Анализ ситуации
В вопросе описывается ситуация, возникшая до вступления в силу КоАГСД.
По нашему мнению, ряд положений КоАГСД можно рассматривать в качестве улучшающих положение граждан и юридических лиц, но в связи с отсутствием в нем нормы о распространении действия на отношения, возникшие до вступления его в силу, руководствуясь ч. 2 п. 1 ст. 66 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах», при анализе ситуации мы исходили из законодательства, действовавшего до указанной даты.
Вместе с тем для понимания изменения подходов законодателя ниже приведены в том числе и нормы КоАГСД по тем же вопросам.
1. Обязательно ли изменение проекта?
В соответствии с п. 8 ст. 51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) для объектов, не относящихся к многоквартирным жилым домам, в которых создаются объекты долевого строительства, внесение изменений и (или) дополнений в утвержденную в установленном порядке проектную документацию для ее приведения в соответствие с измененными и (или) введенными в действие ТНПА не является обязательным и может осуществляться по усмотрению заказчика, застройщика.
До 08.01.2017 Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476, содержало норму о том, что во избежание реализации устаревших технических и технологических решений в результате длительного или неначатого строительства объектов заказчики, застройщики обязаны обеспечить пересмотр и корректировку проектной документации с последующей ее экспертизой, если объект строится или не начат строительством более 3 лет. После названной даты аналогичное условие, обязывающее делать корректировку давно разработанной документации по объектам, строительство которых не завершено, не предусмотрено.
Для сведения.На основании п. 11 ст. 72 КоАГСД Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются порядок разработки, согласования, утверждения проектной документации, ее актуализации, а также случаи обязательного внесения изменений в проектную документацию. Действующее на сегодняшний день Положение о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (далее – Положение № 1476), не содержит норм об актуализации документации, однако обязывает внести изменения только в одном случае – если строительство на основании разработанной документации не начато в течение двух лет после получения заключения государственной экспертизы. Допускаем, что при корректировке Положения № 1476 регулирование будет изменено, но, по нашему мнению, оно не будет распространяться на объекты, строительство которых начато до вступления в силу КоАГСД.
2. Возможно ли применить документацию?
Согласно норме п. 5 ст. 32 Закона № 300-З срок действия заключения государственной экспертизы по проектной документации ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта, увеличенной на один год.
Для сведения. В соответствии с п. 4 ст. 77 КоАГСД заключение госстройэкспертизы по проектной документации действует до приемки в установленном порядке объекта строительства в эксплуатацию, если иное не установлено законодательными актами.
Исходя из п. 381 Положения № 1476 проектная документация по объектам, на которых не начато производство строительно-монтажных работ в течение двух лет после получения заключения государственной экспертизы и по которым данное заключение утратило силу, является неактуальной. Это влечет по выбору заказчика, застройщика необходимость разработки проектной документации на строительство объекта в порядке, установленном для впервые проектируемых объектов, либо внесения изменений в разработанную проектную документацию в части приведения ее в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.
В силу п. 35 Положения № 1476 предложение о внесении изменений в утвержденную проектную документацию может быть направлено проектировщиком в связи с принятием актов законодательства, выполнением дополнительных вариантов проектных решений, а также выявлением в ходе строительства объекта дополнительных объемов работ. Наличие таких факторов должно анализироваться разработчиком документации в каждом конкретном случае.
Соответственно, в ситуации, когда выполнение строительно-монтажных работ начато, но не завершено, наступает момент, когда срок действия заключения государственной экспертизы истек и без его продления возобновление работ не является возможным. Согласно абз. 6 п. 15 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791, решение о продлении срока действия выданного заключения государственной экспертизы принимается ее исполнителем на основании обоснований, представленных заказчиком, застройщиком, генеральным подрядчиком при строительстве объектов «под ключ», инженером (инженерной организацией) при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью.
3. Что предпринять проектировщику?
По нашему мнению, в связи с отсутствием у проектировщика однозначных оснований настаивать на актуализации документации или внесении в нее изменений, а также возможности отнесения действий, направленных на уклонение от авторского надзора и выполнения иных обязанностей проектировщика, к злоупотреблению правом и/или нарушениям, за которые возможно привлечение к ответственности, проектировщик может только провести разъяснительную работу с заказчиком с предъявлением конкретных выверенных доводов, а не абстрактных утверждений.
Конкретные доводы должны быть определены проектировщиком исходя из специфики объекта, проектных решений, объемов фактически выполненных работ.
В частности, отсутствие объективной возможности применения ранее разработанной проектной документации для завершения строительства без внесения в нее изменений может обосновываться исходя из фактических обстоятельств, например, изменения сортамента производителей конструкций и связанной с этим невозможностью закупки изделий, предусмотренных проектной документацией, необходимостью их индивидуального заказа с существенным удорожанием.
Необходимость корректировки может подкрепляться результатами анализа способов достижения оптимального соотношения качества будущего объекта и вложений в завершение его строительства. В случае, если стоимость корректировки проекта и ее последующей госэкспертизы будет меньше, чем экономия, которая может быть достигнута в результате применения измененных решений, мотивация заказчика может измениться.