С 10 июня текущего года вступил в силу Закон Украины от 17.01.2017 № 1817-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности» (далее — Закон), который существенно изменил правила строительства в Украине. Изменения были внесены в законы Украины «Об основах градостроительства», «Об архитектурной деятельности», «О финансово-кредитных механизмах управления имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью», «О землеустройстве», «О благоустройстве населенных пунктов», «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» и Кодекс Украины об административных правонарушениях.
Данные изменения, по заверениям законодателей, направлены на улучшение условий ведения бизнеса, уменьшение рисков злоупотреблений при строительстве и коррупционной составляющей, повышение ответственности застройщиков.
Кроме того, Кабинет Министров Украины принял более 10 основных постановлений, направленных на реализацию Закона.
Изменения в категориях сложности строительных объектов
Основной новацией Закона является упразднение 5 категорий сложности строительных объектов и замена их на 3 класса возможных последствий при разрушении.
Согласно ранее действовавшим правилам существовало 5 категорий сложности строительных объектов. Строительство объектов первых трех категорий осуществлялось по упрощенной процедуре — застройщикам достаточно было уведомить Государственную архитектурно-строительную инспекцию о начале работ. При строительстве же объектов IV и V категории застройщику необходимо было оформлять разрешительную документацию и получать отдельное разрешение на строительство. При этом застройщики целенаправленно занижали категорию сложности, что на практике являлось одним из распространенных правонарушений.
Что такое класс последствий? Это характеристика уровня возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые постоянно или периодически находятся на объекте или которые будут находиться снаружи такого объекта, материального ущерба или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или потерей целостности объекта. По этому критерию объекты делятся на объекты с незначительными последствиями (СС1), объекты со средними последствиями (СС2) и объекты со значительными последствиями (СС3).
К объектам с незначительным классом последствий законодатели отнесли одноэтажные строения, со средним классом последствий — больницы, небольшие торгово-развлекательные или офисные центры, со значительным классом последствий — все остальные объекты.
Для строительства объектов, отнесенных к средним и значительным классам последствий (СС2, СС3), застройщику необходимо будет провести экспертизу проекта и получить разрешение на строительство.
Для строительства объектов, отнесенных к незначительному классу последствий (СС1), достаточно прислать уведомление о начале строительства.
Принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, отнесенных к незначительному классу последствий (СС1), происходит на основании декларации о готовности объекта к эксплуатации. Принятие же в эксплуатацию законченных строительством объектов, отнесенных к среднему и значительному классам последствий (СС2, СС3), осуществляется на основании акта готовности объекта к эксплуатации с выдачей органами государственного архитектурно-строительного контроля соответствующего сертификата.
Иные основные новации Закона
К числу других нововведений Закона можно отнести следующие:
1. Упорядочены процедуры выдачи градостроительных условий и ограничений.
В частности, четко регламентирован перечень оснований, по которым застройщикам может быть отказано в разрешении на строительство, что уменьшает коррупционную составляющую.
2. Отменены декларации о начале строительных работ для объектов, которые ранее принадлежали к I–IIІ категориям сложности. Строительство объектов с незначительным классом последствий (СС1) будет осуществляться по сообщениям, а объектов со средним и значительным классом последствий (СС2 и СС3) — по разрешениям.
3. Утвержден перечень строительных работ, не требующих получения разрешений на начало их выполнения и принятие в эксплуатацию.
Так, упрощена процедура получения разрешительных документов на выполнение работ на технически несложных объектах. Среди таких работ — восстановление элементов благоустройства, перепланировка несущих стен в квартирах, замена покрытия кровель домов, монтаж технических средств телекоммуникаций и антенных сооружений связи, обустройство средств беспрепятственного доступа инвалидов и т.п.
4. Внесены изменения в порядок лицензирования строительной деятельности.
Ранее Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины (далее — Инспекция) выдавала лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по строительству объектов IV и V категорий сложности. Теперь лицензии необходимо получать при осуществлении хозяйственной деятельности по строительству объектов со средним и значительным классом последствий (СС2 и СС3). Лицензии будут выдаваться бессрочно.
5. Изменен порядок проведения подготовительных работ по выносу инженерных сетей и удалению зеленых насаждений.
Теперь заказчик имеет право осуществлять такие работы сразу после представления уведомления о начале выполнения подготовительных работ, но после составления акта обследования зеленых насаждений.
6. Создан институт независимой экспертизы.
Экспертиза проектов строительства будет осуществляться отныне исключительно экспертными организациями, которые отвечают критериям и внесены в перечень, обнародованный на веб-сайте саморегулируемой организацией в сфере архитектурной деятельности. Обязательной экспертизе подлежат, в частности, объекты среднего класса последствий (СС2), к которым относятся и действующие объекты III категории сложности.
7. Предусмотрена возможность получения сертификата соответствия объекта строительства через электронную систему.
8. Установлены рамки и критерии для проверок — в зависимости от степени риска объекта: со средним классом последствий (СС2) — не чаще одного раза в три года, с незначительным классом последствий (СС1) — не чаще одного раза в пять лет.
9. Усилена ответственность за законность строительства — как со стороны застройщика, так и со стороны должностного лица, выдавшего разрешение. Для должностных лиц предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за незаконную выдачу разрешений.
Еще одной интересной новацией Закона является разделение функций государственного строительного контроля и надзора (законодатели более четко разделили функции и полномочия органов). Так, государственный архитектурно-строительный контроль осуществляется местными органами Инспекции на строительных площадках в порядке проведения плановых и внеплановых проверок по территориальному принципу, а государственный архитектурно-строительный надзор — главными инспекторами строительного надзора Инспекции.
***
На данном этапе еще рано судить о том, как в действительности повлияет строительная реформа на рынок в целом, выполнила ли она свои первоочередные задачи и произошел ли позитивный сдвиг в сознании застройщиков и контролирующих органов, поскольку прошло очень мало времени и многие нормы пока остались только на бумаге. Вместе с тем, по мнению профессиональных участников рынка, данные изменения являются актуальными и необходимыми для дальнейшего развития отрасли и улучшения регулятивного воздействия.