Вы на портале
Закупки за счет собственных средств

Особенности закупок товаров иностранного происхождения за счет собственных средств

В обязанности субъектов, подпадающих под действие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229), входит соблюдение особенностей закупок товаров иностранного происхождения.

К таким особенностям относятся:

1) допуск товаров иностранного происхождения, указанных в приложении 3 к постановлению № 229;

2) особые условия допуска к рассмотрению предложений товаров, указанных в приложении 3к постановлению № 229;

3) соблюдение минимальной доли закупок белорусских товаров, определенной в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных организацией в отчетном году (приложение 32 к постановлению № 229);

4) применение преференциальной поправки.

Рассмотрим указанные особенности подробнее.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

674 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Допуск товаров иностранного происхождения, указанных в приложении 3 к постановлению № 229

Согласно подп. 2.16 п. 2 постановления № 229 к участию в процедуре закупки товаров согласно приложению 3 стоимостью свыше 2000 базовых величин допускаются поставщики, предлагающие товары, происходящие из Республики Беларусь, а также государств, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, устанавливаются в документации о закупке.

Министерство антимонопольного регулирования и торговли в письме от 11.02.2021 № 14-01-10/284К «О разъяснении законодательства» указало, что по состоянию на 10.02.2021 товарам, происходящим из 20 следующих государств, предоставляется национальный режим: Республика Армения, Азербайджанская Республика, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина, Республика Сербия, Социалистическая Республика Вьетнам, Исламская Республика Иран, Китайская Народная Республика, Народная Республика Бангладеш, Многонациональное Государство Боливия, Государство Израиль, Королевство Камбоджа, Швейцарская Конфедерация, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.

Справочно.
Подтверждение возможности предоставления национального режима производится на основании представленных документов. Вид такого документа определяется в зависимости от страны происхождения.

В приведенной ниже таблице представлены документы, подтверждающие страну происхождения в зависимости от вхождения государства в то или иное межгосударственное объединение, а также указания товара в приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2022 № 80 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь» (далее – постановление № 80).

Если же в результате проведенных маркетинговых исследований предполагается закупка товаров стоимостью свыше 2000 базовых величин, происходящих из стран, для которых не установлен национальный режим, то согласно ч. 3 подп. 2.16 п. 2 постановления № 229 поставщики, предлагающие такие товары, допускаются к участию в процедурах закупки после согласования такого участия с Комиссией по вопросам промышленной политики. Напоминаем, что речь идет о товарах, указанных в приложении 3 к постановлению № 229.

Особенности проведения конкурентной процедуры закупки товаров, указанных в приложении 3 кпостановлению № 229

При проведении процедуры закупки товаров, указанных в приложении 3 к постановлению № 229, необходимо учитывать, что рассмотрение предложений таких товаров производится только в случае, если для участия в таких процедурах закупок подано менее двух предложений, содержащих информацию о поставке товара, происходящего из Республики Беларусь либо государств, товарам из которых предоставлен национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, и соответствующих требованиям документации о закупке. Это следует из ч. 4 подп. 2.16 п. 2 и подп. 2.18 п. 2 постановления № 229.

Особые условия допуска к рассмотрению предложений товаров, указанных в приложении 31 к постановлению № 229

В приложении 31 к постановлению № 229 указаны товары, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах закупок.

Данное условие изложено в подп. 2.18 п. 2 постановления № 229, в соответствии с которым товары согласно приложению 31 иностранного происхождения (за исключением происходящих из государств, товарам из которых предоставлен национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь) и поставщики, предлагающие такие товары, допускаются к участию в процедурах закупок (за исключением процедуры закупки из одного источника) в случае, если для участия в таких процедурах закупок подано менее двух предложений, содержащих информацию о поставке товара, происходящего из Республики Беларусь либо государств, товарам из которых предоставлен национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, и соответствующих требованиям документации о закупке.

Порядок закупки товаров, указанных в приложениях 3 и 31, имеет схожие моменты.

Прежде всего, подтверждение возможности предоставления национального режима товарам, указанным в приложении 31, производится на основании документов, указанных в приведенной выше таблице. При этом обязанность подтверждения страны происхождения товара лежит на участнике, который делает предложение.

Пример. Заказчик проводит конкурентную процедуру закупки товаров, указанных в приложении 31 к постановлению № 229. Предложения подали два участника, предлагающих товары, произведенные в Республике Беларусь, один участник – произведенные в стране, товарам которой предоставлен национальный режим в Республике Беларусь, и два участника – произведенные в странах, товарам которых не предоставлен национальный режим. При этом только один участник представил документы, подтверждающие происхождение товара из Республики Беларусь. В этом случае к рассмотрению должны быть допущены все предложения. В случае же, если два и более участника подтвердят документально происхождение товаров из стран, которым предоставлен национальный режим и(или) из Республики Беларусь, то предложения остальных участников отклоняются.

 В приложениях 3 и 31 к постановлению № 229 указаны «пересекающиеся» позиции. Например, в приложении 3 указаны следующие товары:

Наименование товараКод ТН ВЭД
Автомобили легковые пассажирские29.10.2
Автомобили (автобусы) для перевозки не менее 10 человек29.10.3
Автомобили грузовые29.10.4
Автомобили специального назначения29.10.5


В приложении 31 указана позиция «автомобили» с кодом ТН ВЭД 29.10.

При закупке соответствующего товара выполняются требования и подп. 2.16 п. 2, и подп. 2.18 п. 2 постановления № 229.

Пример. Получено согласование Комиссии по вопросам промышленной политики о допуске к участию в процедуре закупки товара, происходящего из страны, в отношении которой не применяется национальный режим. При проведении процедуры закупки получено два предложения товаров, происходящих из стран, в отношении которых применяется национальный режим, с подтверждающими документами. В этом случае отклоняется предложениес товаром, на который получено согласование Комиссии по вопросам промышленной политики.

Обратите внимание! В письме Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 11.02.2021 № 14-01-10/284К «О разъяснении законодательства» обращается внимание, что условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, должны быть указаны в документации о закупке.

Соблюдение минимальной доли закупок белорусских товаров

Согласно подп. 2.19 п. 2 постановления № 229 при закупке товаров, указанных в приложении 32, организация должна в течение календарного года обеспечить минимальную долю закупок белорусских товаров, определенную в процентном отношении к объему закупок в натуральном выражении товаров, относящихся к соответствующему коду общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее ‒ минимальная доля), за исключением случаев невозможности достижения минимальной доли.

Обратите внимание! 
Особенность соблюдения данной нормы заключается в том, что речь идет исключительно о товарах, произведенных в Республике Беларусь. Товары стран, к которым применяется национальный режим, не считаются белорусскими.

Заказчик, проводящий конкурентные процедуры закупки товаров, указанных в приложении 32, фактически находится между «молотом» нормы подп. 2.19 п. 2 постановления № 229 и «наковальней» нормы подп. 2.5 п. 2 того же постановления, согласно которой не допускается не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки.

Фактически для выполнения требований о соблюдении минимальной доли закупок белорусских товаров необходимо исключить рассмотрение предложений товаров небелорусского происхождения. Варианты действий заказчика в таком случае не являются предметом данной статьи. В качестве примера отметим только, что постановление № 229 не содержит ограничений в описании предмета закупки с указанием конкретных характеристик, ссылок на модели, марки и т.д.

Применение преференциальной поправки

К ограничительным мерам при закупке иностранных товаров можно также отнести применение преференциальной поправки. Такая поправка применяется в двух случаях:

1) при закупке товаров, указанных в приложении к постановлению № 80.

Для применения преференциальной поправки к предложению участник должен представить:

  • для товаров, происходящих из Республики Беларусь, ‒ акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, либо его копию;
  • для товаров, происходящих из государств ‒ членов ЕАЭС, в том числе из Республики Беларусь, ‒ выписку из евразийского реестра промышленных товаров государств ‒ членов ЕАЭС;

2) если применение такой поправки предусмотрено решением республиканского органа государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, иного государственного органа (организации), государственного объединения, управляющей компанией холдинга с участием государства (подп. 2.13 п. 2 постановления № 229).

В этом случае преференциальная поправка применяется в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь либо из стран, товарам которых предоставлен национальный режим. Виды документов, дающих право на применение преференциальной поправки, указаны в приведенной выше таблице.

674 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме