Содержание:
Постановление № 39 заменило постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов» (далее — постановление № 51), которое утратило силу с 06.07.2023.
Постановление № 39 содержит два утвержденных им документа: Инструкцию о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (далее — Инструкция № 39) и Инструкцию о порядке определения сметной стоимости пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Рассмотрим наиболее важные изменения в ценообразовании.
Действие нормативных актов во времени
Часть 2 п. 2 постановления № 39 содержит норму, согласно которой в отношении объектов, разработка сметной документации по которым начата до вступления в силу настоящего постановления, применяется порядок определения сметной стоимости строительства, пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, действовавший до вступления в силу настоящего постановления.
Это означает, что в отношении объектов, проектирование которых начато до 07.07.2023, при разработке сметной документации применяется постановление № 51, то есть отмененный документ.
В соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 (в ред. от 10.04.2023) «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 361) строительство объектов, сметная документация на которые разработана на основании ресурсно-сметных норм и по которым на 01.05.2023 договоры строительного подряда не заключены, допускается при условии пересчета сметной стоимости в соответствии с ч. 1–3 подп. 1.1 п. 1 Указа № 361.
Для согласования норм (о возможности применения постановления № 51 с требованиями Указа № 361) в постановление № 39 включена ч. 3 п. 2, согласно которой по объектам, сметная документация по которым разработана до 07.07.2023, проектная (сметная) документация по которым не утверждена до 01.05.2023, для отражения в сметной документации изменений стоимости строительства в период с даты начала разработки сметной документации до даты начала выполнения строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ, а также до даты окончания строительства в пределах нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации (по объектам текущего ремонта — с учетом продолжительности выполнения подрядных работ, установленной заказчиком, застройщиком), используются прогнозные индексы стоимости СМР, оборудования и прочих затрат с учетом технологической структуры строительства объекта.
С учетом приведенных выше норм можно сделать вывод, что период перехода с постановления № 51 на постановление № 39 может занять неопределенное время.
Сметная стоимость оборудования
Согласно подп. 8.4 п. 8 Инструкции № 51 стоимость оборудования, мебели, инвентаря определяется на основании спецификаций, входящих в состав проектной документации, исходных данных заказчика, в том числе содержащих текущие цены, включающие отпускную цену с учетом стоимости запасных частей и средств на тару и упаковку.
С 07.07.2023 изменился подход, и в соответствии с подп. 8.4 п. 8 Инструкции № 39 сметная стоимость оборудования и мебели, требующих монтажа, определяется на основании спецификаций (перечней), входящих в состав проектной документации, и исходных данных заказчика, содержащих:
- текущие цены;
- стоимость запасных частей, тары, упаковки;
- затраты на транспортировку, определенные на основании данных о расстоянии перевозок и соответствующих тарифах;
- затраты на хранение;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением оборудования.
При отсутствии данных о затратах на транспортировку и хранение эти расходы определяются в размере 2 % от стоимости оборудования.
Таким образом, в сметную стоимость объекта будут включать только то оборудование, которое требует монтажа.
Поскольку, исходя из приведенной нормы подп. 8.4 п. 8 Инструкции № 39, определение состава такого оборудования будет основываться в том числе на исходных данных заказчика, важно, какое оборудование относится к требующему монтажа, а какое нет.
Справочно.
Нормативное определение термина «монтаж» содержится в ГОСТ 23887-79 «Сборка. Термины и определения», согласно п. 40 которого монтаж — это установка изделия или его составных частей на месте использования.
Определение термина «монтаж» слишком широкое и применимо практически ко всем случаям. Вследствие правового пробела в определении понятия «оборудование, (не) требующее монтажа» можно использовать принцип «аналогии права» (п. 3 ст. 2 и п. 1 ст. 71 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»), согласно которому возможно применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал и смысла законодательства, отраслевых, межотраслевых и общеправовых принципов.
В силу ч. 2 п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2012 № 60 (далее — Инструкция № 60), стоимость приобретенного оборудования, требующего установки, монтажа, приведения в состояние, пригодное для использования, до ввода его в эксплуатацию учитывается на субсчете 040 «Оборудование к установке».
Также отметим, что согласно п. 12 Инструкции № 60 первоначальная стоимость приобретенных основных средств определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая:
- затраты на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Таким образом, можно сделать вывод, что если оборудование после приобретения не требует установки, монтажа, приведения в состояние, пригодное для использования, до ввода его в эксплуатацию, что подтверждается отсутствием затрат на указанные действия, такое оборудование можно отнести к оборудованию, не требующему монтажа.
Применение прогнозных индексов
Что изменилось:
1) предусмотрено применение к разным статьям затрат (СМР, оборудование и пр.) соответствующих прогнозных индексов, тогда как ранее применяли один сводный индекс цен в строительстве;
2) предусмотрена индексация размера человеко-часа рабочего четвертого разряда, что значит ежемесячное увеличение размера оплаты труда на прогнозный индекс цен строительно-монтажных работ, а не один раз в год;
3) приведен в соответствие с действующим законодательством и актуализирован размер норм для определения средств, связанных с подвижным и разъездным характером работ, с перевозкой рабочих и командированием рабочих подрядчика;
4) предусмотрено предоставление информации о стоимости материалов исключительно РУП «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве» при их отсутствии в нормативной базе текущих цен на ресурсы. Ранее разработчики сметной документации проводили самостоятельный мониторинг цен на материалы;
5) заложен отказ от определения средств на содержание заказчика, застройщика по процентной норме и расчет исходя из их трудозатрат.
С целью обеспечения реализации нового подхода Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь приказом от 30.06.2023 № 124 утвердило Сборники норм затрат труда на осуществление функций заказчика, застройщика, а также Методические указания о порядке определения стоимости услуг по организации и обеспечению строительства при осуществлении функций заказчика, застройщика.
Отказ от процентных нормативов и переход на обоснование стоимости функций заказчика в зависимости от видов и объемов выполненных им функций позволит повысить его заинтересованность в оптимальном снижении стоимости строительства объекта на всех этапах строительства без ущерба потребительским качествам строящихся объектов.
Еще одним новшеством является введение института договорных отношений между заказчиками и распорядителями средств при реализации государственных и региональных программ.
Сопутствующие изменения в других НПА
Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.05.2023 № 55 внесены соответствующие изменения в Инструкцию об осуществлении деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта, утвержденную постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4.
Введение в практику процедуры заключения договора сформирует правовую основу для возмездности оказания услуг заказчиками, застройщиками при реализации ими государственных программ, а также повысит ответственность заказчика за соблюдение установленных распорядителем требований, в том числе к предельной стоимости строительства и сроку приемки объекта в эксплуатацию.
Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.06.2023 № 122 установлена примерная форма договора возмездного оказания услуг по организации и обеспечению строительства объекта.