Вы на портале
Нормативное регулирование

Закупки за счет собственных средств: что изменится с 1 января 2023 г.?

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2022 № 729

25 октября 2022 г. Советом Министров Республики Беларусь принято постановление № 729 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» (далее — постановление № 729), основные положения которого вступают в силу с 01.01.2023. Рассмотрим главные изменения. 

 

Богатко Антон
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


2028 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


На кого распространяется постановление № 729?

С учетом подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229) данное постановление, как и постановление № 729, распространяется:

  1. на республиканские унитарные предприятия;
  2. государственные органы;
  3. государственные объединения;
  4. иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности;
  5. хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности.

Постановления № 729 и № 229 (в частях, на которые нет ссылок в решениях Советов депутатов по решениям, принятым в развитие п. 51 постановления № 229) не распространяются:

  1. на коммунальные унитарные предприятия;
  2. дочерние, зависимые хозяйственные общества коммунальных унитарных предприятий;
  3. государственные объединения, имущество которых находится в коммунальной собственности;
  4. иные юридические лица, имущество которых находится в коммунальной собственности;
  5. хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности;
  6. иные юридические лица, имущество которых находится не в республиканской и не в коммунальной собственности;
  7. хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности. 

Справочно.
С текстом постановления № 729 можно ознакомиться по короткой ссылке goo.su/PzHX.

Постановление № 729 корректирует установленный постановлением № 229 порядок закупок за счет собственных средств. В частности:

1) абз. 2 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления № 229 излагается в новой редакции: «Организация осуществляет приобретение товаров собственного производства у их производителя. Для целей настоящего абзаца документами, подтверждающими собственное производство, являются документы, указанные в абзацах втором и четвертом части второй подпункта 2.16 настоящего пункта». 

Таким образом, по сравнению с действующей редакцией и требованием о подтверждении статуса производителя кроме сертификата продукции собственного производства, выданного Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копии потребуется еще предоставление акта экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, выданного Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копии, выдаваемой в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2022 № 80 (далее — акт экспертизы);

2) внесены изменения в ч. 2 подп. 2.5 п. 2 постановления № 229: «Участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств, за исключением юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, а также в случаях, установленных в части седьмой настоящего подпункта, в целях соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей)».

Можно сделать вывод о том, что участниками закупки будут признаваться юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которые:

— соответствуют требованиям, установленным в документации о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств, в том числе как поставщики, подтвердившие условия допуска товаров, согласно подп. 2.8,2.16 и (или) 2.18 п. 2 постановления № 229. 

Признаки: если подано менее двух предложений, содержащих информацию о поставке товара, происходящего из Республики Беларусь либо государств, товарам из которых предоставлен нацио­нальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь; в случае отсутствия производства закупаемого товара на территории Республики Беларусь, подтверждаемого сведениями из Государственной системы каталогизации продукции Республики Беларусь;

— не включены в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам;

— являются или не являются производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем) в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвуют: 

  • менее двух производителей и (или) сбытовых организаций (официальных торговых представителей) или цена предложения такого участника не ниже цены хотя бы одного участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя); 
  • не менее двух производителей и (или) сбытовых организаций (официальных торговых представителей) и цена предложения такого участника ниже цены хотя бы одного участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя),
  • только юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, при отсутствии предложений от производителей и (или) сбытовых организаций (официальных торговых представителей). 

Изложенное выше необходимо принимать во внимание в целях соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей). 

Особенности применения преференциальной поправки

Постановление № 229 дополнено подпунктом 2.8¹, и в соответствии с этим внесено изменение в подп. 2.8 п. 2: абз. 14 ч. 1 изложен в новой редакции. Так, преференциальная поправка в размере 15 % к цене предложения участника процедуры закупки, предлагающего производимый им товар, применяется только при осуществлении конкурентных процедур закупок (кроме закупок из одного источника) в отношении участников-производителей при наличии одного из следующих документов, удостоверяющих право на ее применение:

1) акт экспертизы — для товаров, происходящих из Республики Беларусь и включенных в приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2022 № 80 (далее — Приложение);

2) выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств —членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с п. 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105, для тех товаров, которые происходят из государств — членов Евразийского экономического союза, в том числе из Республики Беларусь. 

Из этого следует, что никаких заявлений о применении преференциальной поправки заказчик требовать не имеет права. В свою очередь участник, желающий применить ее к цене своего предложения, должен предоставить один из перечисленных документов в составе своего предложения. 

Важно!
Условие о применении преференциальной поправки должно включаться в документацию о закупке с учетом требования абз. 14 ч. 1 подп. 2.8 п. 2 постановления № 229 в редакции постановления № 729. 

Также расширены полномочия лиц, перечисленных в абз. 1 ч. 1 подп. 2.13 п. 2, которые с учетом специфики осуществления деятельности вправе определить для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему, являющихся дочерними компаниями холдингов) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые размещают в открытом доступе в информационной системе «Тендеры». 

Стоит отметить, что в случае, если решение об осуществлении закупок будет принято и доведено до сведения таких организаций, эти организации должны будут его исполнять, несмотря на то, что данное решение не будет размещено в ИС «Тендеры». Заказчики, применяющие по такому решению преференциальную поправку, не будут нести ответственность за ее применение при условии неразмещения в ИС «Тендеры» такого решения, поскольку ответственным лицом за размещение решения является то лицо, которое приняло такое решение и обязано было его разместить. 

Допуск к участию в процедуре закупки

В ч. 2 подп. 2.16 п. 2 постановления № 229 внесены изменения, касающиеся предоставления дополнительных документов поставщиками для обеспечения допуска к участию в процедуре закупки по товарным позициям стоимостью свыше 2000 базовых величин, включенным в приложение 3 к постановлению № 229. В частности, если такая товарная позиция включена в Приложение, то необходимо предоставить акт экспертизы. В противном случае требуются:

  • сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия;
  • сертификат о происхождении товаров, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, установленной формы. Данный сертификат заполняется в порядке, определенном для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли. 

Кроме того, внесено изменение в ч. 3 подп. 2.19 п. 2 постановления № 229: документом, удостоверяющим предложение белорусского товара, также будет являться акт экспертизы наряду с сертификатом продукции собственного производства, выданным Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, и выпиской из евразийского реестра промышленных товаров государств — членов Евразийского экономического союза. 

2028 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме