Вопрос 1: Кто из участников строительства должен быть инициатором приостановления строительства – заказчик, подрядчик, инженерная организация, авторский надзор, технический надзор, прочие?
Ответ: Инициатором приостановления строительства должен быть подрядчик.
Согласно подп. 1.51 п. 1 ст. 1 КоАГСД приостановление строительства ‒ временное прекращение выполнения СМР по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительной деятельности, которое не влечет за собой обязательного расторжения договора строительного подряда.
Пунктом 1 ст. 100 КоАГСД установлены новые случаи приостановления строительства:
- по решению подрядчика ‒ в случае воздействия природно-климатических факторов, нарушающих условия безопасного труда и (или) технологию выполнения работ;
- по решению заказчика, застройщика ‒ в случае действия обстоятельств непреодолимой силы, повлекших приостановление строительства по не зависящим от участников строительства причинам.
Приостановление строительства может осуществляться также в иных случаях, предусмотренных законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) договором строительного подряда.
Так, согласно подп. 4.1 п. 4 ст. 124 КоАГСД заказчик, застройщик при осуществлении технического надзора имеют право приостанавливать работы в установленных названным подпунктом случаях. В связи с тем, что в соответствии с подп. 1.5 п. 1 ст. 93 КоАГСД инженерные услуги могут включать в себя технический надзор с правом принятия решений от имени заказчика, застройщика во взаимоотношениях с подрядчиком, можно сделать вывод, что в случае, если это предусмотрено договором, организация, которая оказывает инженерные услуги, вправе инициировать приостановление строительства.
Органы государственного строительного надзора вправе вручать (направлять) предложения (выносить требования (предписания)) о приостановлении строительства объекта, если они выявили нарушения законодательства, создающие угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, окружающей среде (дефектов и (или) нарушений, создающих угрозу деформации либо обрушения объектов, их частей, инженерных коммуникаций, конструкций) (подп. 4.5 п. 4, п. 5 ст. 122 КоАГСД).
Поскольку согласно подп. 3 п. 1 ст. 670 ГК подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок, в рассматриваемой ситуации инициатором приостановления строительства должен быть подрядчик.
Вопрос 2:Приостановление строительства должно быть связано с технологическим перерывом или нет?
Ответ: В законодательстве отсутствует определение «технологический перерыв» и не закреплен порядок его оформления. Будет ли оформление технологического перерыва в данной ситуации являться обязательным, зависит от ряда факторов.
Согласно п. 8.4 СП 1.03.11-2023 «Продолжительность строительства. Оптимальная продолжительность выполнения строительных и монтажных работ на объектах строительства. Порядок проведения», утвержденных постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.10.2023 № 105 (далее – СП 1.03.11-2023), технологические перерывы при строительстве объектов транспортной инфраструктуры допускаются в соответствии с требованиями ТНПА из-за воздействия природно-климатических факторов.
Разделом 7 СН 3.03.04-2019 «Автомобильные дороги», утвержденных постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.12.2019 № 74 (далее ‒ СН 3.03.04-2019), установлены требования по проектированию земляного полотна.
В частности, закреплено, что земляное полотно следует проектировать в соответствии с требованиями ТКП 200-2018 (33200) «Автомобильные дороги. Земляное полотно. Правила проектирования», а также что индивидуально следует проектировать водоотводные, дренажные, поддерживающие, защитные и другие сооружения, обеспечивающие устойчивость земляного полотна в сложных условиях, а также участки земляного полотна в зоне сопряжения с мостовыми сооружениями.
Пунктом 7.3 СН 3.03.04-2019 установлены требования к проектированию верхней части земляного полотна (рабочий слой), в том числе обстоятельства, при которых должен оформляться технологический перерыв. Так, при невозможности или нецелесообразности выполнения требований, указанных в подп. 7.3.1‒7.3.7 п. 7.3 СН 3.03.04-2019, должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению прочности и устойчивости рабочего слоя или по усилению дорожной одежды, в том числе сооружение дорожной одежды с технологическим перерывом или в две стадии. Указанные мероприятия следует назначать на основании технико-экономических расчетов (подп. 7.3.8 п. 7.3 СН 3.03.04-2019).
Таким образом, в случае если отсутствуют основания для оформления технологического перерыва согласно п. 7.3 СН 3.03.04-2019 и требованиям других ТНПА, сторонами должно быть оформлено приостановление строительства в рамках ст. 100 КоАГСД согласно нормам действующего законодательства.
Вопрос 3: Увеличивается ли срок строительства или остается прежним с переносом срока ввода объекта в эксплуатацию?
Ответ: Продолжительность строительства объекта указывается в проектной документации. КоАГСД не устанавливает обязанности по увеличению сроков строительства при его приостановлении. В соответствии с п. 6 ст. 86 КоАГСД течение продолжительности строительства объекта приостанавливается на период приостановления строительства.
В силу п. 4 ст. 86 КоАГСД порядок определения продолжительности строительства объекта и срока эксплуатации (службы) объекта будет устанавливаться строительными нормами. СН 3.03.04-2019 не содержат норм, регулирующих продолжительность строительства автомобильных дорог.
В ранее действовавшем ТКП 45-1.03-122-2015 (33020) «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения» использовался термин «нормативная продолжительность строительства». В СП 1.03.11-2023 используется термин «оптимальная продолжительность выполнения СМР» ‒ период времени с даты, указанной в уведомлении о производстве СМР, до даты подписания последнего акта сдачи-приемки выполненных работ.
Согласно п. 8.4 СП 1.03.11-2023 значения оптимальной продолжительности выполнения СМР на коротком участке полной готовности при возведении объектов транспортной инфраструктуры увеличивают на продолжительность технологических перерывов в соответствии с требованиями ТНПА из-за воздействия природно-климатических факторов.
В то же время по отношению к процессу строительства зданий и сооружений норма об увеличении продолжительности строительства носит рекомендательный характер (п. 4.24 общих положений СП 1.03.11-2023).
При этом Правила № 1450 устанавливают, что предусмотренные договором сроки строительства подлежат пересмотру, в случае если приостановление строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более 3 месяцев произошло по обстоятельствам, не зависящим от сторон (абз. 8 ч. 1 п. 75 Правил № 1450).
Срок строительства продлевается по соглашению сторон в установленном Правилами № 1450 порядке с учетом продолжительности действия обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по договору (ч. 2 п. 75 Правил № 1450).
Необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 п. 17 Правил № 1450 сроки, устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией и условиями процедур закупок.
Вопрос 4:Требуется ли корректировка проектной документации?
Ответ: В случае, если договор строительного подряда будет изменен по соглашению сторон в части увеличения сроков выполнения СМР и указанный срок превысит срок продолжительности строительства, установленный проектной документацией, такая проектная документация подлежит корректировке.
В соответствии с абз. 9 п. 11 Положения № 1553 при приостановлении строительства на срок не более 3 месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон или зависящим от заказчика, изменение сроков выполнения СМР, согласованных сторонами в договоре, влечет корректировку неизменной цены, в том числе по договорам, заключенным по результатам проведения процедур государственных закупок. В связи с этим внесение изменений может потребоваться в том числе в сметную документацию, являющуюся частью проектной документации.