Вы на портале

Процедура приобретения государственного имущества: основные изменения

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2023 № 165

Принятие Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2022 № 330 «О распоряжении имуществом» (далее — Указ № 330) повлекло за собой необходимость внесения изменений в акты законодательства, регламентирующие процедуру распоряжения государственным имуществом. Совет Министров издал постановление, которым изменяются нормы 11 других актов Правительства. Отметим наиболее важные новшества процедуры приобретения государственного имущества.

Ананич Артем
Ананич Артем

Юрист GRATA International

Мозоль Антон
Мозоль Антон

Помощник юриста GRATA International, Belarus (ООО «ГРАТА Интернэшнл БиУай»)

408 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2023 № 165 (далее — постановление № 165) изменяет значительное количество норм в связи с принятием Указа № 330. В частности, корректировки внесены:

Помимо прочего, постановление № 165 утвердило новую редакцию приложения 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.2019 № 767, в котором закреплены органы, уполномоченные на принятие решений о распоряжении государственным имуществом, а также документы, необходимые для этой процедуры.

Постановлением № 165 предусмотрено три этапа вступления его положений в силу. Так, последними вступают в силу редакционные изменения в связи с началом действия Закона Республики Беларусь от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» (с 01.10.2023). Редакционные изменения коснулись и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2021 № 431 «О консервации имущества», они вступят в силу с 05.07.2023. Остальные нововведения уже действуют с 22.03.2023. 

Общие изменения

1. Изменен подход к определению целевого назначения земельного участка при продаже расположенного на нем объекта недвижимости. Теперь целевое назначение будет включать указание не только на возможность использования земельного участка для обслуживания недвижимого имущества, но и на строи­тельство такого имущества. Так, Положение о порядке распоряжения государственным имуществом, утвержденное Указом № 330, позволяет предусмотреть в договоре право покупателя осуществить снос существующего объекта недвижимости и возвести новый. Соответственно, изменение позволит избежать противоречия между правом покупателя использовать недвижимое имущество способами, предусмотренными в договоре купли-продажи, и целевым назначением земельного участка, на котором это имущество расположено.

2. Увеличены процедурные сроки. Так, в Положениях № 342 и № 608 предусмотрено, что договор купли-продажи недвижимого имущества и договор аренды земельного участка заключается между продавцом и победителем аукциона не позднее 10 рабочих дней (ранее было 2). В постановлении № 32 увеличивается срок на заключение договора купли-продажи — с 5 до 10 рабочих дней. Изменение приводит нормативное регулирование сроков заключения договоров в соответствие с практическими возможностями соответствующих органов.

3. Закреплено право организатора торгов принимать решение об аннулировании результатов аукциона или об отмене решения о продаже недвижимого имущества. 

В Положения № 342 и № 609 включены основания аннулирования результатов аукциона (торгов) организатором: 

  • неподписание протокола о результатах торгов;
  • невозмещение затрат на организацию и проведение торгов;
  • неподписание договора купли-продажи предмета торгов.

Дополнительно в Положении № 342 указаны такие случаи, как неподписание договора аренды земельного участка и невыполнение условий решений об изъятии земельного участка. 

В тех же случаях, если протокол о результатах торгов был подписан, а дальнейшие действия не выполнены, организатором может быть отменено решение о продаже. В указанных актах Правительства вводится штраф для победителя аукциона при его отказе или уклонении от подписания протокола о результатах аукциона, договора, заключаемого по результатам аукциона, а также возмещения затрат на организацию и проведение аукциона. 

Ранее такое положение действовало на уровне соглашения о правах, обязанностях и ответственности сторон в процессе подготовки и проведения аукциона. Размер штрафной неустойки определяется в соглашении между продавцом и победителем аукциона посредством установления твердой денежной суммы в белорусских рублях с указанием бюджета и текущего банковского (расчетного) счета. Данный штраф должен быть уплачен в течение одного месяца со дня аукциона.

Отдельные изменения в процедуре проведения электронных торгов

С 22 марта 2023 г. организатор электронных торгов вправе устанавливать только размер вносимого задатка для участия в электронных торгах. В соответствии с внесенными изменениями субъект не определяет порядок и срок внесения такого задатка. Если Положение № 608 императивно закрепляет перечисление задатка на текущий расчетный (банковский) счет оператора электронной торговой площадки, то срок внесения задатка не урегулирован нормой законодательства. Вместе с тем в извещении о проведении электронных торгов, которое организатор публичных торгов должен опубликовать, необходимо указать размер, порядок и срок задатка. 

Также увеличен срок опубликования информации о предмете электронных торгов — с 1 до 5 рабочих дней. Организатор торгов по-прежнему ограничен в выборе источников для публикации таких сообщений, поскольку они определены нормативно.

Корректировки в ведении календарных графиков для вовлечения имущества в хозяйственный оборот

Вовлечение неиспользуемого и неэффективно используемого имущества в хозяйственный оборот сопровождается подготовкой государственными органами и исполнительными комитетами календарного графика. Постановление № 763 определяет требования и порядок формирования и исполнения календарных графиков. 

Указанное постановление дополнено положениями о том, что в календарный график не включаются сведения о садовых домиках как объектах сезонного использования и специфических сооружениях (их частях), в которых отсутствуют стены, пол, потолок (эстакады, резервуары, битумохранилища, площадки, посадочные платформы, полигоны, пешеходные переходы, тоннели, крыши зданий и сооружений, фасады, железнодорожные пути и др.).

В постановление № 763 включены конкретные случаи, при наступлении которых возникает необходимость внесения изменений в календарные графики: 

  • изменение срока и (или) способа вовлечения объекта недвижимости в хозяйственный оборот;
  • изменение наименования балансодержателя недвижимого имущества, его местонахождения, иных сведений;
  • выявление объектов, не используемых в предыдущих годах;
  • необходимость использования недвижимости в своих целях;
  • отнесение к объектам, не включаемым в состав календарных графиков.

При этом в постановлении № 763 также обновлены формы документов, необходимые для ведения и исполнения календарных графиков, а также введен отчет «Информация об объектах недвижимого имущества, не вовлеченных в хозяйственный оборот, высвобожденных в течение текущего года, не подлежащих включению в календарный график в текущем году».

Изменения в постановлении № 32 в части распоряжения государственным имуществом

Постановлением № 165 изменены некоторые нормы Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков и Положения о порядке организации и проведения аукционов по продаже объектов государственной собственности и земельного участка в частную собственность или права аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества, утвержденных постановлением № 32.

С 22 марта 2023 г. начальная цена продажи недвижимого имущества на аукционе по общему правилу определяется по его оценочной стоимости, действовавшей на дату принятия решения об отчуждении. Ранее действовало правило об определении оценочной стоимости на 1 января года принятия решения о его отчуждении.

Отменяются ограничения по участию в аукционе субъектов в качестве консолидированных участников. Если до принятия постановления № 165 консолидированными участниками могли быть только индивидуальные предприниматели и (или) микроорганизации, то сейчас разрешается всем физическим и юридическим лицам участвовать в аукционе по такой модели.

Положения были скорректированы правилом о расчетах за приобретение объектов государственной недвижимости. До изменений действовало правило о том, что победитель аукциона, являющийся нерезидентом Республики Беларусь, вправе оплатить стоимость как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте по курсу Национального банка на дату платежа. На данный момент расчеты могут осуществляться только в белорусских рублях.

408 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме