаций, начавших строительство без соблюдения административных процедур, предусмотрено предупреждение для исправления.

За нарушение законодательства в строительстве налагаются, как правило, преду-преждения и штрафы. Также возможно наказание в виде лишения лицензии или понижения в квалификационном классе.

Следует отметить, что Закон предусматривает и уголовную ответственность: она налагается в случае совершения серьезных преступлений в ходе строительства (подделка документов), а также при совершении преступлений с экономической направленностью (дача взятки) (ст. 68 Закона). Дача и прием взяток регулируются также Законом «О борьбе с недобросовестной конкуренцией».

Справочно:
В случае серьезных нарушений норм качества разработчику приказывают приостановить деятельность, его квалификационный уровень понижается или его квалификационный сертификат отзывается, на него налагаются штрафные санкции с одновременной конфискацией всех незаконных доходов (ст. 73 Закона).

Не забываем про надзор?

В ст. 30–35 и 52–66 Закона очень подробно прописаны стандарты качества и надзора за строительной деятельностью в КНР.

Справочно:
Если надзорная организация считает, что работы на строительных объектах ведутся с нарушениями или отклонениями от законодательных стандартов, планов проекта или условий договора, она вправе потребовать устранения нарушений путем сообщения стороне, ответственной за проект.

Надзор осуществляют специальные надзорные организации, имеющие соответствующую квалификацию, по поручению стороны, ответственной за проект. Надзор осуществляется за качеством строительства, сроками, целевым и законным использованием денежных средств, соблюдением стандартов и правил строительства.

Следует отметить, что надзорные организации выступают в качестве независимой третьей стороны и их деятельность направлена на помощь строительным компаниям в соблюдении правил и стандартов строительства.

Законодательно определено, что надзорная организация и строительная компания не должны иметь каких-либо отношений подчиненности или иных отношений между собой, а также с организациями, являющимися поставщиками строительных материалов, компонентов и оборудования. Если контролирующие организации вступают в тайный сговор с организациями-подрядчиками с целью извлечения незаконной прибыли, что приводит к убыткам сторон, отвечающих за проекты, то они несут совместную ответственность за убытки.

Справочно:
Если строительные надзорные организации не выполняют обязательства по контролю (в рамках договора) и не инспектируют объекты или нарушают правила осуществления контроля, что приводит к убыткам сторон, ответственность за такие убытки несут контролирующие организации (ст. 35 Закона).

Какие еще нормативные акты действуют?

В 2011 г. в соответствии с решением 20-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 11-го созыва в Закон были внесены существенные поправки, усиливающие права строителей по вопросам страхования и безопасности выполнения строительных работ в КНР.

В то же время помимо Закона строительную деятельность в Китае регулирует и ряд других законов, имеющих специализированное применение в строительной отрасли. Они более подробно регламентируют вещные права на результаты строительных работ, содержат нормы по охране труда в строительстве, определения категорий сложности строительных объектов в Китае.

В 2007 г. в Китае был принят Закон «О вещных правах», защищающий собственника недвижимости и закрепляющий его права на пользование, инженерные стандарты, правила проведения земельных работ, стандарты прокладки коммуникаций, внешних инженерных сетей, иные вещные права на результаты строительных работ (это необходимо учитывать при реализации строительных проектов в Китае).

В Законе «Об охране труда», принятом в 2002 г., излагаются общие требования безопасности для различных отраслей экономики, в том числе строительной.

Не стоит игнорировать ведомственные акты и правила?

Следует понимать, что в дополнение к основным национальным законам существует множество других нормативных правовых актов. Местные органы власти в ряде провинций также устанавливают требования и правила, относящиеся к строительству, в пределах их юрисдикции:

— административные процедуры, связанные с экспертизой по использованию земельных участков для строительства объектов, предусмотренные Министерством земельных и природных ресурсов;

— заключения Министерства строительства, Министерства коммерции Государственного комитета по развитию и реформе, Народного банка Китая, Государственной администрации по промышленности и торговле и Государственного управления валютного контроля;

— примечания Министерства строительства о проведении административных процедур по формированию цен на строительство;

— положения о регулировании деятельности иностранных строительных компаний, совместно изданные Министерством строительства и Министерством коммерции, о рассмотрении процедуры подачи заявления на проведение квалификации строительных объектов с привлеченными иностранными инвестициями, о надзоре за компаниями, специализирующимися на иностранных инвестициях в строительстве.

«Особый» декрет — инвестициям ответ?

Министерством строительства и Министерством коммерции для регулирования иностранных инвестиций в строительстве и машиностроении был издан Декрет 114, положения которого касаются проектирования в строительстве, а также процедур по открытию компаний с иностранными инвестициями. В документе предусматривается, что компании, привлекающие иностранные инвестиции, должны соответствовать требованиям Министерства коммерции при создании, а затем — требованиям Министерства строительства для получения квалификационного класса.

Декрет 114 также требует, чтобы строительные компании с иностранными инвестициями поддерживали фиксированное соотношение для отдельных иностранных поставщиков услуг с двойной квалификацией — специалистов, квалифицированных как в своей родной юрисдикции, так и в Китае. Данное соотношение должно составлять 1:8, тогда как Министерство коммерции требует сохранить не менее 1/4 такого персонала.

Справочно:
В КНР все строительные компании, обладающие строительными лицензиями на выполнение строительных работ по категории сложности, делятся на классы (высший, А, В, С), которые различаются по квалификационным стандартам (размер капитала, наличие основных средств, наличие доли государства, количество квалифицированных сотрудников с квалификационными сертификатами, возможный объем выполняемых работ).

Компетенции иных ведомств: все дело в административных процедурах?

Помимо вышеперечисленных законов в Китае необходимо соблюсти ряд административных процедур, которые в зависимости от сферы строительства регулируют различные вопросы и очень часто связаны с разными министерствами КНР:

— Министерство транспорта осуществляет управление и надзор за портами, автомагистралями, водными путями, аэропортами, проектами по водоснабжению;

— Национальная комиссия по развитию и реформам несет ответственность за экономическое планирование, связанное со строительной отраслью;

— Министерство охраны окружающей среды отвечает за управление и надзор за охраной окружающей среды в процессе строительства;

— Государственное управление безопасности труда осуществляет надзор за безопасностью труда в строительных проектах;

— Министерство промышленности и информационных технологий регулирует деятельность, связанную с почтой, Интернетом, беспроводными сетями, радиовещанием, связью, производством электроники, а также регламент и разработку IТ-товаров и услуг.

***

Таким образом, можно сделать вывод, что в Китайской Народной Республике очень консервативно на государственном уровне регламентирована строительная деятельность, существует ряд специализированных правил и требований для иностранных строительных компаний, которые хотят войти на китайский строительный рынок. Тем самым государство в определенной мере создает ограничения для прихода крупных иностранных строительных компаний и в то же время оказывает существенную помощь и поддержку местным строительным компаниям на внутренних и внешних строительных рынках.

3207 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме