Вы на портале
Закупки за счет собственных средств

Критерии оценки или качество предмета закупки: что первично в закупках за счет собственных средств?

Ситуация: Организация проводит закупку товара за счет собственных средств. Правомерно ли в первую очередь оценивать предложения участников процедуры закупки по критериям оценки (цена предложения, отсрочка платежа, сроки поставки), а во вторую очередь провести оценку (тестирование) предмета закупки с принятием решения о соответствии/несоответствии по качеству предлагаемого товара?

Богатко Антон
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


485 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Когда постановление № 229 распространяется на закупки при строительстве?

Отметим, что закупки для строительства объектов, осуществляемого организацией полностью за счет собственных средств и без привлечения заемных средств, в настоящее время законодательно не урегулированы. Такие закупки проводятся в соответствии с локальными правовыми актами организации.

В случае же если строительство объекта осуществляется организацией полностью либо частично с привлечением заемных средств, указанных в п. 3 приложения 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229), процедуры закупок для такого объекта необходимо осуществлять в соответствии с нормами данного постановления. 

Справочно.
Заемные средства — внешние государственные займы и внешние займы, привлеченные под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредиты банков Республики Беларусь, привлеченные под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (п. 3 приложения 1 к постановлению № 229).

Порядок закупок: какие есть нюансы?

Виды процедур закупок, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки и иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств, определяются организацией в Порядке осуществления закупок за счет собственных средств (далее — Порядок закупок) с учетом требований, содержащихся в подп. 2.2–2.19 п. 2 постановления № 229, а также иных требований, установленных законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь в отношении осуществления закупок за счет собственных средств отдельных видов товаров (работ, услуг).

Таким образом, полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация не вправе устанавливать правила проведения конкурентных процедур и предусматривать случаи, при наличии которых конкурсная комиссия в первую очередь сможет применить критерии и способ оценки предложений, установленный в документации о закупке, а после провести тестирование (проверку качества, испытания) по качеству предлагаемого товара. Это обусловлено следующим: 

1. Подпунктом 2.8 п. 2 постановления № 229 установлены требования к содержанию документации о закупке по конкурентным процедурам закупок, в частности: 

— требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям организации;

— критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки.

2. Согласно подп. 2.9 п. 2 постановления № 229 при оценке и сравнении предложений комиссия, создаваемая для проведения процедур закупок, выбирает победителя (победителей) по степени выгодности предложений в соответствии с критериями и способом оценки и сравнения, указанными в документации о закупке.

Также конкурсная комиссия вправе признать победителем единственного участника конкурентной процедуры закупки, в том числе в отношении части (лота) предмета процедуры закупки, за исключением случаев проведения электронного аукциона, если его предложение соответствует требованиям документации о закупке и такая возможность предусмотрена документацией о закупке (ч. 2 подп. 2.9 п. 2 постановления № 229).

3. Участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке в соответствии с Порядком закупок (ч. 2 подп. 2.5 п. 2 постановления № 229). 

Справочно.
Не могут быть участниками конкурентной процедуры закупки юридические и физические лица, в том числе ИП, включенные в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам.
Реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, доступен по ссылке.

К участию в процедуре закупки товаров согласно Перечню товаров, допуск к закупкам которых подлежит согласованию с Комиссией по вопросам промышленной политики (приложение 3 к постановлению № 229), стоимостью свыше 2000 базовых величин также допускаются поставщики, предлагающие товары, происходящие из Республики Беларусь, а также государств, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Респуб­лики Беларусь (далее — национальный режим). При этом условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, устанавливаются в документации о закупке (подп. 2.16 п. 2 постановления № 229).

Товары иностранного происхождения (приложение 3¹ к постановлению № 229) (за исключением происходящих из государств, товарам из которых предоставлен национальный режим) и поставщики, предлагающие такие товары, допускаются к участию в процедурах закупок (за исключением процедуры закупки из одного источника) в случае, если для участия в таких процедурах закупок подано менее двух предложений, содержащих информацию о поставке товара, происходящего из Республики Беларусь либо государств, товарам из которых предоставлен национальный режим, и соответствующих требованиям документации о закупке.

Отметим, что поставщику важно предоставить сведения, является ли он производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвуют: 

— менее двух производителей и (или) сбытовых организаций (официальных торговых представителей) или цена предложения такого участника не ниже цены хотя бы одного участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя); 

— не менее двух производителей и (или) сбытовых организаций (официальных торговых представителей) и цена предложения такого участника ниже цены хотя бы одного участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя);

— только юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, при отсутствии предложений от производителей и (или) сбытовых организаций (официальных торговых представителей). 

Изложенное выше необходимо принимать во внимание в целях соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей). 

Конверты вскрыли. Что дальше?

Алгоритм действий после вскрытия предложений может быть таким:

1) конкурсная комиссия должна (если товарные позиции включены в приложение 3 и/или 3¹ к постановлению № 229 согласно подп. 2.16 и/или 2.18 п. 2 постановления № 229) проверить основания допуска поставщиков к участию в процедуре закупки. 

При наличии/отсутствии оснований допуска комиссия принимает соответствующее решение о допуске/недопуске поставщика(ов) к дальнейшему участию в конкурентной процедуре закупки. При этом условия предложения поставщика не рассматриваются; 

2) предложения допущенных к участию лиц рассматриваются конкурсной комиссией на предмет соответствия требованиям документации о закупке.

На данном этапе образцы предлагаемого товара тестируются. И с учетом полученного результата конкурсная комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии заданным в документации о закупке параметрам (требованиям) к предмету закупки.

Также на этом этапе конкурсная комиссия принимает решение о соответствии поступивших предложений установленным в документации о закупке требованиям и определяет перечень участников, с которыми будет проводить переговоры по улучшению условий предложений, определенных документацией о закупке, или только переговоры по снижению цены предложения;

3) конкурсная комиссия при рассмотрении предложений отклоняет предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвует не менее одного производителя и/или сбытовой организации (официального торгового представителя) и цена предложения такого участника не ниже цены участвующего в процедуре закупки производителя и/или его сбытовой организации (официального торгового представителя), применяя критерии и способ оценки, установленные в документации о закупке.

Далее с учетом наличия оснований применения преференциальной поправки определяется победитель. 

Резюме
Указание в Порядке закупок и далее в документации о закупке порядка действий конкурсной комиссии, при котором конкурсная комиссия в первую очередь применяет критерии и способ оценки предложений участников, а после проводит тестирование по качеству предлагаемого товара, по нашему мнению, ошибочно, поскольку противоречит требованиям постановления № 229.

485 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме