Основа для постоянного поддержания интереса к этому вопросу следующая.
С одной стороны, большая часть объектов строительства в Беларуси возводится за счет бюджетных и приравненных к ним средств. Заказчик в строительстве, он же получатель бюджетных средств, обязан эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением (подп. 2.2 п. 2 ст. 82 Бюджетного кодекса Республики Беларусь). Термин «эффективно» не определен нормативно, что позволяет контролирующим органам широко его трактовать, в том числе как необходимость контроля заказчиком над расходованием денег подрядчиками.
С другой стороны, как отмечено в письме Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24.06.2021 № 14-01-10/1598 К «О закупках для строительства» (далее – письмо МАРТ № 1598), денежные средства, получаемые генеральным подрядчиком в рамках исполнения договора государственной закупки, заключенного по результатам процедуры государственной закупки, становятся его собственными. Следовательно, руководствоваться законодательством о государственных закупках при приобретении за счет указанных средств товаров (работ, услуг) генеральному подрядчику не требуется.
В таком случае если закупки проводятся за счет собственных средств, то в отсутствие нормативного регулирования собственник имеет все права (владения, пользования и распоряжения) полученными деньгами. Это означает, что только собственник определяет, проводить закупки с использованием каких-либо процедур либо без них.
Двойственность отношения к проведению закупок подрядчиками, работающими с государственными заказчиками, отражена и в письме МАРТ № 1598, где отмечено, что при необходимости порядок привлечения субподрядчиков, а также приобретения товаров генеральным подрядчиком может быть определен в договоре, заключенном заказчиком с генеральным подрядчиком.
В качестве комментария к данной рекомендации отметим, что законодательство содержит ограниченные права заказчика в отношении закупок подрядчика.
Так, согласно п. 10 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, к существенному условию договора относится указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков.
Право заказчика устанавливать для подрядчиков порядок привлечения субподрядчиков либо приобретения товаров для строительства законодательством не предусмотрено.
Подводя итог рассуждениям, ответим на вопрос в заголовке статьи. По нашему мнению, порядок закупок за счет собственных средств товаров (работ, услуг) при строительстве объекта целесообразно иметь подрядчикам и поставщикам товаров для строительства, заключающим договоры с заказчиками – получателями бюджетных средств. Такой порядок может оказаться полезным в случае, если заказчик будет настаивать на определении в договоре некоего порядка закупок для подрядчика или поставщика.
При этом в качестве контраргумента можно привести цитату из письма Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.02.2019 № 04-3-05/1611 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», в соответствии с которым если приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве производится за счет внебюджетных источников финансирования, то согласно абз. 13 подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» порядок проведения процедур закупок при строительстве не регламентирован. Минстройархитектуры письмом от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 высказывало свою позицию по данному вопросу и рекомендовало осуществлять закупки на основании локальных нормативных актов, утвержденных руководителями субъектов хозяйствования.
Что включить в порядок закупок
При формировании содержания порядка закупок всегда действуют две взаимоисключающие тенденции: первая – максимальное ускорение проведения закупки, которая выражается в днях, выделенных на проведение процедуры, и вторая ‒ прозрачность закупки, выраженная в понятном и обоснованном алгоритме действий лиц, осуществляющих закупку, оформленном в виде процедур закупки.
Увлечение первым параметром приводит к тому, что любая процедура превращается в профанацию. Например, в организации действовал порядок, при котором для закупки товаров не выше установленной стоимости применялась процедура маркетинговых исследований. Специалист, получивший задание, должен был не позднее следующего дня собрать не менее 3 предложений на поставку товара. В результате проведения внутреннего аудита было установлено, что два из трех участников были постоянными, а предложение третьего участника, как правило, было напечатано на принтере заказчика.
В случае же гипертрофированного увлечения процедурными вопросами проводятся конкурсы (тендеры, торги), которые длятся месяцами, а от участников требуют тома документов, в том числе нотариально заверенные.
Для эффективного проведения закупок необходимо соблюдать баланс между указанными тенденциями.
В качестве рекомендации отметим, что процедуры проведения закупок за счет собственных средств могут быть любыми, но при соблюдении следующих принципов:
- равного доступа субъектов к участию в процедуре;
- разумного выбора критериев оценки предложений;
- объективного выбора победителя;
- ответственности исполнителей, отвечающих за закупку.
Что касается последнего принципа, то при отсутствии в организации должного внутреннего контроля за проведением закупок структурные подразделения, отвечающие за закупки, становятся рассадником коррупции независимо от формы собственности организации.
Когда порядок закупок при строительстве обязателен
Нет правила без исключений. Так и рекомендация осуществлять закупки за счет собственных средств при строительстве объектов на основании локальных нормативных актов, утвержденных руководителями субъектов хозяйствования, в некоторых случаях становится требованием, обязательным к исполнению.
Речь идет о п. 3 Перечня товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления Совета Министров Республики Беларусь, являющегося приложением 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).
Согласно данной норме постановление № 229 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве, за исключением закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.
Справочно.
Напомним, что постановление № 229 регулирует закупки за счет собственных средств республиканскими унитарными предприятиями, государственными органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи (далее – госпредприятия).
Вывод
Таким образом, если объект строится за счет средств:
— внешних государственных займов;
— внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь;
— кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома,
то все участвующие в строительстве госпредприятия обязаны при проведении закупок товаров (работ, услуг) для строительства руководствоваться постановлением № 229, в том числе принятым и утвержденным в организации в соответствии с ч. 2 подп. 2.1 п. 2 данного постановления порядком закупок за счет собственных средств.