Вы на портале
Нормативное регулирование

Государственные закупки: что важно учитывать с 16 октября 2022 г.?

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2022 № 692

14 октября 2022 г. Советом Министров Республики Беларусь принято постановление № 692 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 и от 15 июня 2019 г. № 395» (далее – постановление № 692). Нормы постановления вступают в силу в два этапа. Первый этап – после официального опубликования, то есть с 16.10.2022, а второй – через месяц после официального опубликования, то есть с 16.11.2022.

Рассмотрим наиболее важные, по нашему мнению, нормы, относящиеся к строительству.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

1581 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Изменение условий договора в случае проведения текущего ремонта

Постановлением № 692 дополнен подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — постановление № 395), согласно которому допускается изменение условий договора государственной закупки (далее — договор) в случаях изменения требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем), цены договора не более чем на 15 % по отношению к цене договора при его заключении, обусловленного возникновением потребности в выполнении строительно-монтажных работ по текущему ремонту, не предусмотренных в дефектном акте и смете, подтвержденной актом, подписанным заказчиком и подрядчиком, а также инженерной организацией (в случае ее привлечения заказчиком для выполнения своих функций).

С принятием этой нормы законодатель устанавливает следующий алгоритм действий при возникновении в ходе текущего ремонта необходимости увеличить стоимость дополнительных работ:

  1. заказчик определяет объем и стоимость работ, не предусмотренных в дефектном акте (далее — дополнительные работы), на основании которого проводится текущий ремонт;
  2. если стоимость дополнительных работ не превышает 15 % цены договора при его заключении, подписывается двух-/трехсторонний акт между заказчиком и подрядчиком (далее — акт о дополнительных работах). При привлечении инженерной организации для осуществления технического надзора и иных функций заказчика акт также подписывает инженерная организация;
  3. если стоимость дополнительных работ превышает 15 % цены договора при его заключении, заказчик составляет еще один дефектный акт и осуществляет необходимые действия при проведении процедуры государственной закупки.

Проблемные вопросы выполнения дополнительных работ

Обращаем внимание на важные обстоятельства, связанные с ситуацией выполнения дополнительных работ.

Постановление № 395 принято как подзаконный акт к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З). Предметом регулирования Закона № 419-З, а также всех принятых в его исполнение актов являются отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок, включая планирование государственных закупок, выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) и отношения, связанные с заключением, исполнением, изменением и расторжением договора. 

Нормы Закона № 419-З и постановления № 395 не регулируют отношения, связанные с бухгалтерским учетом в строительстве, а отношения между заказчиком и подрядчиком регулируются только в части, прямо указанной в этих актах.

Напомним, что согласно п. 7 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51, основанием для определения стоимости строительства объекта являются дефектные акты на объекты текущего ремонта. В свою очередь дефектный акт служит основанием для составления локальных смет и расчета стоимости работ, в том числе дополнительных. 

Акт о дополнительных работах не является ни основанием для определения стоимости строительства, ни основанием для расчета стоимости работ. Единственная функция, которую выполняет этот акт, — обоснование увеличения стоимости договора государственной закупки.

По нашему мнению, выходом из создавшейся ситуации является составление дефектного акта на дополнительные работы по форме, предусмотренной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 14 «Об установлении формы дефектного акта», и сметного расчета.

Обращаем также внимание, что акт о дополнительных работах не регулирует отношения между заказчиком и подрядчиком, связанные с выполнением таких работ. Для закрепления условий выполнения дополнительных работ (объем, сроки выполнения, стоимость, перечисление авансовых платежей, приемка работ и др.) требуется заключение дополнительного соглашения между заказчиком и подрядчиком. Такой вывод также следует из нормы п. 13 Инструкции о порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120. Согласно данной норме при выполнении работ по текущему ремонту объекта для перечисления авансов заказчиком в органы казначейства представляется договор строительного подряда, заключенный между заказчиком и подрядчиком, график платежей, протокол согласования договорной (контрактной) цены.

В случае отсутствия дополнительного соглашения к договору строительного подряда существует риск, что выполненные, но не включенные в договор работы казначейством оплачены не будут.

Изменение объемов услуг по авторскому надзору

Постановлением № 692 абз. 3 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 дополнен ссылкой на п. 19 приложения к Закону № 419-З. Это означает, что если закупки услуг по авторскому надзору осуществлялись по процедуре закупки из одного источника, то допускается увеличение объема услуг, оказываемых по такому договору. Стоимость услуг при этом увеличивается пропорционально увеличению объема. 

Обращаем внимание, что необходимое увеличение объема и стоимости оказываемых услуг по договору оказания услуг по авторскому надзору не ограничено 15 %.

Новые основания закупки из одного источника

Появились два новых основания проведения процедуры закупки из одного источника, относящиеся к строительной деятельности:

  1. закупка услуг по разработке проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности, подготовке земельно-кадастровой документации и оформлению материалов предварительного согласования места размещения земельного участка;
  2. закупка работ (услуг) по внесению изменений в предпроектную (предынвестиционную), проектную документацию у ее разработчика.

Дополнительные требования к участникам

В очередной раз скорректированы дополнительные требования к участникам процедур закупок, в том числе в случае закупок работ (услуг) в строительстве, — изложено в новой редакции приложение 1¹ к постановлению № 395.

Выполнение работ собственными силами

Согласно приложению 1¹ к постановлению № 395 одним из дополнительных требований является способность участника выполнить работы (оказать услуги) на сумму не менее 50 % стоимости работ (услуг), составляющих предмет государственной закупки, собственными силами. В постановлении № 692 под собственными силами понимается выполнение работ (оказание услуг) силами участника процедуры государственной закупки, в том числе силами дочерних унитарных предприятий, дочерних хозяйственных обществ, иных юридических лиц, входящих с участником в состав одного холдинга, государственного объединения.

Обращаем внимание, что дополнительные требования распространяются на все виды процедур государственных закупок, за исключением случаев, изложенных в приложении 1¹, а именно:

  • ориентировочная стоимость предмета государственной закупки составляет не более 1000 БВ;
  • приобретение работ по техническому обслуживанию;
  • приобретение товаров (работ, услуг) у конкретного лица, определенного законодательными актами, а также приобретение товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, юридическими лицами, 100 % простых (обыкновенных) или иных голосующих акций (долей участия) которых принадлежит государству, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательными актами;
  • возникновение потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и/или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно;
  • приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного решением Президента Республики Беларусь;
  • приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного Советом Министров Республики Беларусь по решению или поручению Президента Республики Беларусь.

Если закупка не подпадает ни под одно из указанных исключений и процедура закупки признана несостоявшейся по причине отсутствия участников, соответствующих указанному требованию, то переход к процедуре закупки из одного источника не решит проблему.

Важно!
Дополнительное требование о способности участника выполнить работы (оказать услуги) на сумму не менее 50 % стоимости работ (услуг), составляющих предмет государственной закупки, включается в договор в качестве существенного условия.
Подтверждающим документом при проведении процедуры государственной закупки будет являться документ, подписанный участником, о выполнении работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, собственными силами.

Сопоставимые по цене договоры

Приложение 1¹ к постановлению № 395 и ранее содержало требование к участникам о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) сопоставимых по цене договоров на выполнение работ (оказание услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг) более 3 лет до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника). 

До 14.10.2022 под сопоставимыми договорами понимались договоры на сумму не менее 75 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки. Постановлением № 692 уточнено, что для целей постановления № 395 под сопоставимыми по цене договорами понимаются договоры, цена которых составляет не менее 50 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки или его части (лота). 

Внесены изменения в содержание документов, подтверждающих наличие опыта исполнения сопоставимых по цене договоров. Ранее требовалось представить реестр исполненных договоров о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг), исполненных участником за последние 3 года, содержащий в том числе сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене. 

С 16.10.2022 требуется реестр исполненных участником (с учетом правопреемства) договоров о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг), содержащий в том числе сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене. В указанном реестре должно быть не менее 3 договоров, хотя бы по одному из которых работы выполнялись (услуги оказывались) за пределами трехлетнего срока до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника).

Как быть участнику, созданному менее чем за 3 года до подачи предложения для участия в процедуре государственной закупки, пояснений пока нет. По нашему мнению, на сегодняшний момент предложение такого участника должно быть отклонено.

Проведение закупок, начатых до 16.10.2022

В связи со вступлением в силу постановления № 692 Министерство антимонопольного регулирования и торговли направило письмо от 18.10.2022 № 14-01-08/3235К «О разъяснении отдельных положений постановления № 692» (далее — письмо № 3235).

Справочно.
С текстом письма № 3235 можно ознакомиться по ссылке.

На наш взгляд, наиболее важными в письме № 3235 являются разъяснения для следующих случаев:

1. До 14.10.2022 была начата процедура закупки, при которой к участникам применялись дополнительные требования, изложенные в приложении 1¹ к постановлению № 395. Если процедура такой закупки была признана несостоявшейся до 16.10.2022, а решение о проведении повторной процедуры или процедуры закупки из одного источника до 16.10.2022 не принято, то после 16.10.2022 проведение повторной процедуры или процедуры закупки из одного источника недопустимо. Необходимо проведение новой процедуры государственной закупки.

2. Новые основания для изменения условий договоров государственной закупки, изложенные в подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 (в редакции постановления № 692), распространяются также на договоры, заключенные до 16.10.2022.

Справочно.
С текстом постановления № 692 можно ознакомиться по ссылке.

1581 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме